|
|||
ОП.07 Технологическое оборудованиеОП.07 Технологическое оборудование Тема 2.5. (17.04) – 80 мин Коробки скоростей Лекция 10
Цели занятия: 1. Изучить основные понятия темы лекции, типы коробок скоростей, их назначение, способы переключения передач, используя материал лекции №10, презентацию темы «Механизмы коробок скоростей станков» 2. Законспектировать материал 3. Для закрепления материала ответить на контрольные вопросы (срок до 22.04.2020) 4. Самостоятельная работа студента: СР-8 подготовить реферат либо презентацию на тему «Коробки скоростей с приводом от электродвигателей постоянноготока бесступенчатого регулирования»(фото выслать на электронную почту dyachencko@ mail.ru или сообщением на личную страницу ВКонтакте https://vk.com/id121881712 в срок до 29.04.2020) 5. План 1 Назначение коробок скоростей 2 Типы коробок скоростей 3 Способы переключения Краткий опорный конспект лекционного материала оформить в конспекте, ответить на контрольные вопросы, сфотографировать на телефон и выслать на электронную почту: dyachencko@ mail.ru или сообщением на личную страницу ВКонтакте https://vk.com/id121881712 в срок до 22.04.2020 ФОТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ВЫСЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ: 1. Качанова Н.И. 2. Керушан В.Д. 3. Кустов В.А. 4. Тищенко Ст. Н. 5. Цыгальнюк А.О. 6. Шкондина А.Е. ОСТАЛЬНЫЕ – ПО ЖЕЛАНИЮ Рекомендуемая литература: Литература: Черпаков Б.И., Вереина Л.И. Технологическое оборудование, с. 72-74
ЛЕКЦИЯ 10 Коробки скоростей структурно входят в привод ступенчатого регулирования главного движения станка. Привод станка — это совокупность источника энергии (электро-, гидро- или пневмодвигателя) и передающих устройств; его назначение приводить в движение рабочие органы станка, несущие заготовку или инструмент, обеспечивая при этом необходимые скорости и передавая требуемые усилия. Коробки скоростей обеспечивают: • большой диапазон D регулирования скоростей на выходе: D=птах/птin/ Здесь птах и nmin соответственно максимальная и минимальная частота вращения (мин ') шпинделя, при прямолинейном главном движении — максимальное и минимальное число двойных ходов в минуту ползуна или стола; • отсутствие проскальзывания (постоянное передаточное отношение); • передачу постоянной мощности; • достаточно большое число различных скоростей на выходе при относительно небольших размерах самих коробок скоростей; • передачу больших крутящих моментов; • высокий КПД.
Коробки скоростей компактны, просты в обслуживании и надежны в работе. Рис. 1 Двухваловые передачи коробок скоростей с передвижным блоком зубчатых колес (а) и с муфтой (б): I - ведущий вал; II — ведомый вал; 1 — муфта
Коробки скоростей состоят из двухваловых передач, которые могут передавать ведомому валу II несколько различных скоростей. Передача с передвижным блоком зубчатых колес (рис. 1, а) проста по конструкции, но не позволяет осуществлять переключение на ходу. Передача с муфтой (рис. 1,б) дает возможность автоматизировать переключение скоростей, не останавливая вращения ведущего вала I. В автоматизированных станках применяют автоматические коробки скоростей (АКС), в которых переключение скоростей осуществляется с помощью электромагнитных фрикционных муфт. Общее число скоростей коробки определяется перемножением чисел скоростей, имеющихся на каждом валу, поэтому такие передачи получили название множительных. По способу переключения скоростей коробки скоростей бывают: • со сменными зубчатыми колесами, которые применяют чаще всего в специализированных станках, автоматах и полуавтоматах при сравнительно редкой настройке привода главного движения. Они имеют малые габаритные размеры, исключают возможность аварийного включения передач. Вместе с тем увеличивается время на смену колес, когда необходимо изменить величину скорости; • с передвижными блоками зубчатых колес и муфтами, получившие широкое распространение преимущественно в универсальных станках с ручным управлением. В станках с ЧПУ применяют зубчатые передачи, переключаемые автоматически с помощью индивидуальных электромеханических (реже гидравлических) приводов. Схемы таких приводов даны на рис. 2. Рисунок 2 Схемы механизмов переключения передач в станках с ЧПУ: а — с реечной передачей; б — с передачей «винт— гайка»; в — с гидроцилиндром; М — электродвигатель
Шестеренные коробки скоростей применяются как самостоятельные узлы в станках с разделенным приводом и как составная часть шпиндельной бабки или механизма подачи (встроенные коробки). Последние имеют большее применение в станках вследствие их компактности, меньшей стоимости и удобства передачи вращения рабочим органам станка. Изменение скорости вращения ведомого вала шестеренных коробок достигается за счет включения в работу той или иной комбинации шестерен. В коробках скоростей применяются различные способы включения зубчатых колес в работу: передвижением блоков шестерен вдоль оси валов (поз. 4,5, 6, 14 и 15), кулачковыми муфтами Мк (поз. 7 и 8), фрикционными муфтами М фр (поз. 9), накидыванием шестерни (поз. 13 и 16) или выдвижной шпонкой (поз. 12). Каждый из указанных способов переключения скоростей коробок обладает своими достоинствами и недостатками. Коробки скоростей с кулачковыми и фрикционными муфтами позволяют использовать зубчатые колеса с косыми и шевронными зубьями, обеспечивающими при прочих равных условиях большую прочность и долговечность, а также бесшумность в работе.
Однако пониженный к.п.д. делает их менее пригодным для быстроходных приводов. Коробки скоростей с накидными шестернями, выдвижной шпонкой и множительного типа, в силу недостаточной их прочности и низкого к.п.д. применяются исключительно в механизмах подачи и вспомогательных движений. Для изменения скорости движения резания и подачи почти всегда используют не один тип коробки, а определенную комбинацию из типовых механизмов, являющуюся для данного привода станка наиболее оптимальной. Так, например, для специализированных и операционных станков используются парносменные колеса в сочетании с двух- или трехскоростной коробкой. Коробки подач токарно-винторезных станков обычно состоят из механизма с конусом шестерен и множительного механизма. В коробках скоростей приводов движения резания обычно встречаются комбинации из механизмов с подвижными блоками шестерен, кулачковыми и фрикционными муфтами, переборными устройствами и т. д.
Контрольные вопросы 1 Какое назначение у коробок скоростей? Перечислите 2 Из каких частей состоят коробки скоростей? 3 Назовите типы коробок скоростей в станках? 4 Какие коробки скоростей используются в автоматизированном оборудовании, за счет чего переключаются? 5 Назовите преимущества коробок скоростей со сменными зубчатыми колесами 6 Где применяются шестеренные коробки скоростей ?
|
|||
|