|
||||||||||||
Запишите слова. Замените их звуковыми схемами.
Урок 16. Звуки и буквы Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов. Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий. Ход урока I.Организационный момент II.Чистописание ъ ь Ольга Дарья ъ ь - Что вы знаете о Ъ и Ь? III.Словарная работа. Словарь: собака, сорока. IV.Самоопределение к деятельности - Сегодня мы отправляемся в путь на паровозике. А вот в каком вагончике поедем, сейчас узнаем.
- Что мы произносим, когда разговариваем, читаем? (речь) - Какая бывает речь? (устная и письменная) - Из чего состоит наша речь? (из предложений) - Из чего состоят предложения? (из слов) - Из чего состоят слова? (из слогов) - Из чего состоят слоги? ( из звуков или букв) - Прочитайте стихотворение:
- Кто запомнил, какая наука изучает звуки речи? ФОНЕТИКА – слово образовано от греческого слова, что значит «ЗВУК». - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах. - Откройте учебники на с. 45. Прочитайте тему. - Чему мы будем учиться при изучении этой темы? III. Работа по теме урока - Ребята, а умел ли древний человек писать? В древности человек для того чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами. (На доске записано стихотворение.)
- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки - Что мы произносим и слышим? (Звуки.) - Что записываем и видим? (Буквы.) 2.Работа по учебнику Упр. 1 (с. 46). - Прочитайте стихотворение. - Как вы думаете, почему стихотворение имеет такое название? Когда так говорят? - Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (К словарю слов, близких по значению.) - Назовите это слово. (Хорошо.) - Найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в этом слове? Обоснуйте свой ответ. (3 буквы, 4 звука. Буква Ю стоит после гласной и обозначает два звука.) - Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв. (Встаю, ясным, поём.) Встаю – 5 б., 6 зв. Ясным – 5 б., 6 зв. Поём – 4 б., 5 зв. - Чем отличаются звуки от букв? - Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно. Упр. 2 (с. 46). - Прочитайте. Подумайте, какие слова в предложении пропущены. - Найдите слова для справок. Выберите из них. - Выполните задание. - Прочитайте на с. 47, на что нужно обратить внимание. - Из каких звуков складываются слова? (Из звуков человеческой речи.) - Какие органы нашей речи работают, чтобы возникли звуки? Упр. 3 (с. 47). - Прочитайте задание. Выполните его в парах. IV. Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд – Он подпрыгнул десять раз. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики Прыг-скок, прыг-скок! Сели травушку покушать, Тишину послушать. Тише, тише! Высоко Прыгай на носках легко. V. Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 47). - Рассмотрите картинки. - Составьте к каждому слову звуковую схему. - Запишите слова буквами. - Сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое? - Прочитайте на с. 48, как обозначаются звуки. - Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий? Упр. 5 (с. 48). - Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Что вы заметили? Чем они похожи? (Записано одно и то же слово.) - Чем они отличаются? (Слово обозначено по-разному.) - Выполните задание. Пальто – [п а лʼ т о]. Книга - [к нʼ и г а] 2. Словарная работа - Объясните значение слова пальто. Пальто - верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Но у мамы есть привычка Отвечать всегда не то: Говорю я ей про птичку, А она мне про пальто. А. Барто - Прочитайте слово пальто с ударением. - Сколько слогов в этом слове? - На какой слог падает ударение? - Найдите опасное место в этом слове. - Составьте предложение с этим словом. - Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание. - Запишите предложение. Мальчик надел пальто. - Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают? (Наблюдения за употреблением слов одеть (кого-то) и надеть (на себя).) 3. Запишите слова. Замените их звуковыми схемами. Конь – [к о нʼ]. Белка - [бʼ э л к а ]. Тюлень - [тʼ у лʼ э нʼ]. Маяк - [м а йʼ а к]. Язык - [йʼ а з ы к]. VI.Рефлексия - Кто хорошо разобрался в теме урока? - Чем отличаются звуки от букв? - Обозначьте звуками слова лимон, язык. - Оцените свою работу на уроке. • Сегодня я узнал…. • Было интересно… • Было трудно….. VII.Подведение итогов урока - Что нового вы узнали о звуках и буквах?
Д/з С. 44 упр. 11. Списать 1,2,3 предложения
|
||||||||||||
|