Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Персоналии



 

                        ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРИК                  Гл I «Философия»

· - информация из документа учебника

· ** - дополнительная информация

Социология(в широком значении) наука, изучающая общество и общественные отношения п.1
Социология наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов деятельности людей, социальных групп, классов, народов п.1
Уровни социологического знания 1.теоретический(общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества) 2.теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликтов… - связующее звено между 1 и 3, дающее фактические сведения о явлениях реальной действительности) 3.уровень прикладных социологических исследований (наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент… - даёт достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе) п.1
Политология(в узком смысле) Одна из наук, изучающих политику, а именно, общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействия между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми п.1
Политология(в широком смысле) единая интегральная наука, всесторонне исследующая политику (включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию государства и права, политическую географию,..) п.1
Психология наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики п.1
Социальная психология направление психологии, изучающее закономерности поведения и деятельности людей, обусловленное фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп п.1
Плюрализм разница во мнениях п.1
Философствование вид умозрительной деятельности, при котором наряду с рассуждениями на рациональной основе применяются и особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики: выявляются противоположные стороны целого, обращаются к парадоксам, апориям п.1
Парадокс Форма мысли, когда при логичности рассуждений приходят к абсурдному результату п.1
Апория Неразрешимая проблема п.1
Онтология Часть философии, учение о бытие п.1
Гносеология Часть философии, учение о познании п.1
Этика Наука о морали п.1
Эстетика Наука о прекрасном в действительности, о законах развития искусства п.1
Философская антропология (возникла в 19 веке) Учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия п.1
Социализация Усвоение личностью ценностей и культурных образов, выработанных обществом п.1
Гуманитарное познание* Содержит установку на конкретное индивидуально описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей п.1
Социальные науки* Ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей общества п.1

 

Миф Сказание и слово, предание, учение п.2
Мифология** Исторически первая форма понимания людьми мира, объяснения людьми общественной жизни п.2
Философия от греч. любомудрие п.2
Веда знание п.2
Карма Деяние, поступок п.2
Буддизм «атеистическая» религия, направленная на поиск путей духовного освобождения человека – нирвану п.2
Нирвана Путь духовного освобождения человека п.2
Даосизм «учение о пути» - срединное положение человека в мире между инь (тёмным началом, пассивным ожиданием) и ян (активное, освещающее путь познания); деятельность без нарушения меры (« у вэй»), следование естественному ходу вещей п.2
Ли порядок п.2
 Ведическая литература набор текстов с сильным проявлением мифологического сознания п.2
 Жэнь милосердие п.2
Логос Мудрость, разум п.2
 Упанишады процесс обучения мудрецом учеников, впервые выражена идея реинкарнации п.2
 Йога способ освобождения души – соединение, связь п.2
 Дао путь п.2
Реинкарнация переселение душ после смерти в соответствии в кармой) п.2
Конфуцианство Направление в философии, при котором гуманизм, милосердие («жэнь») должны пронизывать отношения между людьми, следование строгому порядку («ли»), нормам этикета. Государство – 1 большая семья, обязанности каждого в нём определяются социальным положением. Государство= общество. Высшее положение – император и «жу» (соединяют свойства философов, литераторов, учёных, чиновников) п.2

 

Технократизм направление общественной мысли, согласно которому решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии п.3
  Экзестенциализм направление общественной мысли, согласно которому историчность существования человека в том, что он всегда находится в определённой ситуации, с которой вынужден считаться п.3
Радикальный марксизм направление марксизма, сторонники которого придавали особое значение революционным аспектам: насильственный захват государственной власти, слом старой государственной машины, установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности п.3
Реформистский (умеренный) марксизм направление марксизма, сторонники которого стремились сохранить сложившиеся в западном обществе демократические институты, постепенно реформировать экономику и другие направления сферы жизни общества, отказ от разжигания классовой борьбы п.3
Марксизм направление общественной мысли, согласно которому первоосновой общественной жизни и развития является трудовая и производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей (общественное бытие определяет общественное сознание) п.3

 

Славянофильство направление философии, сторонники которого отстаивали идею самобытности России, её принципиального отличия от Западной Европы п.4
Евразийство направление философии, сторонники которого утверждали: «Россия есть Евразия, третий срединный материк… особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться господством Евразии п.4

 

Профессия род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки п.5
Должность трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении п.5
Профессиограмма схема, дающая описание профессии, информацию об её особенностях, особенностях профессиональной деятельности п.5

 

 

Персоналии

Иммануил Кант (1724-1804) –  немецкий философ -сформулировал основные философские проблемы: что я могу знать? Во что я могу верить? На что я смею надеяться? Что есть человек? п.1

