![]()
|
|||||
Древняя ГрецияДревняя Греция | |||||
Периодизация |
| ||||
Гомеровский период |
| XI-VIII вв. до н. э. Этот период можно было назвать «смутным»: ахейцев вытесняют дорийцы, находящиеся на более низком уровне культурного развития. В это время Греция представляет собой сотни небольших полисов-общин, чье население в большей степени состояло из крестьян-земледельцев. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых возможностей становятся народы, более отсталые в культурном отношении. На многие десятилетия забывается даже письменность. Основная ценность этой эпохи — воинская доблесть «арете». Основной формой общественного контроля является «культура стыда» — непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. | |||
Архаический период | Archaic period
| Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н. э время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера, формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). | |||
Классический период | Classic period
| период в истории древнегреческого искусства 5-4 веков до н.э. В искусстве классики сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. В это время работали величайшие мастера: скульпторы Фидий, Мирон, Полик лет; архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл. | |||
Эллинистический период | Hellenism period | 323 г. до н.э. - 146 г. до н.э. продолжался от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. до присоединения Пелопоннесского полуострова и греческих островов к Риму в 146 г. до н. э. Хотя, установление римского господства не помешало сохранению эллинистического общества и культуры, которые практически не менялись до прихода христианства, Греция потеряла политическую независимость. | |||
Протогеометрический стиль | Protogeometrycheskyy style | 11-10 вв. до н. э. | |||
Геометрический стиль | Geometrical style
| одна из ранних стадии развития искусства Древней Греции 9-8 веков до н.э. Наиболее ярко геометрический стиль проявился в вазописи. Орнамент вазописи располагается полосами и складывается из меандров, крестов, окружностей, геометризованных изображений человеческой фигуры. Наряду с богатой орнаментацией появляются первые изображения людей и животных, в 8 веке – бытовые сцены (захоронения, картины битв, мифологические сюжеты. | |||
Ксоан | Ksoan
| в Др. Греции деревянный столб, воплощающий божество; предшествовал появлению культовой статуи. | |||
Мегарон | megaron | (греч. большой зал, большой дом), тип жилого дома эгейской культуры, возникший в эпоху неолита. Представлял собой удлиненное прямоугольное строение с входом, находившемся в торце, обычной или двойной передней и сенями, огражденными с боков стенами, а спереди колоннами. Во дворцах далее находился зал с очагом, окруженный колоннами. | |||
Типы греческих храмов:
| |||||
Антовыи храм (храм в антах); | Temple in antis | прямоугольное культовое сооружение с двумя боковыми стенами выступающими за главный фасад и оканчивающимися пилястрами (antae, parastades), между которыми с лицевой стороны были поставлены две колонны, поддерживавшие архитрав, соединяющий обе боковые стены или пилястры. | |||
Простиль | prostyle | (от греч. pro — впереди и stylos -колонна), тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде. | |||
Амфипростиль | amryprostyl
| (греч. amphiprostylos), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. | |||
Периптер | perypter
| (греч. peri – кругом, pteron - крыло) основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. | |||
Псевдопериптер | psevdoperypter
| (от псевдо... и периптер), тип античного храма: колонны боковых и заднего фасадов, в отличие от периптера, не имеют полного объема и лишь наполовину выступают из стены. | |||
Диптер | dypter
| (греч. dipteros), тип древнегреческого храма: прямоугольное в плане помещение, окруженное снаружи двумя рядами колонн. | |||
Псевдодиптер | psevdodypter
| (от псевдо... и диптер), тип древнегреческого храма; от диптера отличается отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для него оставлено. | |||
Толос (фолос). | tolos (folos) | (греч. tholos), монументальное, круглое в плане здание (гробница, храм) в эгейской культуре и античном мире. | |||
Целла (наос) | Tsella (naos)
| (греч. naos), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества. | |||
Пронаос, | pronaos
| (греч. pronaos), полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом. | |||
Опистодом | opystodom
| (от греч. opisthodomos — находящийся в задней части дома), закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделенное стеной от наоса. | |||
Портик (стоя) |
