Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Запишите слова. Замените их звуковыми схемами.



 

Урок 16.

Звуки и буквы

Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обо­значение слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Чистописание

ъ ь Ольга Дарья ъ ь

- Что вы знаете о Ъ и Ь?

III.Словарная работа.

Словарь: собака, сорока.

IV.Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы отправляемся в путь на паровозике. А вот в каком вагончике поедем, сейчас узнаем.

буква
звук
слог
слово
предло
речь
 

- Что мы произносим, когда разговариваем, читаем? (речь)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Из чего состоят слова? (из слогов)

- Из чего состоят слоги? ( из звуков или букв)

- Прочитайте стихотворение:

Мы — не буквы, мы — звуки речи. Изучает фонетика нас.  Мы — не буквы, мы - звуки речи. Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных — прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно.

- Кто запомнил, какая наука изучает звуки речи?

ФОНЕТИКА – слово образовано от греческого слова, что значит «ЗВУК».

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах.

- Откройте учебники на с. 45. Прочитайте тему.

- Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

III. Работа по теме урока
1. Беседа

- Ребята, а умел ли древний человек писать?

В древности человек для того чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий пред­мет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иерогли­фами.

(На доске записано стихотворение.)

Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. В день весенний у ворот Наконец растаял мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Я нашёл огромный грипп,  Но простыл — противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки

- Что мы произносим и слышим? (Звуки.)

- Что записываем и видим? (Буквы.)

2.Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 46).

- Прочитайте стихотворение.

- Как вы думаете, почему стихотворение имеет такое на­звание? Когда так говорят?

- Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (К словарю слов, близких по значению.)

- Назовите это слово. (Хорошо.)

- Найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в этом слове? Обоснуйте свой ответ. (3 буквы, 4 зву­ка. Буква Ю стоит после гласной и обозначает два звука.)

- Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв. (Встаю, ясным, поём.)

Встаю – 5 б., 6 зв.

Ясным – 5 б., 6 зв.

Поём – 4 б., 5 зв.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

Упр. 2 (с. 46).

- Прочитайте. Подумайте, какие слова в предложении пропущены.

- Найдите слова для справок. Выберите из них.

- Выполните задание.

- Прочитайте на с. 47, на что нужно обратить внимание.

- Из каких звуков складываются слова? (Из звуков челове­ческой речи.)

- Какие органы нашей речи работают, чтобы возникли звуки?

Упр. 3 (с. 47).

- Прочитайте задание. Выполните его в парах.

IV. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

 Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд –

Он подпрыгнул десять раз.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели травушку покушать,

Тишину послушать.

Тише, тише! Высоко

Прыгай на носках легко.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 47).

- Рассмотрите картинки.

- Составьте к каждому слову звуковую схему.

- Запишите слова буквами.

- Сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое?

- Прочитайте на с. 48, как обозначаются звуки.

- Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?

Упр. 5 (с. 48).

- Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Что вы заметили? Чем они похожи? (Записано одно и то же слово.)

- Чем они отличаются? (Слово обозначено по-разному.)

- Выполните задание.

Пальто – [п а лʼ т о].

Книга - [к нʼ и г а]

2. Словарная работа

- Объясните значение слова пальто.

Пальто - верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

 Говорю я ей про птичку,

 А она мне про пальто.

А. Барто

- Прочитайте слово пальто с ударением.

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Найдите опасное место в этом слове.

- Составьте предложение с этим словом.

- Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его напи­сание.

- Запишите предложение.

Мальчик надел пальто.

- Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обо­значают?

(Наблюдения за употреблением слов одеть (кого-то) и на­деть (на себя).)

3. Запишите слова. Замените их звуковыми схемами.

Конь – [к о нʼ].

Белка - [бʼ э л к а ].

Тюлень - [тʼ у лʼ э нʼ].

Маяк - [м а йʼ а к].

Язык - [йʼ а з ы к].

VI.Рефлексия

- Кто хорошо разобрался в теме урока?

- Чем отличаются звуки от букв?

- Обозначьте звуками слова лимон, язык.

- Оцените свою работу на уроке.

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно…..

VII.Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о звуках и буквах?

 

Д/з

С. 44 упр. 11. Списать 1,2,3 предложения



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.