Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.



 

Вариативность – образовательное многообразие внутри государственной системы образования, выражающееся в возможности использовать учебными заведениями различные образовательные программы, в предоставлении учащимся достаточно большого многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.

 

Воспитание – создание условий, стимулирование развития каждого ребёнка и человека вообще, направленное на раскрытие и умножение его творческого потенциала, его адаптацию в обществе как свободной самостоятельной личности (ВИЗ).

Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определённых качеств личности.

 

ГОС– система норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся по образовательным программам основного образования, включая начальное общее образование. Он выражает согласованные интересы и возможности личности, общества и государства, даёт возможность обеспечить единство образовательного пространства, возможность непрерывного образования, равные стартовые возможности, академической мобильности, рациональной траты финансовых и материально-технических ресурсов. Стандарт – средство обеспечения минимально необходимого качества образования и его единства в образовательном пространстве.

ГОС состоит их федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения. Федеральный компонент ГОСа имеет государственное значение и обеспечивает единство образовательного пространства РФ.

 

Гуманизм– система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

К философии гуманизма примыкают такие направления, как антропософия, педоцентризм, свободное воспитание, природосообразности, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм. Идеи гуманизма лежат в основе всех религиозных систем.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии:

Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. С. 19.

 

Гуманистический подход в образованииозначает возможность для любого человека не просто получить обязательное среднее образование, но и предоставить ему возможность выбора формы такого образования (очное или дистанционное), ориентацию образования (с гуманитарным или естественнонаучным уклоном; в общеобразовательной школе, гимназии или лицее и др.). Главной отличительной чертой гуманистического подхода является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, чёткая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Гуманитаризацияобразования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

Демократизация образования – это ликвидация монополии государства на образование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления; (равенство образовательных возможностей) равенство членов общества перед образованием, т.е. его доступность, независимо от социального положения, пола, национальности, религии и т.д., открытость системы, преемственность всех её ступеней, а также такая организация учебного процесса, при которой формируется личность, способная свободно, творчески мыслить и работать.

 

Дистанционноеобразование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые, в т.ч. трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение ДО имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдалённых районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Дистанционное обучение – технология целенаправленного и организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра; это организованный по определённым темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации). Именно высокая интерактивность ДО, взаимодействие или диалог (дискуссия любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов), обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий, и отличает его от традиционного заочного обучения.

Организация ДО для школьников не нацелена на массовое обучение, на замену традиционного обучения. Его область применения: дополнительное образование, экстернат, базовое образование только для той категории учащихся, которые не имеют возможности (по разным причинам) посещать дневную школу.

 

Дифференцированное обучение – форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

 

Закономерности педагогического процесса – существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

 

Знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

 

Игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью обучения, развлечения и отдыха.

 

Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

 

Индивидуализация – это учёт и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

 

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Проявляется в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

 

Инновации педагогические – введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы.

 

Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений, или, точнее говоря, на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.

 

Коллектив – организованная группа людей высокого уровня развития, объединённых общими социально значимыми целями, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

 

Личностно ориентированная направленность означает безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учёт её своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии[1], предоставление условий для проявления задатков растущего человека (Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. – № 2 – С. 11–16).

 

Личностно-социальная ориентация – один из принципов гуманистической модели воспитания, подразумевающий формирование у обучающихся не только сугубо личностно-ориентированных ценностей, но и знаний и ценностей, связанных с социальной природой человека.

 

Личность– человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

 

Метод ‒ способ, путь научного познания, достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

 

Метод воспитания‒ совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

 

Методология – учение о принципах построения,Ю формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей.

 

Муниципализация образования – деятельность местного самоуправления в образовательной сфере.

 

Навык‒ действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

 

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми; наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Национально-региональный компонент составляют нормы, во многом отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Они связаны с изучением родного языка, истории и географии края, народного искусства, ремёсел и других особенностей уклада жизни в той или иной территории.

