Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»




Г.В. Берестеньков

Уголовно-исполнительное право


Учебно-методическое пособие


Сыктывкар Издательство СГУ им. Питирима Сорокина 2015



УДК 343.21.7 ББК 67.408 Б 48

Издается по постановлению научно-методического совета ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»


Рецензенты:

Н.В. Збаражский, канд. юрид. наук, доцент, председатель Общественной наблюдательной комиссии РК по надзору за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, президент РОО «коми ПОЛ»; А.М. Клубет, помощник начальника УФСИН по РК по правовой работе, начальник юридической службы


Берестеньков, Г.В.

Б 48                               Уголовно-исполнительное право : учебно-методическое

пособие / Г.В Берестеньков. - Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. - 127 с.

ISBN978-5-906810-01-4

В учебно-методическом пособии излагаются вопросы пра­вового регулирования отношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний.

Адресовано студентам, магистрантам, аспирантам всех форм обучения по направлению «Юриспруденция».

УДК 343.21.7 ББК 67.408


© Берестеньков Г.В., 2015 © ФГБОУ ВО «СГУ ISBN978-5-906810-01-4        им. Питирима Сорокина», 2015



СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                                   5

Программа курса                                                                                                      7

Тема 1. Вводная лекция                                                                                          7

Тема 2. Правовое положение осуждённых                                                          10

Тема 3. Учреждения и органы, исполняющие наказание                                    14

Тема 4. Исполнение уголовного наказания                                                         17

Тема 5. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения 21 Тема 6. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях                   24

Тема 7. Воспитательное воздействие на осуждённых                                         29

Тема 8. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осуждённым              33

Тема 9. Освобождение от отбывания наказания                                                 37

Задачи                                                                                                                     41

Перечень учебных мероприятий контроля знаний студентов                            43

Тест-задание                                                                                                           46

Примерные вопросы к зачету                                                                               52

Библиографический список                                                                                   55

Приложения                                                                                                           61




ВВЕДЕНИЕ


Сферу уголовно-исполнительной деятельности обслуживают различные отрасли научных знаний: экономика, право, управление, психология, педагогика и др. Она носит комплексный характер при исполнении различных видов наказаний. Сотруднику органов уго­ловно-исполнительной системы приходится сталкиваться с органи­зацией не только собственно исполнения наказания, но и труда, обучения, военной подготовки, медицинского обслуживания осуж­денных, их материально-бытового обеспечения и многим другим. При подготовке специалистов для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказание, необходимо учитывать комплексность получения знаний для обеспечения жизнедеятельности осужден­ных. Наиболее ощутимые научные результаты достигаются при интеграции различных отраслей знаний, востребованных пенитен­циарной наукой, что нашло свое отражение в разработке новой ре­дакции Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Наука уголовно-исполнительного права зарождалась в России как пенитенциарное право, трансформировавшись в Советском Сою­зе в исправительно-трудовое, а ныне - в уголовно-исполнительное право. Вместе с тем уголовно-исполнительная политика является продолжением уголовной политики и испытывает на себе все её ко­лебания. Появление таких видов наказания, предусмотренных Уго­ловным кодексом РФ, как арест, обязательные работы, принуди­тельные работы, ограничение свободы, способствуют развитию широкой альтернативы наказаний в виде лишения свободы.

Комплекс уголовно-исполнительных отраслей научных зна­ний включает в себя исправительную педагогику, исправительную психологию, организацию труда осужденных, экономику произ­водства исправительных учреждений и др. С развитием уголовно­исполнительного права самостоятельными отраслями научных зна­ний стали управление органами, исполняющими наказание, и ад­министративная ответственность органов, исполняющих наказание.

Курс «Уголовно-исполнительное право» изучается студента­ми 2 курса юридического института. Он включает лекции, практи­ческие занятия, консультации, зачет, экзамен.

Данная дисциплина призвана обеспечить развитие и углубление теоретических связей в результате проводимой правовой реформы, в т.ч. реформы законодательства, регулирующего исполнение наказаний.




Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положе­ния политики государства в сфере исполнения уголовного наказания.

Предметом учебного курса является регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия. В предмет курса так­же входят: общие положения и принципы исполнения наказания; при­менение иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных уголовным законодательством; порядок деятельности учреждений и ор­ганов, исполняющих наказание; порядок участия органов государст­венной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, граждан в исправлении осуждённых; порядок освобождения от наказа­ния и оказания помощи освобождённым лицам.

