Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Менингококковая инфекция



 

Менингококковая инфекция (МИ) — одно из самых грозных заболеваний у детей. Возбудитель заболевания — менингококк — малоустойчив во внешней среде.

Источниками заболевания являются зараженный, больной и менингококконоситель. Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный. Предрасполагающие отрицательные факторы — резкие колебания t в помещении, повышенная влажность, скученность, длительное пребывание в закрытом помещении, стресс-реакции (прививки, психические травмы). До 80% больных детей — дети раннего возраста, но во время эпидемических вспышек болеют и дети старшего возраста. Инкубационный период от 2 до 10 дней.

В отличие от других инфекций, при МИ низкий индекс контагиозности — 0,5% (т. е. из 200 бывших в контакте с больным МИ и неболевших заболеет 1 человек).

Клинические формы менингококковой инфекции

Менингококковая инфекция

Менингококковый назофарингит

Генерализованные формы

Менингококкемия Менингококковый менингит Смешанная форма

Рассмотрим ситуацию.

21 февраля около 14-ти часов у ребенка 1 года 1 месяца, до этого совершенно здорового, в течение 15 минут температура тела поднялась до 41°С, отмечались рвота, озноб. Ребенок жадно пил воду, был возбужден, беспокойно кричал.

Мать дала ребенку парацетамол и, не дождавшись жаропонижающего эффекта, через час ввела в прямую кишку свечу спаздолзина. Ребенок уснул на полчаса. После пробуждения:
t — 39,5°C, ребенок бледен, дыхание тяжелое, появилась сыпь на коже ягодиц, бедер и веках. Мать обратилась за помощью к медсестре, жившей по соседству, которая, осмотрев ребенка, сообщила матери о необходимости вызова «Скорой помощи». Через 20 минут ребенок был осмотрен врачом. Количество высыпаний за это время увеличивалось. С диагнозом менингококковая инфекция, менингококкемия, тяжелое течение ребенок госпитализирован в ДИБ.

В стационаре диагноз был подтвержден. Температура тела оставалась на высоких цифрах в течение 5 дней. Кроме обширных высыпаний на коже появились припухлость, краснота мелких суставов пальцев рук.

С 8-го дня заболевания состояние улучшилось. Частично высыпания рассосались бесследно, а в местах высыпаний на правом веке, правой височной области и левом бедре образовались обширные некрозы.

20 марта в удовлетворительном состоянии ребенок выписан домой с остаточными дефектами тканей на лице и бедре.

Проблемы больного ребенка:
— лихорадка;
— неожиданность (внезапность) заболевания;
— беспокойство, возбуждение;
— бледность;
— тяжелое дыхание;
— жажда;
— сыпь;
— паническое состояние матери ребенка.

Цели медсестры:
— оценить состояние ребенка;
— определить верную тактику.

Действия медицинской сестры:
— осмотр ребенка;
— оценка состояния;
— успокоить мать, мобилизовать ее для рассудительных действий;
— оказать физическую помощь ребенку (укрыть, давать пить теплoe питье, оказывать помощь при рвоте, создать удобное положение);
— измерить t тела, подсчитать пульс, частоту сердечных сокращений;
— вызвать «Скорую помощь»;
— психологически подготовить мать к вероятной госпитализации ребенка;
— ответить на вопросы врача «Скорой помощи»;
— оказать моральную поддержку матери, вселять веру в благоприятный исход заболевания.

В стационаре состояние ребенка усугубилось проблемами:
— болью в суставах пальцев рук и связанное с этим ограничение их подвижности;
— вероятность развития косметических дефектов кожи из-за некрозов, возникших в местах высыпаний.

Действия медсестры должны заключаться в соблюдении охранительного режима и выполнении назначений врача.

