Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Люди постоянно спрашивают Настю: Зачем ей все это? Не надоело ли?



 

Балет, как воздух

Когда в зале гасят свет и открывается занавес, на сцену выходят они - легкие, порхающие бабочки. Если вам когда-то говорили, что человек не может летать, пришло время открыть для вас правду. Балерины – хрупкие девушки, подчинившие себе воздух.

Балет – это не просто искусство, это целая наука, которой необходимо учиться с раннего детства. С одной из начинающих балерин я встретилась два года назад во Дворце Культуры, когда пришла забирать младшего брата из театральной студии. Надежд он никаких не подавал, и мама отправила меня поговорить с его преподавателем. Бродя по темным обшарпанным коридорам, случайно нашла балетную школу, о существовании которой даже и не подозревала.

«Вы за кем»? - поинтересовался мужчина лет сорока.

«За мной, за мной. Я знала, что Вы придете. Вы отведете меня к маме», - радостно кричала девочка в балетной пачке.

После минутного ступора, я постаралась объяснить ребенку, что ошиблась дверью и мне нужно идти. С трясущимися руками я вылетела из зеркального зала, быстро поднялась по лестнице, спешно забрала брата и направилась к выходу.

Но не тут-то было. Возле арки меня ждала та самая девочка и какая-то женщина.

«Знакомьтесь, это моя воспитанница Настя, ей десять лет»…

«Ирина Владиславовна, ну я же сама могу про себя рассказать. Не маленькая уже, - поспешила прервать ее девочка, - меня зовут Настя, мне десять лет, и я знаю, что Вы пришли ко мне от мамы».

Естественно, я не знала ни эту Настю, ни тем более ее маму, но такие утверждения затронули мое любопытство.

Анастасия Федотова – воспитанница детского дома №4. Это один из лучших детских домов города. Здесь дети растут с верой в сказку, которую вокруг них создают воспитатели. Каждому «своему» ребенку Ирина Владиславовна рассказывает про родителей. У кого-то они космонавты, изучающие поверхность Луны, у кого-то мореплаватели. Годы идут, а истории остаются. Вот и у нашей героини Насти мама – балерина. Девочка очень стремится быть на нее похожей. Недавно Ирина помогла сшить Насте балетную пачку, розовую с голубым, как она и хотела.

Разумеется, при детском доме балетной школы нет – бюджет такую роскошь не позволяет. В городском Дворце Культуры уроки балета стоят дорого – детскому дому «не потянуть». Но как объяснить это маленькому ребенку, который тянется к искусству?

«Я попросила Ирину Владиславовну отвести меня во Дворец Культуры. Она сказала, что завтра, - рассказывает нам Настя, - Завтра мы никуда не поехали, я опять спросила, потом опять, и так каждый день. Она мне говорила, что там очередь большая, поэтому надо ждать. Я дооолго ждала».

Настя - девочка целеустремленная. В свои десять лет добьется, чего угодно. Воспитатели надеялись, что она забудет про просьбу. Но, нет. Каждый день в течение месяца, по словам Ирины Владиславовны, она подходила и спрашивала, когда та отвезет ее в ДК. Однажды Анастасия даже объявила голодовку, но и это не стало последней каплей терпения воспитателей. Осознание того, что выхода нет, пришло позже. Настя тяжело заболела. Только после болезни Ирина решила отвезти девочку в балетную школу.

Многие девочки, которых родители приводят в балет, ходят на занятия насильно, против своей воли. А все потому, что мама и папа мечтают когда-нибудь увидеть свое чадо на сцене Большого театра. Они верят в то, что сейчас их ребенок не может понять, что для него лучше, он не может по-настоящему чем-то болеть.

Они заблуждаются. Есть такие дети, как Настя, у которых сияют глаза при одной только мысли о балете. Но зачастую тем, кто сильно хочет чего-то, это что-то так просто в руки не идет.

«Кто будет платить»? – таким был первый вопрос директора Дворца Культуры, поставивший воспитателя в неловкое положение.

Как выяснилось, желающих заниматься балетом за деньги у них предостаточно, и «нищенские дети» им не нужны.

«Вот если бы Настенька решила петь в хоре, тогда да, берем»! – заключил директор.

Петь в хоре Настя могла и на базе детского дома, могла даже заниматься русскими народными танцами, которые так пленили многих воспитанниц, или ходить в кружок кройки и шитья. Но ее мама балерина, и поэтому Настя обязательно должна пойти по ее стопам в маленьких пуантах.

Девочке постоянно снятся сны, как она, уже взрослая балерина, выходит на сцену в роли солистки. Исполняет свою партию, «уплывает» за кулисы, и там ее ждет мама с огромным букетом белых гвоздик, она прижимает Настю к своей груди и говорит, что теперь они всегда будут вместе.