Овладение курсом "Уголовно-исполнительное право" подразу­мевает: усвоение теоретического материала по воздействию мер им­перативного характера на уголовно-исполнительную политику госу­дарства; умение анализировать актуальные проблемы государственной пенитенциарной системы; умение самостоятельно исследовать уго­ловно-исполнительное законодательство; формирование юридического мировоззрения, общеправовой ориентировки, правовой культуры юриста.

Изучать следует не только основную литературу, но и научные ма­териалы, публикуемые в журналах «Ведомости уголовно-исполни­тельной системы», «Преступление и наказание», «Законность», «Лаби­ринт», а также статьи и монографии российских и зарубежных авторов.

Самостоятельная работа включает в себя следующие на­правления:

- изучение основной и дополнительной литературы, указанной в ме­тодических рекомендациях по различным темам курса;

- подбор необходимого нормативно-правового материала для подго­товки к практическим занятиям;

- конспектирование различных работ при подготовке к семинарским занятиям по темам учебного курса;

- подбор и анализ научного материала при выполнении диплом­ной работы, докладов на студенческих конференциях, для подго­товки к различным формам промежуточного контроля; анализ тек­ста уголовно-исполнительного законодательства различных стран; анализ периодической печати по проблемам уголовно­исполнительной политики государства.




ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Вводная лекция

Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система кур­са. Его основные элементы: уголовно-исполнительная политика, сово­купность правовых норм и правоприменительная практика. Особенно­сти правового регулирования отношений, возникающих в процессе ис­полнения наказаний. Основные принципы уголовно-исполнительного права. Наука уголовно-исполнительного права и её предмет. Уголовно­исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты: история развития и современное состояние. Уголовно-исполнительные правоотношения. Уголовно-исполнительное (тюремное, пенитенциар­ное) право зарубежных стран (США, Германия, Франция, Англия, Япония и др.). Возникновение буржуазно-тюремных систем.

Методические указания

1. Предмет уголовно-исполнительного права.

2. Основные принципы уголовно-исполнительного права.

3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ, международно­правовые акты.

1.1 .Предмет уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право является преемником исправи­тельно-трудового права, которое, в свою очередь, пришло на смену пе­нитенциарному праву. Объектами указанных отраслей права были и ос­таются порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, в первую очередь наказаний в виде лишения свободы.

Потребность в отказе от советской исправительно-трудовой политики и формировании уголовно-исполнительной политики появилась в связи с изменением государственного, экономиче­ского и общественного устройства России в 90-е гг. XX в. Осо­бенностью правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений стали: гуманизация условий отбывания наказа­ний, прежде всего осуждённых-женщин и несовершеннолетних




лиц; более углублённая дифференциация предоставляемых осу­ждённым льгот в зависимости от их поведения во время отбыва­ния наказания, исключение ряда ограничений карательного ха­рактера.

Правоприменительная практика в сфере уголовно­исполнительных правоотношений испытывает на себе все коле­бания, в т.ч. уголовной политики государства. Введение альтер­нативных лишению свободы видов наказания происходит край­не медленно из-за отсутствия соответствующей материальной базы и органов, исполняющих уголовные наказания без лише­ния свободы осуждённых. Негативным фактором является то, что по-прежнему большое число осуждённых приговаривается судами к наказанию в виде лишения свободы, вызывая перепол­нение исправительных учреждений, особенно следственных изоляторов.

1.2. Основные принципы уголовно-исполнительного права

Предметом регулирования уголовно-исполнительного права являет­ся реализация всех видов наказаний, соединённых с мерами исправи­тельного воздействия и иных уголовно-правовых мер.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ регулирует поря­док и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осуждённых, охраняет их права, свободы и законные ин­тересы, оказывает осуждённым помощь в социальной адаптации после освобождения и от отбывания наказания.

Как самостоятельная отрасль права, уголовно-исполнительное за­конодательство основывается на следующих принципах: законность, гу­манизм, демократизм, равенство осуждённых перед законом, дифферен­циация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное при­менение мер принуждения, средств исправления осуждённых, стимули­рование их правопослушного поведения, соединение наказаний с испра­вительным воздействием.

