|
|||
Тема: «Игрушка»Тема: «Игрушка» План: 1. Своеобразие и педагогическое значение игрушки. 2. Требования к игрушке (с.3). 3. Виды игрушки (с.5). 4. Требования к хранению. 5. Методика ознакомления с новой игрушкой. 6. Психолого-педагогическое обоснование использования игрушек (с.10). Д/з: самостоятельно изучить «Педагогические рекомендации к отбору игрушек» в книге С Новоселовой. Игра дошкольника (с. 203-230).
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры, в которой обобщения форм представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают определенные действия с ними. Игрушка участвует в создании игры, выступает как своеобразный партнер, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глубоко, что ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним. Игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением, через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей, совершенствованию сенсорики (пирамидки, мозаики), образные и дидактические игрушки побуждают к речевой активности, разборные игрушки упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Игрушка забавляет, радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Особое значение в формировании нравственных чувств имеет кукла (заботливое, бережное отношение). Игрушка побуждает детей к совместным играм. Будучи первым и самым доступным предметом вызывают эстетические чувства и переживания, способствуют накоплению эстетического опыта и формируют художественный вкус (особенно народные игрушки-дымка). Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении (мяч, кегли, городки). Игрушки, предназначенные для детей раннего возраста, развивают у ребенка зрительную, слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений (погремушки, резиновые мячи). Таким образом, игрушки воздействуют разносторонне, но разносторонне воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор. Требования к игрушкам: 1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке). 2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска. 3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления), отображать типичное. 4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре. 5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее. 6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние. 7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. 8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление (Горький). Виды игрушек (классификация): Рекомендуются разнообразные основания для классификации: По способу изготовления: - кустарные; - фабричные; - самодельные. По способу использования детьми и их воспитательного воздействия: - двигательные; - сенсорные; - конструктивные. По степени готовности: - готовые; - сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей; - заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок; - набор различных материалов для игрушек-самоделок. По виду применяемого сырья: - деревянные; - пластмассовые; - металлические; - из тканей, в том числе набивные; - резиновые; - из бумаги, картона; - из керамики, фарфора и др. По функциональным свойствам: - простые, без подвижных деталей; - с подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами); - гидравлические; - пневматические; - магнитные; - электрифицированные (на электронной элементной основе); - электронные (на компьютерной основе) - наборы игрушек (или деталей) – тамагочи; - игровые комплекты, объединенные общей темой. По художественно-образному решению: - реалистические; - условные. По принципу соотносимости с разными видами игр: а) сюжетно-образные игрушки: - куклы; - фигурки людей и животных; - предметы игрового обихода (домики, мебель, спасательные круги); - театральные (бибабо, петрушка); - празднично-карнавальные (маскарадные, елочные, игрушки-сюрпризы (например, хлопушки)); - технические (отражающие средства передвижения, средства связи и информации – машины, самолеты, телефоны, радио, телевизоры). б) дидактические игрушки: - собственно дидактические (основаны на принципе самоконтроля) – пирамидка, матрешки; - дидактические игры с правилами (н/п игры); - конструкторы и строительные наборы; - игры-головоломки (змейка, кубик-рубик); - музыкальные игрушки. в) спортивно-моторные: - игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат и мелкую моторику (волчки, бусинки); - игрушки для укрепления мышц предплечья, плеча, развитие силы, ловкости, координации движений руки (кольцеброс, обручи, мячи, кегли); - игрушки, укрепляющие мышцы ног и туловища (скакалки, кони-палочки, коньки, велосипед); - игрушки для групповых игр (настольный футбол, пинг-понг (настольный тенис). г) игрушки-забавы (ванька-встанька, вертящаяся обезьяна). Особо выделяют русскую народную игрушку (дымковкая, белородская (дерево) и др. (семеновские матрешки).
Требования к хранению игрушек. 1. Доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими. - стеллажи с открытыми полками, на которых отводятся постоянные места для игрушек; 2. Общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки; 3. Сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками (например, музыкальные игрушки лучше хранить в специальном застекленном шкафчике, д/и в специальном шкафу). Методика ознакомления с новой игрушкой. Методика ознакомления детей с игрушкой определяется теми задачами, которые хочет решить педагог (например, если задача – привлечь внимание ребенка к тому или иному предмету, изображению в игрушке, воспитатель показывает ее и подчеркивает присущие ей качества). Привнесении сюжетно-образных игрушек нужно раскрыть их назначение, способы действия с ними. Появлению веселой, забавной игрушки предшествует интригующее предупреждение (ожидание нового возбуждает интерес). Если игрушка хрупкая и механизм требует осторожного обращения, нужно об этом предупредить детей, показать способы обращения с нею. Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях. Процесс обыгрывания неодинаков для разных игрушек. Одни быстро входят в самостоятельные игры, другие требуют неоднократного обыгрывания. Например, знакомя детей с куклой, воспитатель использует элементы игры: от имени куклы рассказывает откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни. Вызвав интерес и сообщив о ней все необходимое, педагог организует игру с новой игрушкой. Затем неоднократно показывает разнообразные игрушки – «спутники» куклы: одежду, предметы быта, труда. Психолого-педагогическое использование игрушек. Игрушке принадлежит важная роль в развитии ребенка. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – развитие способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смысловых установок. В настоящее время в РФ установилась стилийная практика односторонней оценки игр и игрушек к …. физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечивающее психологическое благополучие, его защиту от негативного воздействия. В условиях свободного рынка ассортимент игрушек носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие. В целях защиты интересов детей специалистам ДУ нужно активизировать работу с родителями в следующих направлениях: - пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными; - разъяснять негативное воздействие отдельных видов игрушек; - консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при воздействии взрослого и ребенка в условиях семьи. Наиболее педагогически ценными по рекомендации Мин. образования РФ, являются игрушки, обладающие следующими качествами: 1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соотношении с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных целях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции, мышления и др. 2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры. 3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы образования ребенка, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например, электифицированные и электронные игры и игрушки. 4. Принадлежность игрушки к изделиям худ. промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством. Следует всячески ограждать детей от отрицательного воздействия игрушек, которые: 1) провоцируют ребенка на агрессивные действия; 2) вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); 3) вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайцы); 4) провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; 5) вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста; Правильно подобранные игрушки оказывают положительное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни ДОУ (пед. процессе). Таким образом, игрушка – непременная принадлежность детства, поэтому педагогам нужно учитывать, что смысл любой игрушки должен соответствовать детским интересам и запросам с учетом современной действительности.
|
|||
|