Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика Составление целого из частей



Методика "Составление целого из частей "

(предлагается с 5 лет)

Оборудование

  • Две картинки (РИС. 1) с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагоналям на 4 части (часы-будильник, чашка).
  • Рисунок (РИС. 2) с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены.

Цели исследования
Выявление степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений. Целенаправленность проб при складывании (первая часть задания). Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания).

Процедура проведения
Задание включает два этапа.

На первом этапепредлагаются поочередно картинки, разрезанные на четыре части по диагоналям. Части картинок кладутся в произвольном порядке и не называются. Ребенок по составляющим частям должен узнать изобра­женный предмет и назвать его.

Инструкция: "Сложи картинку". Детям 6—7 лет можно положить сразу обе разрезанные картинки. Ребенок должен отобрать части каждой картинки и сложить.

На втором этапе задания предлагается рассмотреть карточку и найти те части, из которых получится изображенная слева фигура. Это задание предлагается детям с 6 лет.

Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию и понимают, что от них требуется. Они узнают и называют предмет, который нужно сложить. При недостаточно сформированном восприятии и низком уровне образных представлений возникают трудности уже на первом этапе задания; однако пробы целенаправленны.

Второй этап задания более сложен, так как дети должны составить фигуру на основе зрительных представлений. Задание осознается. Происходит целенаправленный поиск подходящих частей. Возможны ошибочные варианты.

Дети умственно отсталые понимают первый этап задания. Но для выполнения требуется первоначально положить уже сложенную картинку. Если части лежат в перевернутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Необходимо обучение (2—3 показа). Самостоятельное выполнение в 5 лет невозможно. Второй этап задания не осознается и не выполняется этими детьми ив 7—8 лет даже при оказании помощи.

Дети с задержкой психического развитияпонимают смысл задания. Интерес нестойкий. Уже на первом этапе нуждаются в помощи (показ сложенной картинки). Повторное выполнение бывает правильным, что свидетельствует об обучаемости этих детей. На втором этапе задания инструкция осознается, но способ выполнения характеризуется бессистемностью, нецеленаправленностью.

РИСУНОК 1. РИСУНОК 2.

РИС 1. Изображение предметов, разрезанныхпо диагоналям на 4 части

РИС. 2. Изображение геометрических фигур и частей, из которых они могут быть составлены.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.