Для менингококкемии характерны: острое, бурное начало с указанием часа заболевания, подъема температуры тела до развития гипертермического синдрома (часто неуправляемой гипертермии). Состояние ребенка от среднетяжелого до тяжелого и крайнетяжелого. Характерной особенностью является появление геморрагической сыпи (сыпи, образующейся в результате кровоизлияний в кожу и не исчезающей при надавливании) от мелкоточечных до крупных, обширных кровоизлияний неправильной формы («островчатой», «звездчатой» формы).

Источник

Исходы сыпи — рассасывание, некроз с последующим образованием дефектов и рубцевание.

Источник

Возможно воспаление мелких суставов (появляется симптом «растопыренных» пальчиков из-за болезненности движений и отека суставов).

Для молниеносной формы (гипертоксической формы, сверхострого менингококкового сепсиса, фульминантной формы) характерно катастрофическое течение заболевания по типу инфекционно-токсического шока с развитием одышки, бледности с цианозом, геморрагического синдрома (обширные кровоизлияния в кожу, кровавая рвота, носовые, кишечные кровотечения, кровоизлияния в органы, в частности, в надпочечники).

При поражении надпочечников, которое характерно для этой формы МИ, в клинике развивается прогрессирующее падение АД вплоть до коллапса (синдром Уотерхауса-Фридериксена). Резкое двигательное беспокойство больных быстро сменяется адинамией, прострацией, потерей сознания.

Возможно снижение t тела в терминальной стадии, до субнормальных цифр (35,8°С).

Лабораторным подтверждением менингококкемии является выделение менингококка при посеве крови на стерильность.

Клиника менингококкового назофарингита похожа на клинические проявления при ОРВИ:
— сухой кашель;
— першение в горле;
— затруднение носового дыхания;
— насморк.

Но, в отличие от обычного ОРЗ, при менингококковом назофарингите более выражена головная боль.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Медсестру детского дома срочно вызвала воспитательница, сообщив, что внезапно заболела девочка 11 лет. Днем она чувствовала себя здоровой, к вечеру пожаловалась на головную боль, отказывалась от ужина и легла в постель. Дважды была рвота. Во время осмотра девочки медсестра отметила резкую бледность и выражение боли на лице девочки. Она хваталась за голову руками, стонала, говорила, что «голова раскалывается». Девочку раздражал свет в комнате, громкий разговор. Медсестра попыталась раздеть ее для осмотра, но девочка стала жаловаться, что ей больно при прикосновении к коже.

При измерении температура тела — 41 С. У девочки открылась рвота, после которой состояние девочки ухудшилось; она начала бредить. Лежит на боку с запрокинутой назад головой и поджатыми к животу ногами.

Через 15 минут приехала «Скорая помощь».

С диагнозом — менингит через 2 часа от начала заболевания девочка госпитализирована в ДИБ.

В стационаре был поставлен диагноз: менингококковая инфекция, менингококковый менингит. Через 35 дней девочка была выписана в удовлетворительном состоянии.

Проблемы, возникшие у больной девочки:
— резкая и внезапно начавшаяся головная боль;
— озноб (чувство холода);
— боль при прикосновении к коже («болит кожа»);
— рвота.

Цели медсестры:
— облегчить состояние ребенка;
— оценить состояние;
— принять верную тактику.

К первоочередным действиям можно отнести следующие:
— создание охранительного режима в комнате (удалить из нее других детей, выключить яркий свет, обеспечить тишину, успокоить девочку);
— оказание девочке физической помощи при рвоте;
— измерение АД, подсчет пульса и числа дыханий;
— дать информацию воспитательнице для вызова «Скорой помощи»;
— не покидать девочку, отмечая и фиксируя малейшие изменения в поведении.

В представленных жалобах и проблемах отчетливо прослеживается бурное, внезапное начало с быстрым развитием клиники тяжелого поражения ЦНС: невыносимая головная боль и связанная с ней рвота, возбуждение, бред. Отчетливое проявление с первых двух суток заболевания менингеальных знаков: ригидность мышц затылка, положительные симптомы Кернига, Брудзинского.

Характерно вынужденное положение тела.