Особенностью содержания принципов уголовно-исполни­тельного права, например, в отличие от уголовного, является отсутст­вие в Уголовно-исполнительном кодексе РФ раскрытия их смысла,




поэтому сущность каждого и них и всей системы принципов в целом следует выводить из научного анализа используемых в законе терми­нов, характера и направленности отдельных норм кодекса, а также мно­голетней практики их применения.

Доктор юрид. наук, проф. В.Д. Филимонов в предисловии к комментарию к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и д-р юрид. наук, проф. А.И. Зубков в учебнике по уголовно­исполнительному праву раскрывают содержание принципов уголовно-исполнительного права.

1.3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты

Статья 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавлива­ет, что если международным договором РФ определены иные правила исполнения наказаний и обращения с осуждёнными, чем предусмот­ренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то приме­няются правила международного договора. Рекомендации и деклара­ции международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осуждёнными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и со­циальных возможностей.

В целях обеспечения охраны интересов личности осуждённых в нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ включены требования международно-правовых актов о правах человека. При его подготовке учтены Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и ос­новных свобод. Также в них были отражены требования и важнейших международных актов, регулирующих обращение с осуждёнными. К ним относятся: минимальные стандартные правила обращения с заклю­чёнными 1955 г.; Европейские тюремные правила; Свод принципов за­щиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения 1984 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)




1985 г.; Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связан­ных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, 1990 г. и другие акты.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы уголовно­исполнительного права.

2. Каковы принципы уголовно-исполнительного права?

3. Как возникла и развивалась наука уголовно-исполнительного права?

4. Расскажите о пенитенциарном законодательстве России XIX

- начала XX вв.

5. Охарактеризуйте исправительно-трудовое законодательство со­ветского периода.

Тема 2. Правовое положение осуждённых

Основы правового положения осуждённых. Основные права и обязанности осуждённых. Право осуждённых на личную безопасность. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания. Обраще­ния осуждённых и порядок их рассмотрения.

Методические указания

1. Основные права и обязанности осуждённых.

2. Право осуждённых на личную безопасность.

3. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения.

2.1. Основные права и обязанности осуждённых

Основу определения правового положения осуждённых состав­ляют три положения:

1. права человека и гражданина, закреплённые в Конституции и иных законах РФ;

2.  права и ограничения, содержащиеся в уголовно­




исполнительном законодательстве и нормативно-правовых актах, ка­сающихся исполнения уголовных наказаний;

3. права и правила обращения с осуждёнными, содержащиеся в международных стандартах.

К основным правам осуждённых относятся: право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбы­вания назначенного судом вида наказания; право на вежливое обраще­ние со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание, на неприменение мер принуждения иначе как на основании закона; право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, в суд, органы прокура­туры, органы государственной власти и местного самоуправления, об­щественные объединения и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Перечень указанных прав осуждённых допол­няется правом на охрану здоровья, получение медицинской помощи; правом на социальное обеспечение, включая получение пенсий и социаль­ных пособий; правом на получение юридической помощи; осуждённые иностранные граждане обладают правом поддерживать связь с диплома­тическими учреждениями своих государств.

Основными обязанностями осуждённых являются те, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или соз­дают условия для деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. К обязанностям осуждённых относятся: соблюде­ние обязанностей граждан РФ, требований федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания; выполнение законных требований администра­ций учреждений и вежливое обращение к персоналу; обязанность яв­ляться по вызову к администрации, давать объяснения по вопросам исполнения приговора.

2.2. Право осуждённых на личную безопасность

Право на личную безопасность закреплено законодателем в первую очередь из-за агрессивного поведения осуждённых, в т.ч. и друг к другу.

К средствам обеспечения личной безопасности осуждённых от­носят две группы мер:




• меры убеждения, заключающиеся в разъяснении осуждён­ным необходимости соблюдения установленного порядка отбывания наказания;

• меры принуждения, включающие в себя надзор за поведением осуждённых с целью предупреждения совершения преступлений. До­полняет средства личной безопасности применение мер безопасности и оружия сотрудниками УИС, а также мер дисциплинарного воздейст­вия к осуждённым.

