Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древняя Греция



Древняя Греция

Периодизация

 

 
Гомеровский период  

 

XI-VIII вв. до н. э. Этот период можно было назвать «смутным»: ахейцев вытесняют дорийцы, находящиеся на более низком уровне культурного развития. В это время Греция представляет собой сотни небольших полисов-общин, чье население в большей степени состояло из крестьян-земледельцев. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых возможностей становятся народы, более отсталые в культурном отношении. На многие десятилетия забывается даже письменность. Основная ценность этой эпохи — воинская доблесть «арете». Основной формой общественного контроля является «культура стыда» — непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание.  
Архаический период

Archaic period

 

Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н. э время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера, формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).  
Классический период  

Classic period

 

период в истории древнегреческого искусства 5-4 веков до н.э. В искусстве классики сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. В это время работали величайшие мастера: скульпторы Фидий, Мирон, Полик лет; архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл.  
Эллинистический период  

Hellenism period

323 г. до н.э. - 146 г. до н.э. продолжался от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. до присоединения Пелопоннесского полуострова и греческих островов к Риму в 146 г. до н. э. Хотя, установление римского господства не помешало сохранению эллинистического общества и культуры, которые практически не менялись до прихода христианства, Греция потеряла политическую независимость.  
Протогеометрический стиль  

Protogeometrycheskyy style

11-10 вв. до н. э.
Геометрический стиль  

Geometrical style

 

одна из ранних стадии развития искусства Древней Греции 9-8 веков до н.э. Наиболее ярко геометрический стиль проявился в вазописи. Орнамент вазописи располагается полосами и складывается из меандров, крестов, окружностей, геометризованных изображений человеческой фигуры. Наряду с богатой орнаментацией появляются первые изображения людей и животных, в 8 веке – бытовые сцены (захоронения, картины битв, мифологические сюжеты.  
Ксоан  

Ksoan

 

в Др. Греции деревянный столб, воплощающий божество; предшествовал появлению культовой статуи.
Мегарон

megaron

(греч. большой зал, большой дом), тип жилого дома эгейской культуры, возникший в эпоху неолита. Представлял собой удлиненное прямоугольное строение с входом, находившемся в торце, обычной или двойной передней и сенями, огражденными с боков стенами, а спереди колоннами. Во дворцах далее находился зал с очагом, окруженный колоннами.

Типы греческих храмов:

 

Антовыи храм (храм в антах);  

Temple in antis

прямоугольное культовое сооружение с двумя боковыми стенами выступающими за главный фасад и оканчивающимися пилястрами (antae, parastades), между которыми с лицевой стороны были поставлены две колонны, поддерживавшие архитрав, соединяющий обе боковые стены или пилястры.  
Простиль

prostyle

(от греч. pro — впереди и stylos -колонна), тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде.  
Амфипростиль  

amryprostyl

 

(греч. amphiprostylos), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах.  
Периптер

perypter

 

(греч. peri – кругом, pteron - крыло) основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.  
Псевдопериптер  

psevdoperypter

 

(от псевдо... и периптер), тип античного храма: колонны боковых и заднего фасадов, в отличие от периптера, не имеют полного объема и лишь наполовину выступают из стены.  
Диптер  

dypter

 

(греч. dipteros), тип древнегреческого храма: прямоугольное в плане помещение, окруженное снаружи двумя рядами колонн.  
Псевдодиптер  

psevdodypter

 

(от псевдо... и диптер), тип древнегреческого храма; от диптера отличается отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для него оставлено.  
Толос (фолос).  

tolos (folos)

(греч. tholos), монументальное, круглое в плане здание (гробница, храм) в эгейской культуре и античном мире.
Целла (наос)  

Tsella (naos)

 

(греч. naos), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.  
Пронаос,  

pronaos

 

(греч. pronaos), полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом.  
Опистодом  

opystodom

 

(от греч. opisthodomos — находящийся в задней части дома), закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделенное стеной от наоса.  
Портик (стоя)

 

(греч. stoa, лат. галерея с колоннами), открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах. Благодаря полуоткрытому пространственному комплексу портик предоставлял защиту от солнца и одновременно освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную форму, полукруглую, состоять из двух частей, трех частей или же из четырех частей, завершая внутренний двор (перистиль, окруженный колоннадой, в домах, виллах, дворцах).
Ордер

