Фольклорные элементы в «Слове…»
Фольклорные элементы в «Слове…»
Выполнила: студентка группы 19ИПД1 Акимова Елизавета
Образ природы.
Она сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами описание природы не менее трагично:
| И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
И в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Пойти дождю стрелами с Дону великого!
| Троекратность + «плач»
| · Ярославна трижды (как в руских народных сказках,причитаниях,плачах, троекратный повтор) обращается к силам природы.
· Автор "Слова" обращается ко всему народу русскому, ко всем князьям. Он трижды призывает сплотиться, прекратить междоусобицы и дать отпор внешнему врагу и отомстить: «За землю Русскую, за раны Игоревы, сына Святославича»
| Упоминание о «славах»
Произведение начинается с упоминания о "славах", которые пел Боян. "Славой" Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Славу князьям поют девицы и иноземцы.
Мысленно следуя за полком Игоря, поэт одновременно оплакивает его, прерывая свое повествование лирическими отступлениями, которые также очень близки к народным мотивам.
| Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
Далеко залетело!
Не было оно в обиду порождено
ни соколу,
ни кречету,
ни тебе, черный ворон,
поганый половец!
| Песенная символика
| князья – это "солнце" и "молодые месяцы", "соколы"; персты Бояна – это десять соколов, которые он пускает на стадо лебедей; одинокой кукушкой плачет Ярославна на городской стене. На песенной символике и параллелизмах построено описание бегства Игоря: "А Игорь князь поскони горностаем к тростию и белым гоголем на воду. Вьвръжеся на бръз комонь и скочи с него бусым влъком, и потече к лугу Донца, и полете соколом под мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку, и обеду, и ужине"
| Описание сна. Символика
| В традициях народных символических представлений выдержано и описание сна Святослава: "чръная паполома" (покрывало) – символ похорон, "жемчуг" – символ слез, "доски без князька в тереме златоверхом" – знак несчастья, карканье серых воронов предвещает беду.
| Олицетворение и одушевление отвлеченных понятий:
| обиды – Дева Обида, скорби и печали – Карна и Жля, которые поскакали по Русской земле,– восходит к народной поэзии.
| Метафоры, сравнения, эпитеты, распространенные в народном творчестве
| "борзые кони", "красные девки", "чистое поле", "мечи булатные", "серый волк"
| Метафорические уподобления
| боя кровавому брачному пиру ("...ту пир докончаша храбрии русичи; сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рус кую"), посеву ("Чрьна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию полmяна; тугою взыдоша по Руской земли"), молотьбе ("На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела")
| Яркие сравнения, параллелизмы
| Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стада бежать к Дону великому", "...крычат телегы полунощы, рци –лебеди роспужени", "Гзак бежит серым влъком" и т. д.
| Наличие рефренов, которые членят отдельные эпизоды, выражающим основную идею произведения
| "О Руская земле, уже за шеломянем еси!" сопровождает движение русских войск и усиливает напряженность повествования. Обращение автора к князьям завершается рефреном "За землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!"
| Одинаковым зачином-запевом начинаются все три "строфы" плача Ярославны
| "Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи"
| Цветовые образы
| "Серебряная седина", "серебряное стружие", "серебряные берега", "серебряные струи", "зеленая паполома", "зеленая трава", "зеленое дерево", "синее море", "синий Дон", "синяя мгла", "синее вино", "белая хорюговь", "серые волки", "сизые орлы", "босый волк" Златой стол", "златой шелом", "златоверхий терем", "злато седло", "злато ожерелье", "златокованный стол", "злаченые стрелы", и, наконец, "злато слово". Этот эпитет связан, по-видимому, с тем символическим значением, которое придавалось золоту в древнерусской иконописи и монументальной живописи. Золото – символ славы и вечности.
|
|