Под системой непрерывного образования понимается комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную связь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, общего и среднего специального образования, а также профессиональной подготовки каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Система НО обеспечивает возможность построения индивидуальной образовательно0зпрофессиональной траектории, равенство в отношении возможностей социальной, академической, профессиональной и территориальной мобильности.

Сущностными характеристиками этой концепции является гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве.

НО, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития личности. Оно должно обеспечить человеку понимание самого себя и окружающей среды, выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни в обществе.

 

Новаторство в образовании – создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных задач, т. е. педагогических новшеств.

 

Нововведение – своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики (новые проекты, программы, средства обучения, пособия, типы образовательных учреждений и т. д.).

 

Новшество – элемент педагогической действительности, который в представленном виде, в данном качестве ещё не встречался (хотя аналоги данного явления найти можно).

 

Образование – осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно (самообразование) процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса – определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в контексте культуры (ВИЗ).

Образование – процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определённого культурного багажа и обеспечение на этой на этой основе соответствующего развития личности.

 

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

 

Обучение – процесс, включающий преподавание и учение, его суть – вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры (ВИЗ).

Обучение – систематический под руководством учителя процесс развития учащихся на основе учебных программ. Обучение есть способ воспитания в учебной деятельности (ВИЗ).

Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков.

 

Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

 

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

 

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

 

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка; одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

 

Преподавание – управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. Обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль (ВИЗ).

 

Профессиональная мобильность–возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. ПМ предполагает высокий уровень обобщённых профессиональных знаний, готовность к оперативному выбору выполнения различных заданий в области своей профессии, умения эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных областях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой.

 

Развивающее обучение – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию; обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса. В концепции Р. О. ребёнок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса (ВИЗ).

 

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

 

Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования, с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей региона; установление федерально-региональных принципов управления и разработки на основе новой финансово-экономической модели функционирования учебных заведений, включая отношения собственности, реструктуризацию профессиональных училищ.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя положительных качеств и преодолению отрицательных.

 

Самодеятельность личности – это такая деятельность человека, которая обеспечивает свободу выбора решений, реализацию инициативы, носит творческий характер, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретённого в процессе обучения, основана на личных интересах и ответственности.

 

Самообразование – целенаправленная, самостоятельная, систематическая работа человека по усвоению системы знаний, умений, навыков, повышению своего общекультурного уровня; деятельность, направленная на достижение определённых личностно и общественно значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. С. – одно из средств самовоспитания.

 

Саморазвитие индивида – процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта и достижений культуры, воплощённых в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности. Ход С. и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью индивида учиться и участвовать в деятельности «со знанием дела», т.е. качеством и уровнем его образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности.

 

Социализация (личности) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

 

Социальная направленность – приоритет отдаётся социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социальных объединений и сообществ, его способностям к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.

 

Социальная педагогика или педагогика среды– отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Предмет С.п. – исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека.

 

Социальный заказ образованию выражает согласованные интересы школы, учреждений культуры, науки, здравоохранения, высшего и среднего профессионального образования, работодателей, личности, семьи, общества и государства. Требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности (ВИЗ).

 

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

 

Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех членов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям (Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001–2005 годы).

 

Умения ‒ освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.

 

Учение ‒ одна из сторон процесса обучения, активная деятельность обучающихся, направленная на овладение знаниями, приёмами их самостоятельного приобретения и применения.

 

ФБУП определяет структуру учебного времени, которое выделяется на изучение федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования. При этом федеральная часть БУП даёт распределение учебного времени не по учебным предметам, а по образовательным областям.

 

Федеральный компонент содержит нормы и требования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Сюда входят единые образовательные цензы (по уровням образования), общее (инвариантное) содержание программ для всех территорий и всех учреждений, дающих среднее образование.

 

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

 

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого.

 

Школьный компонент должен учесть и отразить запросы населения, экономики, социальной сферы конкретного поселения или микрорайона.

 

Эксперимент – метод сбора научных фактов в специально созданных условиях.


[1]                 [1] Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.