Источник

Особенности клиники и менингеальных симптомов у детей раннего возраста:
— выбухание большого родничка;
— симптом «подвешивания» (при поднятии ребенка под мышки он поджимает ноги к животу);
— запрокидывание головы назад;
— более тяжелое течение заболевания.

Если для менингита характерно развитие судорог, представляющих серьезную угрозу для жизни ребенка, то при присоединении энцефалита в клинике характерно нарушение сознания, парезы и параличи (поражаются черепные нервы, возможны геми-и монопарезы, глазодвигательные расстройства). Поэтому медсестра должна очень внимательно следить за изменениями поведения ребенка, своевременно замечать нарушения движений и т. д.

При смешанной форме (менингококковый менингит+ менингококкемия), которая встречается у детей чаще, чем изолированные формы МИ, летальность очень высока.

Но возможны и менее тяжелые формы МИ, протекающие без угрожающих жизни состояний (судорог, параличей, инфекционно-токсического шока).

При бактериологическом исследовании убедительным доказательством менингококкового менингита являются изменения ликвора и обнаружение менингококка; при проведении спинномозговой пункции (с диагностической и лечебной целью) ликвор гнойный, вытекает под большим давлением частыми каплями.

Для лабораторной диагностики МИ производят также бактериологическое исследование слизи носоглотки.

Лечение менингококковой инфекции:

— немедленная госпитализация в инфекционную больницу или специализированное отделение (сроки изоляции зависят от формы МИ и могут быть от нескольких дней (при менингококковом назофарингите) до 25-30 суток и более(генерализованные тяжелые формы);

— в/м или в/в введение больших доз пенициллина (интервал между инъекциями не более 3-4 часов); курс антибиотикотерапии зависит от степени тяжести и составляет приблизительно от 5 до 8-10-14 дней и более;

— в/м (в/в) введение левомицетина сукцината натрия (при непереносимости пенициллина и для начального курса антибиотикотерапии при крайне тяжелых формах МИ);

— в/в капельное введение жидкостей (5-10% р-ров глюкозы, р-ра Рингера, реополиглюкина, гемодеза), обильное питье с последующим назначением мочегонных (фуросемида, эуфиллина, мочевины и т. д.).

При подозрении на молниеносную форму обязательно дополняют терапию гормональными препаратами (преднизолоном, гидрокортизоном), гепарином (для предупреждения внутрисосудистого тромбообразования).

Из возможных проблем детей, перенесших тяжелые формы МИ, нужно выделить:
— повышенную утомляемость;
— раздражительность;
— ухудшение памяти;
— ухудшение характера;
— снижение интеллекта;
— задержка нервно-психического развития.

Цель медсестры: предупредить (уменьшить) проблемы.

Действия медсестры:
— точное соблюдение врачебных назначений;
— терпеливый уход за больным ребенком;
— оказание ребенку психологической поддержки;
— предупреждение переутомлений;
— проведение бесед с родителями ребенка перед выпиской о важности соблюдения режима дня.

Для предупреждения заражения и заболевания детей МИ действенным вмешательством медсестры будет:
— воспитание «инфекционной настороженности» у родителей, особенно остро заболевших детей;
— обучение родителей (и детей) элементарным противоэпидемическим мероприятиям;
— изоляция заболевших детей;
— предупреждение скученности;
— пропаганда здорового образа жизни;
— наблюдение за детьми, бывшими в контакте с больным МИ во время карантинных мероприятий (7-10 дней): измерение t тела, осмотр зева, кожи, взятие мазков слизи из носоглотки для бактериологического исследования.

В Украине иммунизация против МИ пока не проводится. В России для специфической профилактики МИ выпускается менингококковая вакцина А и вакцина А+С, которые применяются при эпидемическом подъеме заболеваемости МИ у детей старше года.

Также имеются попытки применения выпускаемой на Кубе менингококковой В вакцины VAMENGOC-ВС (применяется с 3-х месяцев двукратно с интервалом 6-8 недель).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.