Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из истории отечественной специальной школы



Из истории отечественной специальной школы

Н.Н.Малофеев

 

Воспитанный на западный манер, Александр I с первых же дней своего царствования взял курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные; возвращаются гражданские права тем, кто был поражен в них (число лиц, восстановленных в своих правах и возвращенных на службу, достигло 12 тысяч человек). Восстановлены в прежней силе «жалованные грамоты» дворянству и городам. Запрещаются пытки и вводятся ограничения на телесные наказания; открываются границы; разрешается ввоз иностранных книг. По мнению Г.В.Вернадского, «Александр I был интернационально настроенным человеком и чувствовал, что его главное предназначение — европейская общность наций. Будучи самодержцем по рождению, Александр благожелательно относился к конституционным формам правления, которые он ввел в Финляндии и Польше и намеревался постепенно учредить в России». Централизованное управление государством также подверглось реформам. Среди восьми утвержденных министерств впервые появился департамент, отвечающий за просвещение населения страны, — Министерство общественного образования (1802 г.). Просветительская деятельность правительства началась весьма продуктивно: страну разделили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений (приходские и уездные училища, гимназии, университеты). В столице основан Педагогический институт (1804 г.), открываются Харьковский (1804 г.) и Казанский (1804 г.) университеты. Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и народного образования.

Внутриполитическая деятельность императора в начале его правления имела характер освободительный и либеральный. Монарх живо интересовался всем происходящим на Западе и не мог не заинтересоваться европейскими экспериментами в области помощи инвалидам. Он прослышал, в частности, о Парижском институте слепых и тотчас же принял решение учредить нечто подобное в Северной Пальмире, призвав в помощь непосредственно создателя первого в мире учебного заведения для слепых — Гаюи2. Так западная эксклюзивная модель специального обучения попала в Россию раньше, чем была воспроизведена в большинстве европейских стран, где отношение к инвалидам менялось по эволюционным законам.

Причины затруднений Гаюи лежат не в собственно научной, педагогичес­кой плоскости, а имеют политические, экономические, идеологические и даже этнопсихологические корни? Слепые дети, безусловно, вызывали жалость у любого нормального человека, многие россияне относились к ним участливо и могли поддержать милостыней. Вместе с тем большинство сограждан в душе противились идее отдавать слепого в школу. Согласно традиционному предубеждению: учить калеку — мучить, на что способен только бессердечный иностранец. Институт слепых Гаюи, как Воспитательный дом И.И.Бецкого или «сиропитательницы» Петра I, обществом оценивались как привезенные с чужбины чудные затеи, противные русской душе. Эти учреждения воспринимались большинством соотечественников не как воспитательно-образовательные, а скорее как изоляционные (если не карательные) заведения, для отправки в которые ребенок изымался властями из семьи. Кроме того, в столице действовал указ, запрещающий пропуск нищих и убогих, больные дети низших сословий содержались в богадельнях. Поскольку встретить на улице незрячего ребенка было не просто, проблема обучения слепых не казалась актуальной в силу видимого отсутствия таковых. В условиях крепостного права нелепо было ждать от русского барина, повстречавшего пишущего и считающего незрячего француза, стремления наладить обучение собственных слепых крепостных. Поэтому приглашение Гаюи в знатные дома явилось не более чем модным увлечением сезона.

В августе 1807 года император, наконец, находит время ознакомиться с проектом штатного расписания Института слепых и тотчас утверждает его, передав заведение в распоряжение попечителя С.-Петербургского учебного округа Н.Н.Новосильцева. Монарх разрешил открыть школу на 15 учебных мест (Гаюи рассчитывал на 25).

Цели образования незрячих и задачи учреждаемых для них государствен­ных институтов Гаюи сформулировал следующим образом:

— дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков;

— объединить незрячих общей работой, полезной и обществу и им самом;

— обеспечить неимущих слепцов заработком, что избавит их от необходимости жить подаянием;

— предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом; сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для самообразования и саморазвития;

— вернуть обществу праздные, но здоровые руки поводырей, живущих за счет благотворительности.

Результаты, достигнутые в негостеприимной России, француз, полагаем, в актив себе не записывал. Однако, по нашему мнению, факт открытия первых российских специальных школ можно считать личной заслугой Гаюи. Благодаря усилиям великого человеколюбивого тифлопедагога был сделан важный организационный шаг: в России открылась школа для слепых детей — второе в стране образовательное учреждение для лиц с отклонением в развитии.

Неискушенному читателю следует перечитать предыдущую фразу, чтобы осознать парадоксальность истории отечественного специального образо­вания. Да, впервые открылась именно вторая в стране специальная школа. Феномен состоит в том, что Гаюи так долго бился за создание желанного училища для слепых, что попутно, сам того не планируя, успел принять участие в организации российского института для глухонемых. В историческом факте нет никакой несуразности или нелепости, есть только реалии отечественного бытия.

"Судьба школы для глухонемых оказалась несколько успешнее, поскольку на нее был социальный заказ. Дата начала обучения глухонемых — 14 октября 1806 г. (по старому стилю). Именно она проставлена на повелении произвести первые опыты обучения глухонемых питомцев из воспитательных домов ведомства императрицы Марии Федоровны. Для этого отобрали 12 детей, мальчиков и девочек поровну. В учебном заведении, курируемом Марией Федоровной (которая вторую половину жизни активно занималась благо­творительностью), чиновники от образования или государственного призрения станут послушными исполнителями воли вдовствующей императрицы.

По инициативе Марии Федоровны, под наблюдением французского тифло­педагога Гаюи и с помощью поляка Анзельма в 1806 году в придворном Пав­ловске открылась императорская общедоступная (!) благотворительная школа для глухонемых детей. Вскоре Гаюи удается открыть в Гатчине и столь дол­гожданную школу для слепых (1807 г.). Таким образом, минуя этап накопления опыта индивидуального обучения, Россия в готовом виде заимствовала западную модель — специальную школу. Допустимо говорить поэтому о состоявшемся формальном переходе государства Российского в новый, третий период отношения к лицам с умственными и физическими недостатками.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.