Персоналии
ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРИК Гл I «Философия»
· - информация из документа учебника
· ** - дополнительная информация
Социология(в широком значении)
| наука, изучающая общество и общественные отношения
| п.1
| Социология
| наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов деятельности людей, социальных групп, классов, народов
| п.1
| Уровни социологического знания
| 1.теоретический(общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества)
2.теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликтов… - связующее звено между 1 и 3, дающее фактические сведения о явлениях реальной действительности)
3.уровень прикладных социологических исследований (наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент… - даёт достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе)
| п.1
| Политология(в узком смысле)
| Одна из наук, изучающих политику, а именно, общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействия между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми
| п.1
| Политология(в широком смысле)
| единая интегральная наука, всесторонне исследующая политику (включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию государства и права, политическую географию,..)
| п.1
| Психология
| наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики
| п.1
| Социальная психология
| направление психологии, изучающее закономерности поведения и деятельности людей, обусловленное фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп
| п.1
| Плюрализм
| разница во мнениях
| п.1
| Философствование
| вид умозрительной деятельности, при котором наряду с рассуждениями на рациональной основе применяются и особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики: выявляются противоположные стороны целого, обращаются к парадоксам, апориям
| п.1
| Парадокс
| Форма мысли, когда при логичности рассуждений приходят к абсурдному результату
| п.1
| Апория
| Неразрешимая проблема
| п.1
| Онтология
| Часть философии, учение о бытие
| п.1
| Гносеология
| Часть философии, учение о познании
| п.1
| Этика
| Наука о морали
| п.1
| Эстетика
| Наука о прекрасном в действительности, о законах развития искусства
| п.1
| Философская антропология
| (возникла в 19 веке) Учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия
| п.1
| Социализация
| Усвоение личностью ценностей и культурных образов, выработанных обществом
| п.1
| Гуманитарное познание*
| Содержит установку на конкретное индивидуально описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей
| п.1
| Социальные науки*
| Ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей общества
| п.1
|
| Миф
| Сказание и слово, предание, учение
| п.2
| Мифология**
| Исторически первая форма понимания людьми мира, объяснения людьми общественной жизни
| п.2
| Философия
| от греч. любомудрие
| п.2
| Веда
| знание
| п.2
| Карма
| Деяние, поступок
| п.2
| Буддизм
| «атеистическая» религия, направленная на поиск путей духовного освобождения человека – нирвану
| п.2
| Нирвана
| Путь духовного освобождения человека
| п.2
| Даосизм
| «учение о пути» - срединное положение человека в мире между инь (тёмным началом, пассивным ожиданием) и ян (активное, освещающее путь познания); деятельность без нарушения меры (« у вэй»), следование естественному ходу вещей
| п.2
| Ли
| порядок
| п.2
| Ведическая литература
| набор текстов с сильным проявлением мифологического сознания
| п.2
| Жэнь
| милосердие
| п.2
| Логос
| Мудрость, разум
| п.2
| Упанишады
| процесс обучения мудрецом учеников, впервые выражена идея реинкарнации
| п.2
| Йога
| способ освобождения души – соединение, связь
| п.2
| Дао
| путь
| п.2
| Реинкарнация
| переселение душ после смерти в соответствии в кармой)
| п.2
| Конфуцианство
| Направление в философии, при котором гуманизм, милосердие («жэнь») должны пронизывать отношения между людьми, следование строгому порядку («ли»), нормам этикета. Государство – 1 большая семья, обязанности каждого в нём определяются социальным положением. Государство= общество. Высшее положение – император и «жу» (соединяют свойства философов, литераторов, учёных, чиновников)
| п.2
|
| Технократизм
| направление общественной мысли, согласно которому решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии
| п.3
|
Экзестенциализм
| направление общественной мысли, согласно которому историчность существования человека в том, что он всегда находится в определённой ситуации, с которой вынужден считаться
| п.3
| Радикальный марксизм
| направление марксизма, сторонники которого придавали особое значение революционным аспектам: насильственный захват государственной власти, слом старой государственной машины, установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности
| п.3
| Реформистский (умеренный) марксизм
| направление марксизма, сторонники которого стремились сохранить сложившиеся в западном обществе демократические институты, постепенно реформировать экономику и другие направления сферы жизни общества, отказ от разжигания классовой борьбы
| п.3
| Марксизм
| направление общественной мысли, согласно которому первоосновой общественной жизни и развития является трудовая и производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей (общественное бытие определяет общественное сознание)
| п.3
|
| Славянофильство
| направление философии, сторонники которого отстаивали идею самобытности России, её принципиального отличия от Западной Европы
| п.4
| Евразийство
| направление философии, сторонники которого утверждали: «Россия есть Евразия, третий срединный материк… особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться господством Евразии
| п.4
|
| Профессия
| род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки
| п.5
| Должность
| трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении
| п.5
| Профессиограмма
| схема, дающая описание профессии, информацию об её особенностях, особенностях профессиональной деятельности
| п.5
|
Персоналии
Иммануил Кант (1724-1804) –
немецкий философ
| -сформулировал основные философские проблемы: что я могу знать? Во что я могу верить? На что я смею надеяться? Что есть человек?
| п.1
|
| Платон(V-IV в.в. до. н.э.) -древнегреческий философ
| Образ совершенного города-государства (власть принадлежит немногим, обладающим знанием идей (философы, эксперты).