Кроме того, обеспечением личной безопасности осуждённых пу­тём проведения профилактических мероприятий заняты оперативные отделы учреждений, отделы безопасности уголовно-исполнительной системы.

При угрозе совершения преступления против осуждённого должно­стные лица учреждений и органов УИС обязаны незамедлительно при­нять меры по обеспечению личной безопасности. В этих целях могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещений камерно­го типа. Перевод осуждённого в безопасное место производится поста­новлением начальника учреждения, а в экстренных случаях - решени­ем оперативного дежурного.

Для устранения угрозы личной безопасности осуждённого применяются также привлечение к ответственности лица, от ко­торого исходила опасность, либо перевод осуждённого в другое исправительное учреждение в случае невозможности полностью устранить угрозу.

2.3. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения

Осуждённые не могут быть ограничены в правовых средствах защиты своих прав, свобод и законных интересов, поэтому имеют право на следующие обращения:

1. предложения-обращения, содержащие сведения о необходи­мости сохранения либо изменения существующих явлений или про­цессов, например предложения по изменению действующего законода­тельства;

2. заявления-обращения осуждённых, содержащие просьбы о необходимости принятия каких-либо решений или действий в интересах




заявителя, например заявление осуждённого о предоставлении ему длительного свидания;

3. жалобы-обращения осуждённых, содержащие сведения о нарушении прав, свобод и законных интересов, требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, например жалоба на действия ад­министрации учреждения.

Чаще всего осуждённые используют право на обращения в форме жалоб и заявлений в суды, органы прокуратуры, учреж­дения уголовно-исполнительной системы, органы государствен­ной власти и местного самоуправления по самым разнообраз­ным вопросам.

Все обращения осуждённых должны быть подписаны, а осуждённых к лишению свободы - подписаны только от своего имени. Обращения осуждённых к лишению свободы подлежат цензуре исправительного учреждения за исключением обраще­ний в органы, осуществляющие контроль за деятельностью уч­реждений и органов УИС. Все обращения регистрируются в от­делах специального учёта, в течение трёх дней направляются адресату, а полученные ответы накапливаются в личных делах осуждённых после их ознакомления под расписку при их посту­плении.

Подача обращений на действия администрации учреждений не приостанавливает их деятельность, а обращения в нецензурной форме либо содержащие жаргон или условности уничтожаются без направ­ления адресату, с объявлением осуждённому под расписку.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте правовой статус осуждённого, его особенно­сти.

2. Каковы основные права и обязанности осуждённых?

3. Закон об оперативно-розыскной деятельности как гарант личной безопасности осуждённых.

4. Рассмотрите виды обращений осуждённых.

5. Перечислите порядок и сроки рассмотрения обращений осуж­дённых.




Тема 3. Учреждения и органы, исполняющие наказание


Понятие уголовно-исполнительной системы, виды уголовно­исполнительных учреждений. Принципы организации и деятельно­сти уголовно-исполнительной системы. Значение классификации уголовно-исполнительных учреждений для индивидуализации от­бывания наказания и дифференцированных условий исполнения наказаний.

Методические указания

1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовное на­

казание.

2. Принципы организации и деятельности уголовно-исполни­

тельной системы.

3. Реформирование деятельности уголовно-исполнительной сис­

темы.

3.1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовное

наказание

Система учреждений и органов, исполняющих уголовные на­казания, в результате проведения административной реформы вхо­дит в состав Министерства юстиции РФ. Самостоятельными служ­бами являются Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН) России и Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России. Уголовные наказания в отношении военнослужащих - ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части - исполняются Министерством обороны РФ.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград граждан по решению суда осуществляют государственные органы, присвоившие указан­ные почетные звания, классные чины и государственные награды.

К исполнению отдельных уголовных наказаний привлекают­ся определенные учреждения и должностные лица.

Требования приговора суда о лишении права занимать оп­ределенные должности или заниматься определенной деятельно­




стью исполняются администрацией учреждения, в котором рабо­тает осужденный, и контролируются уголовно-исполнительными инспекциями, являющимися частью Федеральной службы ис­полнения наказаний.

Руководство исполнением уголовных наказаний в виде ли­шения свободы, ограничения свободы, ареста, исправительных ра­бот, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, осуществляется ФСИН России. Руководство исполнением уголовных наказаний в виде штрафов, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осу­ществляется ФССП России.

