|
|||
хорей - ÈСтр 1 из 2Следующая ⇒
Стиховедение –литературоведческая дисциплина, предметом изучения которой являются законы стихотворной формы. Метрика – учение о стихотворных размерах (двухсложные, трехсложные и т.д.). Единица стиха – стопа, метр – качество чередований, а размер – количество. Ритмика – идеальная схема сочетаний сильного и слабого слогов (чистые размеры + спондей, пиррихий, клаузулы) Рифмика – звуковая согласованность окончаний Строфика – ритмическая структура стиха. Воспринимается при повторении определенных ритмических чередований. Поэтическая фонетика – на звуковых повторах, которые не связаны с предметом изображения (ассонанс, аллитерация). Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним количеством ударений в каждом. «Настоящую нежность не спутаешь/ Ни с чем, и она тиха/. Ты напрасно бережно кутаешь/ мне плечи и грудь в меха» (Ахматова). Предшественником русского дольника был античный Логаэд: один стих такого произведения состоял из разных стоп, однако все последующие строки строились точно по схеме первого. Ямб, Анапест + спондей «Сего́дня дурно́й де́нь: Кузне́чиков хо́р спи́т, И су́мрачных ска́л се́нь - Мрачне́й гробовы́х пли́т» (О. Мандельштам). Тактовик (1-3 безударных слога между ударными). «Спокойно трубку докурил до конца,/ Спокойно улыбку стер с лица» (Николай Тихонов). Акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы. «Бородатые чуйки с голодными глазами/ хрипло предлагают «животрепещущих докторов» (Саша Черный (Гликберг)). Верлибр – нет рифмы и размера. Ритм благодаря паузам и членению на строки. «Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы/ напали на него все страны вселенной,/Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда/ не бывало» (Уолт Уитмен). Вольный стих – количество стоп произвольно, строфы могут отсутствовать, обязательна рифма. «Позвольте... видите ль... сначала (4)/ Цветистый луг; и я искала (4)/ Траву (1)/ Какую-то, не вспомню наяву (5)» (А. С. Грибоедов). Смешанный стих –вольный стих, но чередуются строки различных размеров. «Давно в любви отрады мало (4-ямб):/Без отзыва вздохи, без радости слезы; (4-амфибрахий)/Что было сладко - горько стало,/ Осыпались розы, рассеялись грезы...» (А. Фет). Белый стих – без рифмы, неизменна метрическая организация. «Наступило красно утро/ В середине где-то марта,/ А по тропочке средь леса/ Добрый молодец идет» (Г. Апанович). Стихи в прозе- произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме, есть размер. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе» (М.Ю. Лермонтов). Ямб – ударение на второй слог ( «Пора! Пора! – рога трубят») Хорей –ударение на первый слог («Буря мглою небо кроет») Дактиль – ударение на первый слог («Вырыта с заступом яма глубокая» (Никитин), «Слухом невольно ловлю лепет зеркального лона» (Бальмонт)). Амфибрахий – ударение на второй слог («Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи» (Н. Некрасов), «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвия боль затаенной печали» (Бальмонт)). Анапест – ударение на третий слог («Пропаду от тоски я и лени» (А. Фет), «Побледневшие звезды дрожали, трепетала листва тополей» (Брюсов)). Пиррихий – дополнительный безударный слог («Три девицы под окном…», «На берегу пустынных волн»). Спондей – дополнительный ударный слог («Швед русских колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет…). Клаузула – сочетание ударных и безударных слогов в конце строки (последний слог – мужская, предпоследний – женская, третий – дактилическая, четвертый - гипердактилическая) т.е. сирень, сирени сиреневый, сиреневую. Гекзаметр - шестистопный дактилический метр (постоянная цезура, укороченное на один слог окончание. «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос» (Гомер). Рифма Перекрёстная «Ой, полна, полна коробушка,/ Есть и ситцы и парча./ Пожалей, моя зазнобушка,/ Молодецкого плеча!» (Н. Некрасов), Опоясывающая «Шуми, шуми с крутой вершины,/ Не умолкай, поток седой!/Соединяй протяжный вой/ С протяжным отзывом долины» (Е. А. Баратынский), Парная «Наша Таня громко плачет:/ Уронила в речку мячик…/ Тише, Танечка, не плачь:/ Не утонет в речке мяч» (А. Барто), Смешанная. «Стихи должны поэту сниться/ По сотне памятных примет./ Как пешеходу в зной - криница,/ Глухому - утренняя птица,/ Слепому - утренний рассвет» (Маргарита Алигер). По совпадению звуков: Точная - в рифмующихся словах совпадают все или почти все звуки (гость - кость – гвоздь), Неточная - в рифмующихся словах совпадает очень мало звуков (рассказ – тоска, листья – лица). Простая - рифма отдельных слов (сталь – жаль, осень – восемь), Сложная - группы слов (не разглядела - не раз глядела, бежевый - где же я). Замещенная - разница в рифмующихся словах всего в одной букве (почка - точка, лесть – честь). Усеченная - в конце рифмующихся слов последний звук почти не слышен (плечо - о чем, пламя – память) Йотированная - в конце слова «й» пропадает (весло – весной, силы – милый). В зависимости от того, на какой слог падает ударение: Мужская - ударение падает на последний слог (фонарь – сухарь, вода – беда), Женская - ударение на предпоследний слог (воды - годы – заводы, открытка – нитка)+ дактилическая, гипердактилическая. По количеству звуков, которые рифмуются:Богатая, бедная. На звучание влияют: Цезура – пауза в длинных размерах, делящая стих на полустишье. «На старости | я сызнова живу, Минувшее | проходит предо мною — Давно ль оно | неслось, событий полно, Волнуяся, | как море-окиян? Теперь оно | безмолвно и спокойно» (А. Пушкин). Анакруза – Слабый безударный слог перед первым сильным. Создает плавность. «Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны» (М.Ю. Лермонтов). Двустишье, трехстишье, четверостишье, квинтет, секстина, септима, октава, нона, децима. Онегенская строфа – АбАбВВггДееДжж. Одическая строфа - рифмовка АбАбВВгДДг «Подай, Фелица! наставленье:/ Как пышно и правдиво жить,/ Как укрощать страстей волненье/ И счастливым на свете быть?/ Меня твой голос возбуждает,/ Меня твой сын препровождает;/ Но им последовать я слаб./ Мятясь житейской суетою,/ Сегодня властвую собою,/ А завтра прихотям я раб» (Г. Державин). Хокку(17 слогов, 3 строки), «Весеннее утро./ Над каждым холмом безымянным/ Прозрачная дымка» (Мацуо Басе). Сонет (14 строк, пятистопный ямб, 2 четверостишья и 2 трехстишья – итальянский – Франческо Петрарка, 3 четверостишья и 1 двустишье - английский – Шекспир. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».Терцина - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте). Триолет - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB.Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв. Рондо - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Используется в поэзии барокко и рококо. Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать: 1) «фактическую» основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабулой, т. е. повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; 2) и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет). Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов. Сюжет— отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжет есть форма развёртывания темы, характерная главным образом для драматических и повествовательных произведений; в них сюжет составляет динамический стержень композиции. Под сюжетом следует разуметь не всякую динамику в литературном произведении, не всякое движение образов, смену настроений, развитие мотивов, не всякое развитие идеи, воплощённое в образах, но лишь ту динамику, которая даётся в виде объективно совершающегося действия, события. В выдуманном художником сюжете через конкретные судьбы, частные события, борьбу лиц, индивидуализированные поступки персонажей могут раскрываться типичные, существенные процессы социально-исторической жизни. Удачно созданный сюжет может дать глубокое проникновение в социальные конфликты, ярко отразить состояние общества, как это имело место, скажем, у Бальзака. Сюжет может служить не только целям обнаружения некоторого сложившегося характера; само становление характера может быть объектом, отражаемым в сюжете. Троп— слово или группа слов, употреблённые в переносном значении, с целью создания образа. Стилистическая фигура— термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Метафора - Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В. В метафоре можно выделить 4 «элемента»: категория или контекст, объект внутри конкретной категории, процесс, каким этот объект осуществляет функцию, и приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними. Со времен античности существуют описания некоторых традиционных видов метафоры: резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко отстоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания. стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула. метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения. развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. Метонимия— вид тропа, употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре, с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Проще говоря, метонимия — это сравнение по смежным признакам, а метафора — по сходству. Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где флаги замещают корабли. Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Таким образом метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой — большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно. Гипербола— стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «он ходит с черепашьей скоростью». Литота— стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления, имеющая целью усиление выразительности, напр.: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п., противоположность гиперболы. Эпитет— термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Такие эпитеты, как у Пушкина «простодушной клеветы» или у Лермонтова «неполных радостей земных» разом, точно вспышка молнии, освещают нам содержание явления, в которое мы еле вдумывались; они переводят в сознание то, что смутно ощущалось за его порогом. Поэтому нельзя считать основательными указания на плеонастический характер эпитетов: они основаны на смешении логической точки зрения с психологической. Ирония— троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. «Нет ничего проще, чем бросить курить – лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз», Марк Твен Перифраз— в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (напр., «ночное светило» = "луна") В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»). Оксюморон— стилистическая фигура, или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением. Таким образом, слово «оксюморон» само по себе является оксюмороном. Например: «горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы» и т. п. РЕФРЕН— повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк. Указывает на народное происхождение. Антитеза— риторическая фигура противопоставления, противопоставление в одном и том же периоде, в одной и той же фразе двух совершенно противоположных по смыслу выражений или слов. Я — раб, я — царь; я — червь, я — бог. Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Жуковский В.А. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету). Риторическое обращение обязательно интонационно окрашено — положительно или отрицательно. Например: "Что скажу я тебе, брат мой Квинт, товарищ былых моих дней, который теперь далеко?" (Цицерон) РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно. Используется в моменты наивысшего напряжения в речи, когда слов уже недостаточно, чтобы выразить чувства говорящего, выражает внутреннюю убежденность оратора. Например: "Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!" (И. С. Тургенев) ГРАДАЦИЯ — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. «Климакс») или понижающейся (см. «Антиклимакс») смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока: «Но чернеют пламенные дали — Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс), у Белого: «Все грани чувств, все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).
Многосоюзие - (полисиндетон) - такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом. БЕССОЮЗИЕ(асиндетон) , построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Инверсия— изменение нормального порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Нередко формы И., не принятые в обычной речи, используются в поэзии; например, у А.С. Пушкина: «Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя...», или: «Под вечер, осенью ненастной, В далёких дева шла местах...». Анафора— риторическая фигура, состоящая в повторении слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих предложений или в начале каждой части одного предложения, разделённого паузой. Приём увеличения эмоциональности Пример: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (А. С. Пушкин) Эпифора— риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же же слов в конце смежных отрезков речи. «фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков...» Н. В. Гоголь). Эллипсис— намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта. День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь — в смерть… А ты?… Ты в меня! (Г. Гейне) Шампанского! (Подразумевается, Принесите бутылку шампанского!) СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе – небе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
Смежная рифмовка«ААBB».Перекрёстная рифмовка «АBАB».Холостая рифмовка «АВСВ».Кольцевая рифмовка «АBBА» ЛИМЕРИКААВВА ТРИОЛЕТ- восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB МОНОРИМ- стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.Рифмовка 4+4ABCD ABCD ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
ямб È - хорей - È
|
|||
|