| (греч. stoa, лат. галерея с колоннами), открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах. Благодаря полуоткрытому пространственному комплексу портик предоставлял защиту от солнца и одновременно освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную форму, полукруглую, состоять из двух частей, трех частей или же из четырех частей, завершая внутренний двор (перистиль, окруженный колоннадой, в домах, виллах, дворцах). | |||
Ордер |
| (латин. оrdo – ряд, разряд) – один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей – опор в виде колонн, столбов или пилястров – и горизонтальных несомых частей – антаблемента. | |||
Дорический ордер | Dorian warrant
| самый древний из трех основных архитектурных ордеров. Получил название от создавших его дорических племен. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из двух каменных плит — эхина и абака | |||
Ионический ордер | Ionic warrant
| один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами); капитель состоит из 2 крупных завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав — из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. | |||
Коринфский ордер | Korynfskyy warrant
| один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют. | |||
Стереобат | Stereobat
| (греч. stereobathV) - в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом. | |||
Стилобат | Stylobat
| Верхняя площадка цоколя древнегреческого храма, на которой стояли колонны (stylo). | |||
Ствол (фуст) | Trunk (fust)
| основная часть колонны, лежащая между капителью и базой | |||
Каннелюры | Kannelyury
| (франц. cannelures), в архитектуре — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. | |||
Энтазис | Entazys
| утолщение ствола (фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола. | |||
Шейка (гипотрахелион) | Neck (gypotrakhelyon)
| (греч. - под и шея), врезы под трахелионом , отделяющие его от ствола колонны. Число их от 1 до 3, иногда 5. | |||
Капитель | Сарitel
| (от позднелат. capitellum — головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры. | |||
Эхин | Ekhyn
| (греч. echinos, букв. — еж), часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку. | |||
Абак (абака) | Abak (abaka)
| (от греч. abax, abakion, лат. abacus — доска, счетная доска), счетная доска, устройство для арифметических вычислений, применявшееся древними цивилизациями Евразии и затем в Западной Европе до 18 в. Плита, расположенная между эхином (в дорической капители) и опирающейся на нее балкой – архитравом. | |||
Антаблемент | Antablement
| (франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз. | |||
Архитрав | Architrave
| (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах). | |||
Фриз (триглифон) | Frisian (tryglyfon)
| в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами. | |||
Карниз | Cornice
| (нем. Karnies), в архитектуре — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. Встречается промежуточный карниз, разделяющий этажи. Карниз — также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах. | |||
Метопы | Metopes
| (греч. metopon – пространство между глазами), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные рельефными изображениями, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера. | |||
Триглифы | Tryglyfy
| (греч. triglyphos – с тремя нарезками), в архитектуре — прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера. | |||
Мутулы | Mutuly
| (лат. mutulus), плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере. | |||
Akroteryy | Акротерий
| (греч. akroterion – вершина, фронтон), скульптурное украшение (статуя, пальметта), помещаемое над углами и в центре фронтона архитектурного сооружения. | |||
Фронтон | Fronton
| (франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. | |||
Тимпан | Tympan
| (греч. tympanon), в архитектуре — внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д. | |||
База | Base | (франц. base, от греч. basis), в архитектуре — основание, подножие колонны или столба. | |||
Астрагал | Neckmould
| (от греч. astragalos, букв. -шейный позвонок), деталь сложного профиля в ордерной архитектуре — гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой. | |||
Volyuta | Волюта
| (итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей ; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. | |||
ионики (овы) | yonyky (ovy)
| рельефный орнамент в виде ряда срезанных сверху яйцеобразных элементов, обрамленных валиком и чередующихся со стрельчатыми листьями. | |||
Фасции | Fastsyy
| (фасцы) (лат. fasces), в Др. Риме пучки прутьев, перевязанные ремнями, с воткнутыми в них топориками. Атрибут власти царей, затем высших магистратов. Изображение фасции было заимствовано итальянским фашизмом в качестве эмблемы. | |||
Зоофор | Zoofor
| лента рельефного орнамента с изображением живых существ, растений и т.п | |||
Киматий | Kymatyy
