Г.В. Берестеньков Уголовно-исполнительное право |
Учебно-методическое пособие |
Сыктывкар Издательство СГУ им. Питирима Сорокина 2015 |
УДК 343.21.7 ББК 67.408 Б 48 Издается по постановлению научно-методического совета ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» |
Рецензенты: Н.В. Збаражский, канд. юрид. наук, доцент, председатель Общественной наблюдательной комиссии РК по надзору за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, президент РОО «коми ПОЛ»; А.М. Клубет, помощник начальника УФСИН по РК по правовой работе, начальник юридической службы |
Берестеньков, Г.В. Б 48 Уголовно-исполнительное право : учебно-методическое пособие / Г.В Берестеньков. - Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. - 127 с. ISBN978-5-906810-01-4 В учебно-методическом пособии излагаются вопросы правового регулирования отношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний. Адресовано студентам, магистрантам, аспирантам всех форм обучения по направлению «Юриспруденция». УДК 343.21.7 ББК 67.408 |
© Берестеньков Г.В., 2015 © ФГБОУ ВО «СГУ ISBN978-5-906810-01-4 им. Питирима Сорокина», 2015 |
СОДЕРЖАНИЕ |
Введение 5 Программа курса 7 Тема 1. Вводная лекция 7 Тема 2. Правовое положение осуждённых 10 Тема 3. Учреждения и органы, исполняющие наказание 14 Тема 4. Исполнение уголовного наказания 17 Тема 5. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения 21 Тема 6. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях 24 Тема 7. Воспитательное воздействие на осуждённых 29 Тема 8. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осуждённым 33 Тема 9. Освобождение от отбывания наказания 37 Задачи 41 Перечень учебных мероприятий контроля знаний студентов 43 Тест-задание 46 Примерные вопросы к зачету 52 Библиографический список 55 Приложения 61 |
ВВЕДЕНИЕ |
Сферу уголовно-исполнительной деятельности обслуживают различные отрасли научных знаний: экономика, право, управление, психология, педагогика и др. Она носит комплексный характер при исполнении различных видов наказаний. Сотруднику органов уголовно-исполнительной системы приходится сталкиваться с организацией не только собственно исполнения наказания, но и труда, обучения, военной подготовки, медицинского обслуживания осужденных, их материально-бытового обеспечения и многим другим. При подготовке специалистов для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказание, необходимо учитывать комплексность получения знаний для обеспечения жизнедеятельности осужденных. Наиболее ощутимые научные результаты достигаются при интеграции различных отраслей знаний, востребованных пенитенциарной наукой, что нашло свое отражение в разработке новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Наука уголовно-исполнительного права зарождалась в России как пенитенциарное право, трансформировавшись в Советском Союзе в исправительно-трудовое, а ныне - в уголовно-исполнительное право. Вместе с тем уголовно-исполнительная политика является продолжением уголовной политики и испытывает на себе все её колебания. Появление таких видов наказания, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, как арест, обязательные работы, принудительные работы, ограничение свободы, способствуют развитию широкой альтернативы наказаний в виде лишения свободы. Комплекс уголовно-исполнительных отраслей научных знаний включает в себя исправительную педагогику, исправительную психологию, организацию труда осужденных, экономику производства исправительных учреждений и др. С развитием уголовноисполнительного права самостоятельными отраслями научных знаний стали управление органами, исполняющими наказание, и административная ответственность органов, исполняющих наказание. Курс «Уголовно-исполнительное право» изучается студентами 2 курса юридического института. Он включает лекции, практические занятия, консультации, зачет, экзамен. Данная дисциплина призвана обеспечить развитие и углубление теоретических связей в результате проводимой правовой реформы, в т.ч. реформы законодательства, регулирующего исполнение наказаний. |
Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положения политики государства в сфере исполнения уголовного наказания. Предметом учебного курса является регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия. В предмет курса также входят: общие положения и принципы исполнения наказания; применение иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных уголовным законодательством; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, граждан в исправлении осуждённых; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобождённым лицам. Овладение курсом "Уголовно-исполнительное право" подразумевает: усвоение теоретического материала по воздействию мер императивного характера на уголовно-исполнительную политику государства; умение анализировать актуальные проблемы государственной пенитенциарной системы; умение самостоятельно исследовать уголовно-исполнительное законодательство; формирование юридического мировоззрения, общеправовой ориентировки, правовой культуры юриста. Изучать следует не только основную литературу, но и научные материалы, публикуемые в журналах «Ведомости уголовно-исполнительной системы», «Преступление и наказание», «Законность», «Лабиринт», а также статьи и монографии российских и зарубежных авторов. Самостоятельная работа включает в себя следующие направления: - изучение основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса; - подбор необходимого нормативно-правового материала для подготовки к практическим занятиям; - конспектирование различных работ при подготовке к семинарским занятиям по темам учебного курса; - подбор и анализ научного материала при выполнении дипломной работы, докладов на студенческих конференциях, для подготовки к различным формам промежуточного контроля; анализ текста уголовно-исполнительного законодательства различных стран; анализ периодической печати по проблемам уголовноисполнительной политики государства. |
