Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнения по теме «Способы передачи чужой речи»



 

Упражнения по теме «Способы передачи чужой речи»

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.


Упражнение 2.

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.

Упражнение 3.

Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.


Слова для справок:
1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе

Упражнение 4.

Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... !
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?

Упражнение 5.

Перестройте данные предложения, поставив слова автора после или перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? Укажите способы передачи чужой речи в данных предложениях.

1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.


Упражнение 6.

Придумайте авторскую речь и присоедините к ней данную прямую речь. Постарайтесь составить предложения так, чтобы авторская речь стояла в начале, середине и в конце предложений.

1) «За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».


Упражнение 7.

Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.


Упражнение 8.

Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.

1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану// а по-русски выходит// что за честь коли нечего есть// то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит// Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)

 

Упражнение 9.

Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.


Упражнение 10.

Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента? Какова роль диалога в отрывке? Поясните знаки препинания при использовании диалога.

Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость. <...>
Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
Тонет! Тонет!
Кто тонет? — не спеша спросил «тюфяк».
Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать. <...>
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.


Упражнение 11.

Укажите прямую и авторскую речь и слова, вводящие прямую речь. Как прямая речь отделена от авторской? Из скольких предложений состоит прямая речь?

1) Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он,— благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы и сытнее и теплее». 2) «Итак, все кончено, — сказал он сам себе, — еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». 3) «Максимыч! — сказала ему капитанша. — Отведи господину офицеру квартиру, да почище». (А Пушкин.)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.