| в архитектуре орнаментальный пояс, являющийся составной частью капители, карниза | |||
Дентикулы | Dentykuly
| (от лат. denticulus — зубец) (зубчики, сухарики), ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе в ионическом и коринфском ордерах. | |||
Кариатиды | Caryatids
| (греч. karyatis), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию). | |||
Курос | Kuros
| (греч. kuros), в искусстве древнегреческой архаики — статуя юноши-атлета (обычно обнаженного). | |||
Кора | Cora
| (от греч. kore — девушка), 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах. | |||
Чернофигурный стиль | Chernofygurnyy style
| художественный стиль в искусстве вазописи Древней Греции 7-6 вв. до н.э. В росписях чернофигурного стиля черные силуэты наносятся на желтый или красный фон глиняного сосуда, а внутренние контуры процарапываются иглой. | |||
Краснофигурний стиль | Krasnofygurnyy style
| один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Он появился приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н. э. | |||
Акрополь | Acropolis
| возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). | |||
Пропилеи | Propyley
| (греч. propylaion), возникшее в древнегреческой архитектуре обрамление парадного прохода или проезда симметричными портиками и колоннадами. | |||
Курватуры | Kurvatury
| (от лат. curvatura — кривизна), нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры. | |||
Хрисоэлефантинная техника | Khrysoelefantynnaya technique | (от греч. chrysos — золото и elephas — слоновая кость), древнегреческая скульптура выполнялась из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе. | |||
«Гипподамов город» | «Gyppodamov city»
| характерная планировка регулярного города, приписываемая Аристотелем милетскому архитектору Гипподаму. Гипподамова система планировки выполнялась афинским полисом при закладке новых городов и колоний. Основная черта Г.Г. - прямоугольная сеть улиц одинаковой ширины (от 4-5 до 7-8 м). Внутриквартальная планировка получила демократическую организацию: каждый дом имел примерно равную площадь. | |||
Стоя | Standing
| (стоа) (греч. stoia, stoa), в древнегреческой архитектуре общественное сооружение — галерея-портик (иногда двухъярусная) для отдыха, прогулок, бесед. | |||
Портик | Portico | (от лат. porticus), галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком. | |||
Пританей | Prytaney
| в Др. Греции здание для заседания совета старейшин (пританов). | |||
Булевтерий | Bulevteryy
| здание для заседания буле (совета старейшин — высшего административного органа исполнительной, а иногда и законодательной власти в др.-гр. городах-государствах — полисах). | |||
Гинекей | Gynekey | (от греч. gynaikeios — женский), в Др. Греции женская половина в задней части дома. В поздней Римской империи и Византии государственные или частные мастерские, где работали рабы. | |||
Канон Поликлета | The Polykleta Canon
| Античный скульптор Поликлет в своем сочинении «Канон» дал теоретическое обобщение совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Скульптура Поликлета «Дорифор» в эпоху Классики считалась образцовым выражением идеальных пропорций человеческого тела. Голова составляет 1/8 длины тела, а лицо - 1/10. | |||
Театр | Theater
| (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. | |||
скена | skena
| (греч. skene, первонач. — палатка), в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров. От слов skene и лат. scaena произошло слово «сцена». | |||
проскении | proskenyy
| в древнегреческом театре деревянный фасад скены или декоративная стена перед ней. | |||
орхестра | orkhestra
| (греч. orchestra, от orcheomai — танцую), основная часть театрального здания в Древней Греции; окаймленная амфитеатром площадка, на которой выступали хор и актеры. | |||
parod | парод
| в театре Др. Греции проход на орхестру между амфитеатром и скеной. | |||
Гимнасий |
| (от греч. gymnos – обнаженный) у греков – помещения для физического воспитания (гимнастики), где упражнялись в обнаженном виде. Имелся просторный двор, окруженный колонными залами, залами для занятий с бассейнами. Позже, с отменой всеобщей воинской повинности, помещения гимнасиев стали использоваться как места для образования. | |||
Андрон | Andron
| Мужская часть городского дома, выходившая на улицу | |||
Гинекей |
| Женская часть дома, помещавшаяся в задней части дома, а иногда и верхнем этаже, где могли быть и помещения для рабов, и комнаты для приезжих гостей. | |||
Мавзолей | Mausoleum
| (лат. mausoleum, от греч. Mausoleion), монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Воздвигнутая в середине 4 в. до н. э. для правителя Карии (Малая Азия) в г. Галикарнас – Мавсола и его супруги усыпальница, считавшаяся в древнем мире одним из «семи чудес света». | |||
|
|||||
|