 

(латин. оrdo – ряд, разряд) – один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей – опор в виде колонн, столбов или пилястров – и горизонтальных несомых частей – антаблемента.
Дорический ордер  

Dorian warrant

 

самый древний из трех основных архитектурных ордеров. Получил название от создавших его дорических племен. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из двух каменных плит — эхина и абака
Ионический ордер  

Ionic warrant

 

один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами); капитель состоит из 2 крупных завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав — из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.  
Коринфский ордер  

Korynfskyy warrant

 

один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.  
Стереобат  

Stereobat

 

(греч. stereobathV) - в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.
Стилобат  

Stylobat

 

Верхняя площадка цоколя древнегреческого храма, на которой стояли колонны (stylo).
Ствол (фуст)  

Trunk (fust)

 

основная часть колонны, лежащая между капителью и базой  
Каннелюры  

Kannelyury

 

(франц. cannelures), в архитектуре — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.  
Энтазис  

Entazys

 

утолщение ствола (фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.  
Шейка (гипотрахелион)

Neck (gypotrakhelyon)

 

(греч. - под и шея), врезы под трахелионом , отделяющие его от ствола колонны. Число их от 1 до 3, иногда 5.
Капитель

Сарitel

 

 (от позднелат. capitellum — головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.  
Эхин  

Ekhyn

 

(греч. echinos, букв. — еж), часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку.  
Абак (абака)  

Abak (abaka)

 

(от греч. abax, abakion, лат. abacus — доска, счетная доска), счетная доска, устройство для арифметических вычислений, применявшееся древними цивилизациями Евразии и затем в Западной Европе до 18 в. Плита, расположенная между эхином (в дорической капители) и опирающейся на нее балкой – архитравом.  
Антаблемент  

Antablement

 

(франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.  
Архитрав  

Architrave

 

(от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах).  
Фриз (триглифон)

Frisian (tryglyfon)

 

в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами.
Карниз  

Cornice

 

(нем. Karnies), в архитектуре — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. Встречается промежуточный карниз, разделяющий этажи. Карниз — также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах.  
Метопы  

Metopes

 

 (греч. metopon – пространство между глазами), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные рельефными изображениями, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.  
Триглифы  

Tryglyfy

 

(греч. triglyphos – с тремя нарезками), в архитектуре — прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера.  
Мутулы  

Mutuly

 

(лат. mutulus), плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере.  
Akroteryy  

Акротерий

 

(греч. akroterion – вершина, фронтон), скульптурное украшение (статуя, пальметта), помещаемое над углами и в центре фронтона архитектурного сооружения.  
Фронтон  

Fronton

 

(франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.  
Тимпан  

Tympan

 

(греч. tympanon), в архитектуре — внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д.  
База  

Base

(франц. base, от греч. basis), в архитектуре — основание, подножие колонны или столба.  
Астрагал  

Neckmould

 

(от греч. astragalos, букв. -шейный позвонок), деталь сложного профиля в ордерной архитектуре — гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.
Volyuta  

Волюта

 

(итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей ; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.  
ионики (овы)  

yonyky (ovy)

 

рельефный орнамент в виде ряда срезанных сверху яйцеобразных элементов, обрамленных валиком и чередующихся со стрельчатыми листьями.  
Фасции  

Fastsyy

 

(фасцы) (лат. fasces), в Др. Риме пучки прутьев, перевязанные ремнями, с воткнутыми в них топориками. Атрибут власти царей, затем высших магистратов. Изображение фасции было заимствовано итальянским фашизмом в качестве эмблемы.  
Зоофор  

Zoofor

 

лента рельефного орнамента с изображением живых существ, растений и т.п  
Киматий  

Kymatyy

 

в архитектуре орнаментальный пояс, являющийся составной частью капители, карниза  
Дентикулы  

Dentykuly

 

(от лат. denticulus — зубец) (зубчики, сухарики), ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе в ионическом и коринфском ордерах.  
Кариатиды  

Caryatids

 

