|
|||||||||||||||||||||||
Субшкала. Субшкала. Текст опросника
Субшкала | Среднее знач. ± Станд откл | ||||||||||||||||||||||
Мужчины | Женщины | ||||||||||||||||||||||
Цели в жизни | 32,90±5,92 | 29,38±6,24 | |||||||||||||||||||||
Процесс жизни | 31,09 4,44 | 28,80±6,14 | |||||||||||||||||||||
Результативность жизни | 25,46±4.30 | 23,30±4,95 | |||||||||||||||||||||
Локус контроля — Я | 21,13±3,85 | 18,58±4,30 | |||||||||||||||||||||
Локус контроля — жизнь | 30.14±5,80 | 28.70±6,10 | |||||||||||||||||||||
Общий показатель ОЖ | 103,10±15,03 | 95,76±16,54 |
В следующей таблице приведены Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес в целях
Таблица
Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).
Субшкала | Среднее знач. ± Станд откл | |
Цели в жизни | 38.91±3,20 | |
Процесс жизни | 35,95±4,06 | |
Результативность жизни | 29,83±3,00 | |
Локус контроля — Я | 24,65±2,39 | |
Локус контроля — жизнь | 34.59±4,44 | |
Общий показатель ОЖ | 120,36±10,21 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Субшкала 1. Цели в жизни.
Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.
Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
Субшкала 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.
Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Эта шкала – показатель того воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем.
Низкие баллы но этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
Субшкала 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.
Шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которою все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни.
Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
Шкала 4. Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни).
Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о ее смысле.
Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Субшкала 5. Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни.
При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)».
Текст опросника
Баллы | ||||||||||
1. | Обычно мне очень скучно. | Обычно я полон энергии | ||||||||
2. | Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | ||||||||
3. | В жизни я не имею определенных целей и намерений | В жизни я имею очень ясные целя и намерения | ||||||||
4. | Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. | ||||||||
5. | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | ||||||||
6. | Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | ||||||||
7. | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. | ||||||||
8. | Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. | ||||||||
9. | Моя жизнь пуста и неинтересна. | Моя жизнь наполнена интересными делами | ||||||||
10. | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | ||||||||
11. | Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | ||||||||
12. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | ||||||||
13. | Я человек очень обязательный. | Я человек совсем не обязательный. | ||||||||
14. | Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. | ||||||||
15. | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | ||||||||
16. | В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. | В жизни я нашел свое призвание и цели. | ||||||||
17. | Мои жизненные взгляды еще не определились. | Мои жизненные взгляды вполне определились. | ||||||||
18. | Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | ||||||||
19. | Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. | ||||||||
20. | Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Источники
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999. - 528 с.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации.– 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. –18 с.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).– М: Смысл, 1992. – 16 с.
Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. – 1993. – Т.14. - № 1. - С. 150-155.
Петрова Е. А., Шестаков А.А. Социально-психологические основы ассесмента руководителей банковских структур.– Новомосковск.: Реком, 2002. – 120 с.
Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / Авт.-сост. В.В. Гриценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 — 184 с.
Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 186 с.
Щевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
< Предыдущая | Следующая > |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|