3.2. Принципы организации и деятельности уголовно­исполнительной системы

Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 впер­вые ввел в обращение термин «уголовно-исполнительная система». С 2000 г. к перечисленным в законе органам, исполняющим уго­ловные наказания, добавились уголовно-исполнительные инспекции (путём перевода из МВД РФ), подразделения по конвоированию осуж­дённых и лиц, заключённых под стражу (путём перевода из внутренних войск МВД РФ).

Уголовно-исполнительная система включает в себя следующие уч­реждения и органы, исполняющие наказания:

- исправительные учреждения: исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, лечебные исправи­тельные учреждения (больницы), тюрьмы, воспитательные колонии;

- следственные изоляторы;

- уголовно-исполнительные инспекции;

- подразделения по конвоированию осуждённых;

- предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности




уголовно-исполнительной системы: научно-исследовательские, проект­ные, лечебные, учебные, материально-технического снабжения и иные;

- территориальные и центральные органы управления уголовно­исполнительной системы.

Принципы организации и деятельности УИС направлены на ре­шение следующих задач:

1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

2) исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осу­ждённого от общества;

3) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, ис­полняющих уголовные наказания, безопасности осуждённых, персонала и иных граждан;

4) привлечение осуждённых к труду, а также обеспечение их обще­го и профессионального образования и профессионального обучения;

5) обеспечение охраны здоровья осуждённых;

6) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3.3. Реформирование деятельности уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы проводится ещё с советского времени, а особенно активно и продуктивно - с 1998 г., со времени передачи УИС из ведения Министерства внут­ренних дел в Министерство юстиции РФ. Вначале была разработана Концепция реорганизации УИС на период до 2005 г., которая была ус­пешно осуществлена.

С 2006 г. Правительством РФ разработана и утверждена Про­грамма реформирования УИС, рассчитанная на 10 лет. С 2010 г. рас­сматривается концепция реформирования УИС, рассчитанная на пе­риод до 2020 г.

Впервые опубликованы денежные составляющие программы реформирования: 54 млрд руб. из бюджета РФ и 3 млн евро из вне­бюджетного фонда, в частности фонда Европейского Союза, на про­ведение эксперимента по внедрению альтернативных лишению свободы




видов наказания (например, ограничения свободы с закреплением элек­тронных браслетов на осуждённых и создания дежурных пультов круглосуточного наблюдения). Бюджетные средства планируется по­тратить на строительство новых следственных изоляторов, улучшение медицинского обслуживания и питания осуждённых.

В целом процесс реформирования включает в себя следующие мероприятия:

- корректировку карательной политики государства в сторону гума­низации;

- реформу органов управления и территориальных органов УИС;

- создание условий и порядка исполнения наказаний;

- перевод промышленных предприятий УИС из разряда произ­водственных в учебные;

- создание системы образовательных учреждений для осуждённых наряду с профессиональным обучением;

- подготовку персонала новой формации, способного претворять международные стандарты в практику деятельности УИС.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте уголовно-исполнительную систему России. Пе­речислите виды исправительных учреждений.

2. Какова зависимость исправительных учреждений от проведения реформ в уголовно-исполнительной системе?

3. Каковы принципы организации и деятельности УИС?

4. В чём состоят особенности контроля за деятельностью УИС, воз­никшие в результате проведения реформ на современном этапе?

Тема 4. Исполнение уголовного наказания

Система и виды уголовных наказаний. Понятие уголовно-ис­полнительного воздействия. Основные средства уголовно-исполни­тельного воздействия на осуждённых. Единство целей уголовно-ис­правительного и уголовного права и их различия. Виды уголовных на­казаний, не связанных с лишением свободы: порядок и условия отбы­тия. Виды лишения свободы.




Методические указания

1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.

2. Проблемы исполнения отложенных видов наказания.

3. Исполнение дополнительных видов наказаний.

4.1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы

Наказаниями, не являющимися лишением свободы, т.е. не связанными с изоляцией осужденных от общества, являются:

- принудительные работы;

- обязательные работы;

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью;

- исправительные работы;

- ограничение свободы;

- лишение специального, воинского или почетного званий, класс­ного чина и государственных наград;

- арест.