ПРОГРАММА КУРСА |
Тема 1. Вводная лекция Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Его основные элементы: уголовно-исполнительная политика, совокупность правовых норм и правоприменительная практика. Особенности правового регулирования отношений, возникающих в процессе исполнения наказаний. Основные принципы уголовно-исполнительного права. Наука уголовно-исполнительного права и её предмет. Уголовноисполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты: история развития и современное состояние. Уголовно-исполнительные правоотношения. Уголовно-исполнительное (тюремное, пенитенциарное) право зарубежных стран (США, Германия, Франция, Англия, Япония и др.). Возникновение буржуазно-тюремных систем. Методические указания 1. Предмет уголовно-исполнительного права. 2. Основные принципы уголовно-исполнительного права. 3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ, международноправовые акты. 1.1 .Предмет уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового права, которое, в свою очередь, пришло на смену пенитенциарному праву. Объектами указанных отраслей права были и остаются порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, в первую очередь наказаний в виде лишения свободы. Потребность в отказе от советской исправительно-трудовой политики и формировании уголовно-исполнительной политики появилась в связи с изменением государственного, экономического и общественного устройства России в 90-е гг. XX в. Особенностью правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений стали: гуманизация условий отбывания наказаний, прежде всего осуждённых-женщин и несовершеннолетних |
лиц; более углублённая дифференциация предоставляемых осуждённым льгот в зависимости от их поведения во время отбывания наказания, исключение ряда ограничений карательного характера. Правоприменительная практика в сфере уголовноисполнительных правоотношений испытывает на себе все колебания, в т.ч. уголовной политики государства. Введение альтернативных лишению свободы видов наказания происходит крайне медленно из-за отсутствия соответствующей материальной базы и органов, исполняющих уголовные наказания без лишения свободы осуждённых. Негативным фактором является то, что по-прежнему большое число осуждённых приговаривается судами к наказанию в виде лишения свободы, вызывая переполнение исправительных учреждений, особенно следственных изоляторов. 1.2. Основные принципы уголовно-исполнительного права Предметом регулирования уголовно-исполнительного права является реализация всех видов наказаний, соединённых с мерами исправительного воздействия и иных уголовно-правовых мер. Уголовно-исполнительное законодательство РФ регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осуждённых, охраняет их права, свободы и законные интересы, оказывает осуждённым помощь в социальной адаптации после освобождения и от отбывания наказания. Как самостоятельная отрасль права, уголовно-исполнительное законодательство основывается на следующих принципах: законность, гуманизм, демократизм, равенство осуждённых перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуждённых, стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказаний с исправительным воздействием. Особенностью содержания принципов уголовно-исполнительного права, например, в отличие от уголовного, является отсутствие в Уголовно-исполнительном кодексе РФ раскрытия их смысла, |
поэтому сущность каждого и них и всей системы принципов в целом следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм кодекса, а также многолетней практики их применения. Доктор юрид. наук, проф. В.Д. Филимонов в предисловии к комментарию к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и д-р юрид. наук, проф. А.И. Зубков в учебнике по уголовноисполнительному праву раскрывают содержание принципов уголовно-исполнительного права. 1.3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты Статья 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает, что если международным договором РФ определены иные правила исполнения наказаний и обращения с осуждёнными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Рекомендации и декларации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осуждёнными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. В целях обеспечения охраны интересов личности осуждённых в нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ включены требования международно-правовых актов о правах человека. При его подготовке учтены Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Также в них были отражены требования и важнейших международных актов, регулирующих обращение с осуждёнными. К ним относятся: минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г.; Европейские тюремные правила; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения 1984 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) |
