Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текст выступления слушателя 6А курса факультета заочного обучения ВЮИ ФСИН России



Текст выступления слушателя 6А курса факультета заочного обучения ВЮИ ФСИН России

Ким А.В.

по защите выпускной квалификационной работы на тему:

«Коллектив сотрудников исправительного учреждения как элемент воспитательной системы и субъект процесса исправления»

Уважаемый председатель и члены государственной экзаменационной комиссии!

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему «Коллектив сотрудников исправительного учреждения как элемент воспитательной системы и субъект процесса исправления».

На сегодняшний день, важнейшим направлением уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных. Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности воспитательного воздействия, должно стать главным направлением деятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.

Необходимым средством достижения целей исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений является воспитательное воздействие на осужденных. Процесс этот многогранен, и задействованы в нем практически все сотрудники УИС.

Вопрос о педагогическом мастерстве начальника отряда, его продуктивности и факторах, влияющих на достижение результативности в деятельности, является крайне важным и малоизученным. В связи с этим, тема дипломной работы представляет теоретический и практический интересы.

Объектом исследованияданной работы является коллектив сотрудников исправительного учреждения.

Предметом исследования данной работы являются особенности педагогического потенциала коллектива сотрудников.

Цельюданной работы является анализ особенностей коллектива сотрудников исправительных учреждений, осуществляющих воспитательную работу с осужденными.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования
к нравственным качествам сотрудников, эмоциональной устойчивости, педагогическим и коммуникативным способностям, психологической готовности, наличию социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов.

2. Структура коллектива сотрудников включает в себя:

а) первичные коллективы – советы воспитателей отрядов, состоящие
из начальников отрядов, прикрепленных к отрядам учителей школы, мастеров профтехучилища, инженерно-технических и других работников;

б) общий коллектив сотрудников учреждения, объединяющий в своем составе первичные коллективы, коллективы отрядов и служб колонии.

3. Коллектив сотрудников пенитенциарных учреждений имеет ряд специфических отличий:

- ярко выраженная карательно-воспитательная цель деятельности;

- разнородность состава;

- организация на основе принципа единоначалия и строгой субординации;

- официальные и неофициальные отношения, сплоченность коллектива
и психологический климат.

4. Для формирования готовности сотрудников исправительных учреждений к осуществлению воспитательной работы с осужденными необходимо совершенствовать систему подбора и отбора кандидатов
на службу в уголовно-исполнительную систему, работу с молодыми сотрудниками, постоянное повышение квалификации, нравственной активности, эмоциональной устойчивости, развитие педагогических
и коммуникативных способностей, устойчивости к неблагоприятному влиянию среды осужденных.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и научно-практической литературы, обработка статистических данных, диагностические методики: Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.); Методика определения индивидуального стиля педагогической деятельности) (Маркова А.К., Никонова А.Я).

Наше исследование было проведено на базе исправительных учреждений ФКУ ИК-1, ФКУ ИК-4, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.

В исследовании приняло участие 19 сотрудников исправительных учреждений состоящих на должностях начальника отряда, из них две женщины.

Сравнив показатели КСК в зависимости от стажа работы в должности начальника отряда мы получили следующие результаты: сотрудники-воспитатели, состоящие в должности начальника отряда от 0 до 3 лет более общительны, более легки и открыты в общении, они в большей степени обладают развитым логическим мышлением в общении, а также более сообразительны. Начальники отряда, состоящие в должности от 4 до 7 лет обладают примерным равновесием между общительностью и необщительностью, а также открытостью и замкнутостью. Большее количество сотрудников с данным стажем работы мало используют логику в общении, не отличаются высокой степенью сообразительности и внимательности по отношению к собеседнику, но среди них, все, же есть сотрудники с развитым логическим мышлением, сообразительных и внимательных в общении.

Практически по каждому фактору данной методики сотрудники воспитатели обладают средним уровнем выраженности того или иного фактора, это говорит о примерном равновесии между двумя противоположными личностными качествами, такими как эмоциональная устойчивость и неустойчивость, изменчивость и зрелость, независимость и зависимость от группы и др.

Благодаря полученным данным можно говорить о том, что проведенная методика имеет положительное значение для изучения сторон коммуникативной социальной компетентности сотрудников воспитателей исправительных учреждений.

Далее нам необходимо было изучить индивидуальный стиль педагогической деятельности начальников отряда ИУ. Для этого нами была использована методика определения индивидуального стиля педагогической деятельности сотрудников воспитателей ИУ. Результаты представлены в сводной таблице (Приложение 7). Таким образом, в ходе исследования мы получили следующие данные.

Эмоционально импровизационным стилем (ЭИС) деятельности не обладает ни один из испытуемых сотрудников воспитателей ИУ.

3 респондента (16%) обладают эмоционально-методическим стилем (ЭМС) педагогической деятельности. Эти сотрудники воспитатели ориентированы на процесс и результаты исправления и воспитания, адекватно планируют воспитательный процесс. Для них характерно некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты, адекватно планируют воспитательный процесс, поэтапно отрабатывают весь воспитательный потенциал, внимательно следят за уровнем изменений личности осужденного (как сильных, так и слабых). Таких сотрудников отличает высокая оперативность, практикуют коллективные обсуждения.

8 испытуемых (42%) используют в своей деятельности рассуждающее-импровизационный стиль (РИС). Данные сотрудники воспитатели ориентированы на процесс и результаты воспитания, адекватно планируют воспитательный процесс. По сравнению с сотрудниками эмоциональных стилей педагог с РИС проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов воспитания, не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения.Сотрудники с РИС меньше говорят сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на осужденных косвенным путем (посредством уточнений и т.д.).

    8 участников (42%) исследования применяют в своей педагогической деятельности рассуждающее-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты исправления и адекватно планируя воспитательный процесс, сотрудники с РМС проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность, контроль) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов воспитания, редким проведением коллективных обсуждений. Для педагогов с РМС характерна в целом рефлексивность.

    Сотрудники-воспитатели со стажем работы от 0 до 3 лет чаще свою работу строят в рассуждающее-импровизационном стиле. Данные сотрудники воспитатели ориентированы на процесс и результаты воспитания, адекватно планируют воспитательный процесс. По сравнению с сотрудниками эмоциональных стилей педагог с РИС проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов воспитания, не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения.Сотрудники с РИС меньше говорят сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на осужденных косвенным путем (посредством уточнений и т.д.).

Сотрудники-воспитатели со стажем работы от 4 до 7 лет в равной степени строят свою деятельность и в эмоционально-методическом стиле и рассуждающее-методическом.

Очень важным моментом в работе сотрудника воспитателя является формирование коммуникативной компетентности. Делать это необходимо еще на этапе обучения будущих сотрудников воспитателей ИУ, посредством образовательной деятельности и практики.

В ходе нашего исследования были выявлено 68 % сотрудников с низким уровнем коммуникативной компетентности, с данной группой сотрудников необходимо провести коррекционную работу в виде социально-психологических тренингов, направленных на повышение нравственной активности, эмоциональной устойчивости, развитие педагогических и коммуникативных способностей, повышение психологической готовности к службе в уголовно-исполнительной системе, повышение устойчивости к неблагоприятному влиянию среды осужденных, необходимо повышать профессиональную компетентность, мотивировать сотрудников к профессиональной деятельности.

 

Спасибо за внимание!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.