Для военнослужащих-осужденных кроме перечисленных мо­гут применяться такие виды наказания, как:

- ограничение по военной службе;

- арест с содержанием на гауптвахте;

- содержание в дисциплинарной воинской части.

Принципиально новыми видами наказания, не применявши­мися ранее в исправительно-трудовом законодательстве, являются: обязательные работы, ограничение свободы, арест, принудитель­ные работы.

Основная нагрузка по исполнению указанных видов наказа­ния распределяется следующим образом: по исполнению штрафов

- на подразделения судебных приставов Министерства юстиции РФ, по остальным видам - на структурные подразделения террито­риальных органов уголовно-исполнительной системы: уголовно­исполнительные инспекции.




4.2. Проблемы исполнения отложенных видов наказания


Среди наказаний, не связанных с лишением свободы осуж­денных, широко применяются судами в вынесении решения и имеют устоявшуюся правоприменительную практику такие, как: штраф, лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью, исправительные работы, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы как вид наказания были отложены ис­полнением фактически до 2006 г., несмотря на попытки федераль­ных органов исполнительной власти и органов местного само­управления наработать правоприменительную практику. По замыс­лу законодателя, уголовно-исполнительные инспекции должны контролировать исполнение осужденными обязательных бесплат­ных работ по месту жительства осужденных на объектах, опреде­ляемых органами местного самоуправления. Проблемно и опреде­ление места бесплатных работ, а также контроль за выполнением обязательных работ, учет рабочего времени осужденных, штат со­трудников уголовно-исполнительных инспекций, принудительное исполнение данного вида наказания.

Ограничение свободы как вид наказания должно исполняться по месту жительства осужденных в специально построенных и укомплектованных сотрудниками УИС исправительных центрах, где осужденные должны проживать в общежитиях, быть трудоуст­роены, претерпевать определенные правоограничения, выезжая в качестве поощрения с разрешения администрации на место жи­тельства. Ввиду нехватки финансирования и невозможности по­стройки и обустройства исправительных центров по субъектам РФ, ФСИН России с 2006 г. проводит эксперимент в четырех ре­гионах по внедрению этого вида наказания в несколько ином вари­анте: с использованием электронных браслетов и аппаратуры сле­жения за местопребыванием осужденных. По окончании экспери­мента данный опыт должен быть внедрен во все субъекты РФ. С 2012 г. рассматривается внедрение в правоприменительную прак­тику принудительных работ для осужденных.




Арест как вид наказания по замыслу законодателя должен исполняться в специально построенных арестных домах, где осуж­денные должны содержаться сроком до полугода в условиях, кото­рые по режиму содержания строже, чем в тюрьмах на строгом ре­жиме. Очевидность проблемы заключается в целесообразности фи­нансирования данного вида наказания, т.к. потребуется обустрой­ство региональных арестных домов вместо строительства новых и капитального ремонта действующих следственных изоляторов, где и содержится основная масса подозреваемых, обвиняемых и задер­жанных лиц наряду с осужденными, приговор суда в отношении которых не вступил в законную силу. Поэтому ФСИН России в по­следние годы является инициатором исключения ареста как вида наказания из пенитенциарного законодательства.

4.3. Исполнение дополнительных видов наказаний

Согласно законодательству, к основным видам наказания, свя­занным либо не связанным с лишением свободы, могут назначаться дополнительные наказания. К ним относятся: штраф (хотя данный вид наказания может быть только основным видом), конфискация имущества, лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград. Штраф как основной вид наказания исполняется подразделениями судебных приставов Мини­стерства юстиции РФ. Конфискация имущества как вид наказания фактически выпала из правоприменительной практики благодаря лоббированию законодательных инициатив 2003 г. и уголовно­исполнительной системой не осуществляется. Обязанность по воз­мещению ущерба наряду с лишением свободы осужденных возлага­ется на администрацию исправительных учреждений по месту отбы­вания наказания осуждёнными. К сожалению, действительное воз­мещение ущерба в денежном выражении почти невозможно в силу ряда причин, в первую очередь из-за нетрудоустроенности осужден­ных в местах отбывания наказания. С 2004 г. лишение специального, воинского или почётного званий, классного чина и государственных наград возлагается по приговору суда на те органы, которые при­сваивали перечисленные звания, чины и государственные награды.




Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте виды уголовных наказаний.

2. В чем заключаются ос



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.