1985 г.; Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, 1990 г. и другие акты. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы уголовноисполнительного права. 2. Каковы принципы уголовно-исполнительного права? 3. Как возникла и развивалась наука уголовно-исполнительного права? 4. Расскажите о пенитенциарном законодательстве России XIX - начала XX вв. 5. Охарактеризуйте исправительно-трудовое законодательство советского периода. Тема 2. Правовое положение осуждённых Основы правового положения осуждённых. Основные права и обязанности осуждённых. Право осуждённых на личную безопасность. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения. Методические указания 1. Основные права и обязанности осуждённых. 2. Право осуждённых на личную безопасность. 3. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения. 2.1. Основные права и обязанности осуждённых Основу определения правового положения осуждённых составляют три положения: 1. права человека и гражданина, закреплённые в Конституции и иных законах РФ; 2. права и ограничения, содержащиеся в уголовно |
исполнительном законодательстве и нормативно-правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний; 3. права и правила обращения с осуждёнными, содержащиеся в международных стандартах. К основным правам осуждённых относятся: право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание, на неприменение мер принуждения иначе как на основании закона; право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Перечень указанных прав осуждённых дополняется правом на охрану здоровья, получение медицинской помощи; правом на социальное обеспечение, включая получение пенсий и социальных пособий; правом на получение юридической помощи; осуждённые иностранные граждане обладают правом поддерживать связь с дипломатическими учреждениями своих государств. Основными обязанностями осуждённых являются те, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или создают условия для деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. К обязанностям осуждённых относятся: соблюдение обязанностей граждан РФ, требований федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания; выполнение законных требований администраций учреждений и вежливое обращение к персоналу; обязанность являться по вызову к администрации, давать объяснения по вопросам исполнения приговора. 2.2. Право осуждённых на личную безопасность Право на личную безопасность закреплено законодателем в первую очередь из-за агрессивного поведения осуждённых, в т.ч. и друг к другу. К средствам обеспечения личной безопасности осуждённых относят две группы мер: |
• меры убеждения, заключающиеся в разъяснении осуждённым необходимости соблюдения установленного порядка отбывания наказания; • меры принуждения, включающие в себя надзор за поведением осуждённых с целью предупреждения совершения преступлений. Дополняет средства личной безопасности применение мер безопасности и оружия сотрудниками УИС, а также мер дисциплинарного воздействия к осуждённым. Кроме того, обеспечением личной безопасности осуждённых путём проведения профилактических мероприятий заняты оперативные отделы учреждений, отделы безопасности уголовно-исполнительной системы. При угрозе совершения преступления против осуждённого должностные лица учреждений и органов УИС обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности. В этих целях могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещений камерного типа. Перевод осуждённого в безопасное место производится постановлением начальника учреждения, а в экстренных случаях - решением оперативного дежурного. Для устранения угрозы личной безопасности осуждённого применяются также привлечение к ответственности лица, от которого исходила опасность, либо перевод осуждённого в другое исправительное учреждение в случае невозможности полностью устранить угрозу. 2.3. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения Осуждённые не могут быть ограничены в правовых средствах защиты своих прав, свобод и законных интересов, поэтому имеют право на следующие обращения: 1. предложения-обращения, содержащие сведения о необходимости сохранения либо изменения существующих явлений или процессов, например предложения по изменению действующего законодательства; 2. заявления-обращения осуждённых, содержащие просьбы о необходимости принятия каких-либо решений или действий в интересах |
заявителя, например заявление осуждённого о предоставлении ему длительного свидания; 3. жалобы-обращения осуждённых, содержащие сведения о нарушении прав, свобод и законных интересов, требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, например жалоба на действия администрации учреждения. Чаще всего осуждённые используют право на обращения в форме жалоб и заявлений в суды, органы прокуратуры, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы государственной власти и местного самоуправления по самым разнообразным вопросам. Все обращения осуждённых должны быть подписаны, а осуждённых к лишению свободы - подписаны только от своего имени. Обращения осуждённых к лишению свободы подлежат цензуре исправительного учреждения за исключением обращений в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов УИС. Все обращения регистрируются в отделах специального учёта, в течение трёх дней направляются адресату, а полученные ответы накапливаются в личных делах осуждённых после их ознакомления под расписку при их поступлении. Подача обращений на действия администрации учреждений не приостанавливает их деятельность, а обращения в нецензурной форме либо содержащие жаргон или условности уничтожаются без направления адресату, с объявлением осуждённому под расписку. Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте правовой статус осуждённого, его особенности. 2. Каковы основные права и обязанности осуждённых? 3. Закон об оперативно-розыскной деятельности как гарант личной безопасности осуждённых. 4. Рассмотрите виды обращений осуждённых. 5. Перечислите порядок и сроки рассмотрения обращений осуждённых. |