(греч. karyatis), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).  
Курос  

Kuros

 

(греч. kuros), в искусстве древнегреческой архаики — статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).  
Кора  

Cora

 

(от греч. kore — девушка), 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах.  
Чернофигурный стиль

Chernofygurnyy style

 

художественный стиль в искусстве вазописи Древней Греции 7-6 вв. до н.э. В росписях чернофигурного стиля черные силуэты наносятся на желтый или красный фон глиняного сосуда, а внутренние контуры процарапываются иглой.  
Краснофигурний стиль  

Krasnofygurnyy style

 

один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Он появился приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н. э.  
Акрополь  

Acropolis

 

возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны).  
Пропилеи  

Propyley

 

(греч. propylaion), возникшее в древнегреческой архитектуре обрамление парадного прохода или проезда симметричными портиками и колоннадами.  
Курватуры  

Kurvatury

 

(от лат. curvatura — кривизна), нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры.  
Хрисоэлефантинная техника  

Khrysoelefantynnaya technique

(от греч. chrysos — золото и elephas — слоновая кость), древнегреческая скульптура выполнялась из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе.  
«Гипподамов город»  

«Gyppodamov city»

 

характерная планировка регулярного города, приписываемая Аристотелем милетскому архитектору Гипподаму. Гипподамова система планировки выполнялась афинским полисом при закладке новых городов и колоний. Основная черта Г.Г. - прямоугольная сеть улиц одинаковой ширины (от 4-5 до 7-8 м). Внутриквартальная планировка получила демократическую организацию: каждый дом имел примерно равную площадь.  
Стоя  

Standing

 

(стоа) (греч. stoia, stoa), в древнегреческой архитектуре общественное сооружение — галерея-портик (иногда двухъярусная) для отдыха, прогулок, бесед.  
Портик  

Portico

(от лат. porticus), галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.  
Пританей  

Prytaney

 

в Др. Греции здание для заседания совета старейшин (пританов).  
Булевтерий  

Bulevteryy

 

здание для заседания буле (совета старейшин — высшего административного органа исполнительной, а иногда и законодательной власти в др.-гр. городах-государствах — полисах).  
Гинекей  

Gynekey

(от греч. gynaikeios — женский), в Др. Греции женская половина в задней части дома. В поздней Римской империи и Византии государственные или частные мастерские, где работали рабы.  
Канон Поликлета  

The Polykleta Canon

 

Античный скульптор Поликлет в своем сочинении «Канон» дал теоретическое обобщение совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Скульптура Поликлета «Дорифор» в эпоху Классики считалась образцовым выражением идеальных пропорций человеческого тела. Голова составляет 1/8 длины тела, а лицо - 1/10.  
Театр

Theater

 

(от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.  
скена  

skena

 

(греч. skene, первонач. — палатка), в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров. От слов skene и лат. scaena произошло слово «сцена».  
проскении  

proskenyy

 

в древнегреческом театре деревянный фасад скены или декоративная стена перед ней.  
орхестра  

orkhestra

 

(греч. orchestra, от orcheomai — танцую), основная часть театрального здания в Древней Греции; окаймленная амфитеатром площадка, на которой выступали хор и актеры.  
parod  

парод

 

в театре Др. Греции проход на орхестру между амфитеатром и скеной.
Гимнасий  

 

(от греч. gymnos – обнаженный) у греков – помещения для физического воспитания (гимнастики), где упражнялись в обнаженном виде. Имелся просторный двор, окруженный колонными залами, залами для занятий с бассейнами. Позже, с отменой всеобщей воинской повинности, помещения гимнасиев стали использоваться как места для образования.
Андрон  

Andron

 

Мужская часть городского дома, выходившая на улицу
Гинекей

 

Женская часть дома, помещавшаяся в задней части дома, а иногда и верхнем этаже, где могли быть и помещения для рабов, и комнаты для приезжих гостей.
Мавзолей  

Mausoleum

 

(лат. mausoleum, от греч. Mausoleion), монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Воздвигнутая в середине 4 в. до н. э. для правителя Карии (Малая Азия) в г. Галикарнас – Мавсола и его супруги усыпальница, считавшаяся в древнем мире одним из «семи чудес света».  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.