Но «строгий дядя директор» как только не старался отобрать у девочки ее мечту. Говорил, что мест у них в этом году нет, а в следующем ей уже будет поздно начинать познавать искусство балета. Классический балет по своей сути абсолютно не физиологичен. Им, наравне с профессиональным спортом, нужно начинать заниматься с раннего детства, иначе тело просто-напросто не удастся «поломать» и заставить работать в непривычном ему положении. Директор рассказывал Насте страшные истории о том, что быть балериной – это адский труд: нужно постоянно сидеть на диетах, посещать изнурительные тренировки. Но это еще не залог ее дальнейшего успеха. Необходим талант! А настоящий талант, по его словам, дан только одной из ста танцующих девочек.

«Но я решила – нужно показать все, что я умею, - рассказывает Настя, - Я же перед приездом разминку сделала. Поэтому была готова. Даже волосы убрала, и глаза мне воспитательница подкрасила. Просила отвести меня в зеркальный зал к хореографу».

Девочке, влюбленной в балет, сказать «нет» было сложно. Никакими конфетами и апельсинами ее не подкупить, силу воли не сломать. После нескольких чаепитий директор Дворца Культуры все же отвел Анастасию к руководителю балетной труппы, предупредив того заранее - Насте нужно мягко отказать.

«Когда ко мне привели Настю, я был удивлен, - говорит Анатолий Шерстнев, квалифицированный преподаватель, - десятилетний ребенок не может начинать заниматься балетом. Это слишком поздно, кости уже окрепли. Но через пять минут я был удивлен еще больше – Настя показывала такой верх мастерства, какой даже не все мои подопечные могут продемонстрировать».

«Отказать» - такой был вердикт директора. Но Анатолий Шерстнев не мог этого допустить. Настя оказалось той самой одной девочкой из ста, девочкой с талантом от Бога. Две недели он ходил с просьбами к начальнику, после чего решил – платить будет сам.

Анатолий Владимирович - строгий преподаватель, поначалу все девочки боятся его, но Настя сразу смотрела на него с восхищением. Для нее он мастер, учитель, помощник. Ребенку казалось, что именно Анатолий Владимирович обучал ее маму балету. Она с горящими глазами каждый день расспрашивала его о своей «прекрасной даме». 

«Анатолий Владимирович, бывает, кричит на нас. Но это только, когда мы что-то не выполняем или в догонялки начинаем играть. А так он добрый. Хотелось бы иметь такого папу».

Однажды он пришел на занятие со своей сестрой, чтобы та отобрала девочек, подающих надежды. Объяснять детям он ничего не стал. Чтобы они не волновались, сестра незаметно сидела в стороне. В конце занятия она указала пальцем на трех балерин, среди них была и Ася. Появилась новая проблема. Дело в том, что «избранные» девочки должны были поехать на краевой конкурс молодых артистов балета. Предполагалось, что путевки и проживание в столице края оплачивают их родители, но у Аси никогда не было мамы и папы, а детский дом выделить нужную сумму не мог.

Все расходы на себя взял Анатолий Шерстнев.

Наверное, с этого-то все и началось. После конкурса, где Настя неплохо себя показала, преподаватель и его жена стали забирать девочку к себе на выходные. Активистка Настя отличалась от их родных сыновей рассудительностью и покладистостью. По их рассказам, она мыла за собой посуду и натирала ее до блеска.

«Я хочу, чтобы здесь блестело все так же, как мои глаза», - постоянно повторяла Настя.

Полноценный сценический дебют состоялся у Аси через год. Балет «Щелкунчик» входит в знаменитую тройку классического балета. Именно его Анатолий Шерстнев со своими маленькими балеринами решил поставить на сцене городского Дворца Культуры.

Месяцы тренировок не прошли зря, Настя порхала по сцене, как бабочка, стремящаяся ввысь. Создавалось впечатление, что еще немного, и она скроется из нашего поля зрения. Сегодня юную балерину представили как Анастасию Федотову. В этом году она окончит начальную школу. Преподаватели беспокоятся: сможет ли Настя совмещать такую разную учебу. Не будет ли балет мешать получению знаний. Сама же девочка уверена: она все сможет, она сильная – как мама.

До выступления Ася рассказала мне, что ее кумир – это Светлана Захарова, она знаменита своими невероятно длинными ногами, прекрасной стопой «с горкой», гибкой спиной, мягкими легкими руками, длинной шеей, высоченным шагом. Такие, как она, рождаются раз в сто лет. На нее, как на огонь и воду, можно смотреть бесконечно. «И ей всегда дарят цветы». Я решила порадовать Настю и преподнесла ей большой букет белых роз.

«Мне так приятно. Всем понравилось мое выступление. Цветы…мне никогда не дарили цветов. Я как Анастасия Волочкова», - восторгается маленькая балерина.

Сейчас Настя отрабатывает аттитюд назад. В ее багаже уже есть такие элементы, как пассе, арабески, фонлю-купе пассе назад. Планов на будущее много, и она собирается осуществить их все без исключения. Сцена городского Дворца Культуры для Насти не предел. После окончания школы она хочет отправиться в Москву, покорять сцену мегаполиса. Впереди ее ждут годы тренировок, но она не забудет день, когда сбылась маленькая мечта большой девочки.

Люди постоянно спрашивают Настю: Зачем ей все это? Не надоело ли?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.