Тема 3. Учреждения и органы, исполняющие наказание |
Понятие уголовно-исполнительной системы, виды уголовноисполнительных учреждений. Принципы организации и деятельности уголовно-исполнительной системы. Значение классификации уголовно-исполнительных учреждений для индивидуализации отбывания наказания и дифференцированных условий исполнения наказаний. Методические указания 1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовное на казание. 2. Принципы организации и деятельности уголовно-исполни тельной системы. 3. Реформирование деятельности уголовно-исполнительной сис темы. 3.1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в результате проведения административной реформы входит в состав Министерства юстиции РФ. Самостоятельными службами являются Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН) России и Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России. Уголовные наказания в отношении военнослужащих - ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части - исполняются Министерством обороны РФ. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград граждан по решению суда осуществляют государственные органы, присвоившие указанные почетные звания, классные чины и государственные награды. К исполнению отдельных уголовных наказаний привлекаются определенные учреждения и должностные лица. Требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно |
стью исполняются администрацией учреждения, в котором работает осужденный, и контролируются уголовно-исполнительными инспекциями, являющимися частью Федеральной службы исполнения наказаний. Руководство исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, осуществляется ФСИН России. Руководство исполнением уголовных наказаний в виде штрафов, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется ФССП России. 3.2. Принципы организации и деятельности уголовноисполнительной системы Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 впервые ввел в обращение термин «уголовно-исполнительная система». С 2000 г. к перечисленным в законе органам, исполняющим уголовные наказания, добавились уголовно-исполнительные инспекции (путём перевода из МВД РФ), подразделения по конвоированию осуждённых и лиц, заключённых под стражу (путём перевода из внутренних войск МВД РФ). Уголовно-исполнительная система включает в себя следующие учреждения и органы, исполняющие наказания: - исправительные учреждения: исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения (больницы), тюрьмы, воспитательные колонии; - следственные изоляторы; - уголовно-исполнительные инспекции; - подразделения по конвоированию осуждённых; - предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности |
уголовно-исполнительной системы: научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные, материально-технического снабжения и иные; - территориальные и центральные органы управления уголовноисполнительной системы. Принципы организации и деятельности УИС направлены на решение следующих задач: 1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; 2) исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества; 3) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, безопасности осуждённых, персонала и иных граждан; 4) привлечение осуждённых к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; 5) обеспечение охраны здоровья осуждённых; 6) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. 3.3. Реформирование деятельности уголовно-исполнительной системы Реформирование уголовно-исполнительной системы проводится ещё с советского времени, а особенно активно и продуктивно - с 1998 г., со времени передачи УИС из ведения Министерства внутренних дел в Министерство юстиции РФ. Вначале была разработана Концепция реорганизации УИС на период до 2005 г., которая была успешно осуществлена. С 2006 г. Правительством РФ разработана и утверждена Программа реформирования УИС, рассчитанная на 10 лет. С 2010 г. рассматривается концепция реформирования УИС, рассчитанная на период до 2020 г. Впервые опубликованы денежные составляющие программы реформирования: 54 млрд руб. из бюджета РФ и 3 млн евро из внебюджетного фонда, в частности фонда Европейского Союза, на проведение эксперимента по внедрению альтернативных лишению свободы |
видов наказания (например, ограничения свободы с закреплением электронных браслетов на осуждённых и создания дежурных пультов круглосуточного наблюдения). Бюджетные средства планируется потратить на строительство новых следственных изоляторов, улучшение медицинского обслуживания и питания осуждённых. В целом процесс реформирования включает в себя следующие мероприятия: - корректировку карательной политики государства в сторону гуманизации; - реформу органов управления и территориальных органов УИС; - создание условий и порядка исполнения наказаний; - перевод промышленных предприятий УИС из разряда производственных в учебные; - создание системы образовательных учреждений для осуждённых наряду с профессиональным обучением; - подготовку персонала новой формации, способного претворять международные стандарты в практику деятельности УИС. Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте уголовно-исполнительную систему России. Перечислите виды исправительных учреждений. 2. Какова зависимость исправительных учреждений от проведения реформ в уголовно-исполнительной системе? 3. Каковы принципы организации и деятельности УИС? 4. В чём состоят особенности контроля за деятельностью УИС, возникшие в результате проведения реформ на современном этапе? Тема 4. Исполнение уголовного наказания Система и виды уголовных наказаний. Понятие уголовно-исполнительного воздействия. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осуждённых. Единство целей уголовно-исправительного и уголовного права и их различия. Виды уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы: порядок и условия отбытия. Виды лишения свободы. |