Обучение детей, несколько ступеней отбора «лучших среди лучших».
Единичное полностью подчинено общему: не государство ради человека, а человек живёт для процветания государства
Противник частной собственности
| п.2
| Аристотель IV в. до н.э. (ученик Платона) – древнегреческий философ
| Не отрицал частную собственность
Наилучшая форма правления – умеренная демократия
Недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных личностей
| п.2
| Фалес**- древнегреческий философ
|
| п.2
| Анаксимен** -древнегреческий философ
|
| п.2
| Гераклит** -древнегреческий философ
|
| п.2
| Демокрит - древнегреческий философ
| основой всего являются некие неделимые частицы - атомы
| п.2
|
|
|
| Августин (IV- V в.в.) –
средневековый философ
| «Учение о Божьем Граде и Граде Земном»
| п.3
| М. Лютер (XV- XVI в.в.) – средневековый философ
| вера – не только единственная, но и прямая, непосредственная связь с Богом
| п.3
| У. Оккам (XIII-XIVв.в.) –
средневековый философ
| реальность Бога нельзя установить логически, путь к Богу – вера
| п.3
| Р. Бэкон (XIII в.) –
средневековый философ
| разграничение разума и веры
| п.3
| Фома Аквинский (XIII в.) –
средневековый философ
| человек разумное, духовное, социальное существо
| п.3
| Н. Макиавелли(XV-XVI в.в.) – философ нового времени
| учение о механике правления: приход к власти, её сохранение, создание стабильного государства
| п.3
| Т. Гоббс (XVI-XVII в.в.) – философ нового времени
| общество и государство д.б. понятны с научных позиций
| п.3
| К. Маркс и Ф Энгельс (XIX в.)
| первооснова общественной жизни – труд, производственная деятельность, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание;
система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства;
производственные силы + производственные отношения = способ производства
на смену капитализма должен придти коммунизм
острое классовое противоборство, революция могут открыть дорогу к новому строю
| п.3
| Р. Оуэн –
| организовал в США общину «Новая гармония» на принципах уравнительного коммунизма
| п.3
| Т. Мор –
| «Утопия» (благодатная страна; место, которого нет)
| п.3
| Спенсер (XVIII-XIX в.в.) –
| Идея усложнения общества с развитием человечества;
| п.3
| О Конт (XVIII-XIX в.в.) –
| ввёл термины «социология», «соц. Статика» (состояние общества, его основные структуры), «соц. динамика» (изменения общества)
основной фактор развития – духовный рост
| п.3
| А. Смит (XVIII в.) -
| труд – главный источник общественного богатства: преследуя личную цель каждый помогает развитию общества;
образ «невидимой руки рынка»;
основные условия экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы;
| п.3
| Ш. Монтескье (XVII-XVIII в.в) – вывод о необходимости выделения и судебной власти
|
| п.3
| Дж Локк (XVII-XVIII в.в.) –
| выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти
| п.3
| Вольтер (XVII-XVIII в.в) –
| наука и просвещение помогут преодолеть суеверия, невежество, нетерпимость
| п.3
| Ж.Ж.Руссо (XVIII в.) –
| «назад к природе» (обвинял современное общество в подавлении лучших качеств человека)
| п.3
|
| Илларион (XI в.) –
русский философ
| «Слово о законе и благодати» учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати
| п.4
| Филофей (XIV в.) –
русский философ
| «Москва – третий Рим,... четвёртому не бывать!»
| п.4
| Ф. Прокопович (XVII – XVIII в.в.) – русский философ
| природа, созданная Богом, потом начала самостоятельное развитие (философ-деист)
| п.4
| В.Н. Татищев (XVII – XVIII в.в.) – русский философ
| основа общественных изменений – «сила человеческого разума»
| п.4
| А. Кантемир (XVIII в.) – русский философ
| проблемы нравственности . Человек полностью ответственен за свои поступки
| п.4
| М. Ломоносов (XVIII в.) - русский философ, учёный
| огромный вклад в развитие науки
| п.4
| А.Н. Радищев (XVIII в.) -
русский философ и писатель
| «Путешествие из Петербурга в Москву»: «звери алчные, пиявицы ненасытные! Что народу вы оставляете? То, что отнять не можете! Воздух, один только воздух…»
| п.4
| П. Чаадаев (XIX в.) – русский философ
| «Философические письма»
осуществление истории есть реализация Божественной воли
европеицентризм (Запад избран Провидением для осуществления своих целей…), симпатия к католицизму;
стоял у истоков западничества
| п.4
| Н.А. Бердяев – русский философ XX века
| Промежуточное положение России между Востоком и Западом
«историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации»
| п.4
| В.С. Соловьёв (XIX в.) –русский философ
| всеединство: смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация, славянский мир
Евразийство –«Россия – есть Евразия, третий, срединный материк, особый исторический и этнографический мир»
| п.4
|
|
|