 

Платон(V-IV в.в. до. н.э.) -древнегреческий философ   Образ совершенного города-государства (власть принадлежит немногим, обладающим знанием идей (философы, эксперты).     Обучение детей, несколько ступеней отбора «лучших среди лучших». Единичное полностью подчинено общему: не государство ради человека, а человек живёт для процветания государства Противник частной собственности п.2
Аристотель IV в. до н.э. (ученик Платона) – древнегреческий философ   Не отрицал частную собственность Наилучшая форма правления – умеренная демократия Недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных  личностей п.2
Фалес**- древнегреческий философ   п.2
Анаксимен** -древнегреческий философ   п.2
Гераклит** -древнегреческий философ   п.2
Демокрит - древнегреческий философ основой всего являются некие неделимые частицы - атомы п.2
     
Августин (IV- V в.в.) –   средневековый философ «Учение о Божьем Граде и Граде Земном»   п.3
М. Лютер (XV- XVI в.в.) – средневековый философ вера – не только единственная, но и прямая, непосредственная связь с Богом п.3
У. Оккам (XIII-XIVв.в.) – средневековый философ реальность Бога нельзя установить логически, путь к Богу – вера п.3
Р. Бэкон (XIII в.) – средневековый философ разграничение разума и веры п.3
Фома Аквинский (XIII в.) – средневековый философ человек разумное, духовное, социальное существо п.3
Н. Макиавелли(XV-XVI в.в.) – философ нового времени учение о механике правления: приход к власти, её сохранение, создание стабильного государства п.3
Т. Гоббс (XVI-XVII в.в.) – философ нового времени общество и государство д.б. понятны с научных позиций п.3
К. Маркс и Ф Энгельс (XIX в.) первооснова общественной жизни – труд, производственная деятельность, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание; система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства; производственные силы + производственные отношения = способ производства на смену капитализма должен придти коммунизм острое классовое противоборство, революция могут открыть дорогу к новому строю п.3
Р. Оуэн – организовал в США общину «Новая гармония» на принципах уравнительного коммунизма п.3
Т. Мор – «Утопия» (благодатная страна; место, которого нет) п.3
Спенсер (XVIII-XIX в.в.) – Идея усложнения общества с развитием человечества; п.3
О Конт (XVIII-XIX в.в.) – ввёл термины «социология», «соц. Статика» (состояние общества, его основные структуры), «соц. динамика» (изменения общества) основной фактор развития – духовный рост п.3
А. Смит (XVIII в.) - труд – главный источник общественного богатства: преследуя личную цель каждый помогает развитию общества; образ «невидимой руки рынка»; основные условия экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы; п.3
Ш. Монтескье (XVII-XVIII в.в) – вывод о необходимости выделения и судебной власти   п.3
Дж Локк (XVII-XVIII в.в.) – выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти п.3
Вольтер (XVII-XVIII в.в) – наука и просвещение помогут преодолеть суеверия, невежество, нетерпимость п.3
Ж.Ж.Руссо (XVIII в.) – «назад к природе» (обвинял современное общество в подавлении лучших качеств человека) п.3

 

Илларион (XI в.) – русский философ «Слово о законе и благодати» учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати п.4
Филофей (XIV в.) – русский философ «Москва – третий Рим,... четвёртому не бывать!» п.4
Ф. Прокопович (XVII – XVIII в.в.) – русский философ природа, созданная Богом, потом начала самостоятельное развитие (философ-деист) п.4
В.Н. Татищев (XVII – XVIII в.в.) – русский философ основа общественных изменений – «сила человеческого разума» п.4
А. Кантемир (XVIII в.) – русский философ проблемы нравственности . Человек полностью ответственен за свои поступки п.4
М. Ломоносов (XVIII в.) - русский философ, учёный огромный вклад в развитие науки   п.4
А.Н. Радищев (XVIII в.) - русский философ и писатель «Путешествие из Петербурга в Москву»: «звери алчные, пиявицы ненасытные! Что народу вы оставляете? То, что отнять не можете! Воздух, один только воздух…» п.4
П. Чаадаев (XIX в.) – русский философ «Философические письма» осуществление истории есть реализация Божественной воли европеицентризм (Запад избран Провидением для осуществления своих целей…), симпатия к католицизму; стоял у истоков западничества п.4
Н.А. Бердяев – русский философ XX века Промежуточное положение России между Востоком и Западом «историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации» п.4
В.С. Соловьёв (XIX в.) –русский философ всеединство: смысл существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация, славянский мир Евразийство –«Россия – есть Евразия, третий, срединный материк, особый исторический и этнографический мир» п.4

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.