Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Игрушка» 



Тема: «Игрушка» 

План:

1. Своеобразие и педагогическое значение игрушки.

2. Требования к игрушке (с.3).

3. Виды игрушки (с.5).

4. Требования к хранению.

5. Методика ознакомления с новой игрушкой.

6. Психолого-педагогическое обоснование использования игрушек (с.10).

Д/з: самостоятельно изучить «Педагогические рекомендации к отбору игрушек» в книге С Новоселовой. Игра дошкольника (с. 203-230).

 

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры, в которой обобщения форм представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают определенные действия с ними.

Игрушка участвует в создании игры, выступает как своеобразный партнер, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глубоко, что ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним.

Игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением, через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей, совершенствованию сенсорики (пирамидки, мозаики), образные и дидактические игрушки побуждают к речевой активности, разборные игрушки упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Игрушка забавляет, радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему.

Особое значение в формировании нравственных чувств имеет кукла (заботливое, бережное отношение).

Игрушка побуждает детей к совместным играм. Будучи первым и самым доступным предметом вызывают эстетические чувства и переживания, способствуют накоплению эстетического опыта и формируют художественный вкус (особенно народные игрушки-дымка).

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении (мяч, кегли, городки).

Игрушки, предназначенные для детей раннего возраста, развивают у ребенка зрительную, слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений (погремушки, резиновые мячи).

Таким образом, игрушки воздействуют разносторонне, но разносторонне воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Требования к игрушкам:

1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления), отображать типичное.

4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление (Горький).

Виды игрушек (классификация):

Рекомендуются разнообразные основания для классификации:

По способу изготовления:

- кустарные;

- фабричные;

- самодельные.

По способу использования детьми и их воспитательного воздействия:

- двигательные;

- сенсорные;

- конструктивные.

По степени готовности:

- готовые;

- сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей;

- заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок;

- набор различных материалов для игрушек-самоделок.

По виду применяемого сырья:

- деревянные;

- пластмассовые;

- металлические;

- из тканей, в том числе набивные;

- резиновые;

- из бумаги, картона;

- из керамики, фарфора и др.

По функциональным свойствам:

- простые, без подвижных деталей;

- с подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами);

- гидравлические;

- пневматические;

- магнитные;

- электрифицированные (на электронной элементной основе);

- электронные (на компьютерной основе)

- наборы игрушек (или деталей) – тамагочи;

- игровые комплекты, объединенные общей темой.

По художественно-образному решению:

- реалистические;

- условные.

По принципу соотносимости с разными видами игр:

а) сюжетно-образные игрушки:

- куклы;

- фигурки людей и животных;

- предметы игрового обихода (домики, мебель, спасательные круги);

- театральные (бибабо, петрушка);

- празднично-карнавальные (маскарадные, елочные, игрушки-сюрпризы (например, хлопушки));

- технические (отражающие средства передвижения, средства связи и информации – машины, самолеты, телефоны, радио, телевизоры).

б) дидактические игрушки:

- собственно дидактические (основаны на принципе самоконтроля) – пирамидка, матрешки;

- дидактические игры с правилами (н/п игры);

- конструкторы и строительные наборы;

- игры-головоломки (змейка, кубик-рубик);

- музыкальные игрушки.

в) спортивно-моторные:

- игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат и мелкую моторику (волчки, бусинки);

- игрушки для укрепления мышц предплечья, плеча, развитие силы, ловкости, координации движений руки (кольцеброс, обручи, мячи, кегли);

- игрушки, укрепляющие мышцы ног и туловища (скакалки, кони-палочки, коньки, велосипед);

- игрушки для групповых игр (настольный футбол, пинг-понг (настольный тенис).

г) игрушки-забавы (ванька-встанька, вертящаяся обезьяна).

Особо выделяют русскую народную игрушку (дымковкая, белородская (дерево) и др. (семеновские матрешки).

 

Требования к хранению игрушек.

1. Доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими.

- стеллажи с открытыми полками, на которых отводятся постоянные места для игрушек;

2. Общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки;

3. Сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками (например, музыкальные игрушки лучше хранить в специальном застекленном шкафчике, д/и в специальном шкафу).

Методика ознакомления с новой игрушкой.

Методика ознакомления детей с игрушкой определяется теми задачами, которые хочет решить педагог (например, если задача – привлечь внимание ребенка к тому или иному предмету, изображению в игрушке, воспитатель показывает ее и подчеркивает присущие ей качества).

Привнесении сюжетно-образных игрушек нужно раскрыть их назначение, способы действия с ними.

Появлению веселой, забавной игрушки предшествует интригующее предупреждение (ожидание нового возбуждает интерес).

Если игрушка хрупкая и механизм требует осторожного обращения, нужно об этом предупредить детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях.

Процесс обыгрывания неодинаков для разных игрушек. Одни быстро входят в самостоятельные игры, другие требуют неоднократного обыгрывания. Например, знакомя детей с куклой, воспитатель использует элементы игры: от имени куклы рассказывает откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни. Вызвав интерес и сообщив о ней все необходимое, педагог организует игру с новой игрушкой. Затем неоднократно показывает разнообразные игрушки – «спутники» куклы: одежду, предметы быта, труда.

Психолого-педагогическое использование игрушек.

Игрушке принадлежит важная роль в развитии ребенка. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – развитие способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смысловых установок.

В настоящее время в РФ установилась стилийная практика односторонней оценки игр и игрушек к …. физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечивающее психологическое благополучие, его защиту от негативного воздействия.

В условиях свободного рынка ассортимент игрушек носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.

В целях защиты интересов детей специалистам ДУ нужно активизировать работу с родителями в следующих направлениях:

- пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;

-  разъяснять негативное воздействие отдельных видов игрушек;

- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при воздействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

Наиболее педагогически ценными по рекомендации Мин. образования РФ, являются игрушки, обладающие следующими качествами:

1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соотношении с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных целях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции, мышления и др.

2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры.

3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы образования ребенка, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например, электифицированные и электронные игры и игрушки.

4. Принадлежность игрушки к изделиям худ. промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного воздействия игрушек, которые:

1) провоцируют ребенка на агрессивные действия;

2) вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

3) вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайцы);

4) провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

5) вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста;

Правильно подобранные игрушки оказывают положительное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни ДОУ (пед. процессе).

Таким образом, игрушка – непременная принадлежность детства, поэтому педагогам нужно учитывать, что смысл любой игрушки должен соответствовать детским интересам и запросам с учетом современной действительности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.