|
|||
Из истории отечественной специальной школыИз истории отечественной специальной школы Н.Н.Малофеев
Воспитанный на западный манер, Александр I с первых же дней своего царствования взял курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные; возвращаются гражданские права тем, кто был поражен в них (число лиц, восстановленных в своих правах и возвращенных на службу, достигло 12 тысяч человек). Восстановлены в прежней силе «жалованные грамоты» дворянству и городам. Запрещаются пытки и вводятся ограничения на телесные наказания; открываются границы; разрешается ввоз иностранных книг. По мнению Г.В.Вернадского, «Александр I был интернационально настроенным человеком и чувствовал, что его главное предназначение — европейская общность наций. Будучи самодержцем по рождению, Александр благожелательно относился к конституционным формам правления, которые он ввел в Финляндии и Польше и намеревался постепенно учредить в России». Централизованное управление государством также подверглось реформам. Среди восьми утвержденных министерств впервые появился департамент, отвечающий за просвещение населения страны, — Министерство общественного образования (1802 г.). Просветительская деятельность правительства началась весьма продуктивно: страну разделили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений (приходские и уездные училища, гимназии, университеты). В столице основан Педагогический институт (1804 г.), открываются Харьковский (1804 г.) и Казанский (1804 г.) университеты. Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и народного образования. Внутриполитическая деятельность императора в начале его правления имела характер освободительный и либеральный. Монарх живо интересовался всем происходящим на Западе и не мог не заинтересоваться европейскими экспериментами в области помощи инвалидам. Он прослышал, в частности, о Парижском институте слепых и тотчас же принял решение учредить нечто подобное в Северной Пальмире, призвав в помощь непосредственно создателя первого в мире учебного заведения для слепых — Гаюи2. Так западная эксклюзивная модель специального обучения попала в Россию раньше, чем была воспроизведена в большинстве европейских стран, где отношение к инвалидам менялось по эволюционным законам. Причины затруднений Гаюи лежат не в собственно научной, педагогической плоскости, а имеют политические, экономические, идеологические и даже этнопсихологические корни? Слепые дети, безусловно, вызывали жалость у любого нормального человека, многие россияне относились к ним участливо и могли поддержать милостыней. Вместе с тем большинство сограждан в душе противились идее отдавать слепого в школу. Согласно традиционному предубеждению: учить калеку — мучить, на что способен только бессердечный иностранец. Институт слепых Гаюи, как Воспитательный дом И.И.Бецкого или «сиропитательницы» Петра I, обществом оценивались как привезенные с чужбины чудные затеи, противные русской душе. Эти учреждения воспринимались большинством соотечественников не как воспитательно-образовательные, а скорее как изоляционные (если не карательные) заведения, для отправки в которые ребенок изымался властями из семьи. Кроме того, в столице действовал указ, запрещающий пропуск нищих и убогих, больные дети низших сословий содержались в богадельнях. Поскольку встретить на улице незрячего ребенка было не просто, проблема обучения слепых не казалась актуальной в силу видимого отсутствия таковых. В условиях крепостного права нелепо было ждать от русского барина, повстречавшего пишущего и считающего незрячего француза, стремления наладить обучение собственных слепых крепостных. Поэтому приглашение Гаюи в знатные дома явилось не более чем модным увлечением сезона. В августе 1807 года император, наконец, находит время ознакомиться с проектом штатного расписания Института слепых и тотчас утверждает его, передав заведение в распоряжение попечителя С.-Петербургского учебного округа Н.Н.Новосильцева. Монарх разрешил открыть школу на 15 учебных мест (Гаюи рассчитывал на 25). Цели образования незрячих и задачи учреждаемых для них государственных институтов Гаюи сформулировал следующим образом: — дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков; — объединить незрячих общей работой, полезной и обществу и им самом; — обеспечить неимущих слепцов заработком, что избавит их от необходимости жить подаянием; — предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом; сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для самообразования и саморазвития; — вернуть обществу праздные, но здоровые руки поводырей, живущих за счет благотворительности. Результаты, достигнутые в негостеприимной России, француз, полагаем, в актив себе не записывал. Однако, по нашему мнению, факт открытия первых российских специальных школ можно считать личной заслугой Гаюи. Благодаря усилиям великого человеколюбивого тифлопедагога был сделан важный организационный шаг: в России открылась школа для слепых детей — второе в стране образовательное учреждение для лиц с отклонением в развитии. Неискушенному читателю следует перечитать предыдущую фразу, чтобы осознать парадоксальность истории отечественного специального образования. Да, впервые открылась именно вторая в стране специальная школа. Феномен состоит в том, что Гаюи так долго бился за создание желанного училища для слепых, что попутно, сам того не планируя, успел принять участие в организации российского института для глухонемых. В историческом факте нет никакой несуразности или нелепости, есть только реалии отечественного бытия. "Судьба школы для глухонемых оказалась несколько успешнее, поскольку на нее был социальный заказ. Дата начала обучения глухонемых — 14 октября 1806 г. (по старому стилю). Именно она проставлена на повелении произвести первые опыты обучения глухонемых питомцев из воспитательных домов ведомства императрицы Марии Федоровны. Для этого отобрали 12 детей, мальчиков и девочек поровну. В учебном заведении, курируемом Марией Федоровной (которая вторую половину жизни активно занималась благотворительностью), чиновники от образования или государственного призрения станут послушными исполнителями воли вдовствующей императрицы. По инициативе Марии Федоровны, под наблюдением французского тифлопедагога Гаюи и с помощью поляка Анзельма в 1806 году в придворном Павловске открылась императорская общедоступная (!) благотворительная школа для глухонемых детей. Вскоре Гаюи удается открыть в Гатчине и столь долгожданную школу для слепых (1807 г.). Таким образом, минуя этап накопления опыта индивидуального обучения, Россия в готовом виде заимствовала западную модель — специальную школу. Допустимо говорить поэтому о состоявшемся формальном переходе государства Российского в новый, третий период отношения к лицам с умственными и физическими недостатками.
|
|||
|