Методические указания 1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. 2. Проблемы исполнения отложенных видов наказания. 3. Исполнение дополнительных видов наказаний. 4.1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы Наказаниями, не являющимися лишением свободы, т.е. не связанными с изоляцией осужденных от общества, являются: - принудительные работы; - обязательные работы; - штраф; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; - исправительные работы; - ограничение свободы; - лишение специального, воинского или почетного званий, классного чина и государственных наград; - арест. Для военнослужащих-осужденных кроме перечисленных могут применяться такие виды наказания, как: - ограничение по военной службе; - арест с содержанием на гауптвахте; - содержание в дисциплинарной воинской части. Принципиально новыми видами наказания, не применявшимися ранее в исправительно-трудовом законодательстве, являются: обязательные работы, ограничение свободы, арест, принудительные работы. Основная нагрузка по исполнению указанных видов наказания распределяется следующим образом: по исполнению штрафов - на подразделения судебных приставов Министерства юстиции РФ, по остальным видам - на структурные подразделения территориальных органов уголовно-исполнительной системы: уголовноисполнительные инспекции. |
4.2. Проблемы исполнения отложенных видов наказания |
Среди наказаний, не связанных с лишением свободы осужденных, широко применяются судами в вынесении решения и имеют устоявшуюся правоприменительную практику такие, как: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Обязательные работы как вид наказания были отложены исполнением фактически до 2006 г., несмотря на попытки федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления наработать правоприменительную практику. По замыслу законодателя, уголовно-исполнительные инспекции должны контролировать исполнение осужденными обязательных бесплатных работ по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления. Проблемно и определение места бесплатных работ, а также контроль за выполнением обязательных работ, учет рабочего времени осужденных, штат сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, принудительное исполнение данного вида наказания. Ограничение свободы как вид наказания должно исполняться по месту жительства осужденных в специально построенных и укомплектованных сотрудниками УИС исправительных центрах, где осужденные должны проживать в общежитиях, быть трудоустроены, претерпевать определенные правоограничения, выезжая в качестве поощрения с разрешения администрации на место жительства. Ввиду нехватки финансирования и невозможности постройки и обустройства исправительных центров по субъектам РФ, ФСИН России с 2006 г. проводит эксперимент в четырех регионах по внедрению этого вида наказания в несколько ином варианте: с использованием электронных браслетов и аппаратуры слежения за местопребыванием осужденных. По окончании эксперимента данный опыт должен быть внедрен во все субъекты РФ. С 2012 г. рассматривается внедрение в правоприменительную практику принудительных работ для осужденных. |
Арест как вид наказания по замыслу законодателя должен исполняться в специально построенных арестных домах, где осужденные должны содержаться сроком до полугода в условиях, которые по режиму содержания строже, чем в тюрьмах на строгом режиме. Очевидность проблемы заключается в целесообразности финансирования данного вида наказания, т.к. потребуется обустройство региональных арестных домов вместо строительства новых и капитального ремонта действующих следственных изоляторов, где и содержится основная масса подозреваемых, обвиняемых и задержанных лиц наряду с осужденными, приговор суда в отношении которых не вступил в законную силу. Поэтому ФСИН России в последние годы является инициатором исключения ареста как вида наказания из пенитенциарного законодательства. 4.3. Исполнение дополнительных видов наказаний Согласно законодательству, к основным видам наказания, связанным либо не связанным с лишением свободы, могут назначаться дополнительные наказания. К ним относятся: штраф (хотя данный вид наказания может быть только основным видом), конфискация имущества, лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград. Штраф как основной вид наказания исполняется подразделениями судебных приставов Министерства юстиции РФ. Конфискация имущества как вид наказания фактически выпала из правоприменительной практики благодаря лоббированию законодательных инициатив 2003 г. и уголовноисполнительной системой не осуществляется. Обязанность по возмещению ущерба наряду с лишением свободы осужденных возлагается на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания наказания осуждёнными. К сожалению, действительное возмещение ущерба в денежном выражении почти невозможно в силу ряда причин, в первую очередь из-за нетрудоустроенности осужденных в местах отбывания наказания. С 2004 г. лишение специального, воинского или почётного званий, классного чина и государственных наград возлагается по приговору суда на те органы, которые присваивали перечисленные звания, чины и государственные награды. |
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте виды уголовных наказаний. 2. В чем заключаются ос
|
|||
|