|
|||
Конь на краю доски – позор!. Конь на краю доски – позор!Конь на краю доски – позор! Играя шахматную партию, каждый из нас, при выборе хода, опирается на багаж накопленных знаний. Иными словами, мы не рассматриваем все возможные ходы, как это делает компьютерная программа, мы делаем выбор только из ограниченного числа хороших ходов или из тех, которые таковыми считаем. И определить перспективные продолжения нам помогают принципы шахматной игры, понимание «что такое хорошо и что такое плохо» в шахматах. Не забывайте, что в зависимости от стадии шахматной партии, закономерности шахмат меняются и даже противоречат друг другу. То, что категорически нельзя делать в дебюте, необходимо делать в эндшпиле (например, выводить короля в центр шахматной доски). Но не будем отклоняться от темы. Конь на краю доски – позор! Именно так сказал Зигберт Тарраш — один из крупнейших теоретиков в истории шахмат и претендент на звание чемпиона мира в 1908 году. И любой квалифицированный шахматист скажет, что это правда. И я знаю, что половине из вас, мои дорогие ученики, я давным-давно ужасно надоел повторением этой фразы по любому поводу, но, действительно, посмотрим на диаграмму: (черная точка в верхнем углу поля h8 означает – ход черных). Сложно найти более беспомощное животное в шахматном королевстве как этот черный конь. Мы прекрасно видим, что он обречен на гибель. [ Если увидел, что, несмотря на гибель коня, будет ничья, мои поздравления, ты прекрасный ученик +1 к карме и мое уважение, так держать! ]
Измените цвет шрифта в квадратных скобках и вы увидите ответ или важную информацию. А теперь устраивайтесь поудобнее, потому что сейчас мы увидим, что конь на краю доски – это конечно позор, но не всегда. (догадываетесь, что означает белая точка?) Оценим позицию: белые добились значительных успехов, у них материальное преимущество, слон на поле f8 связан, черный конь тоже связан, ладья на е1 активна и готова подключиться к атаке. Легкая победа. Осталось решить несколько проблем, а именно, спасти белого слона и нейтрализовать черного белопольного слона. (Мы знаем, активные фигуры соперника надо менять). Белым следовало играть: 1.Кa5 (защищая своего слона и нападая на чужого) Крg7 2.b4 Сe4 (можно попробовать 2. ...С:g2 с идеей поставить вечный шах, но белый король успешно прячется на ферзевом фланге) 3.Фe8 (теперь возникает проблема с пунктом f7) 3. …Кc6 4.Фxf7+ Крh6 5.Лb3 Кxa5 6.Лh3+ (не отвлекаясь на разные глупости) Крg5 7.Лxh7 b5 8. h4+ Крg4 и мат в 2 хода [ 9.Фxg6+ Фg5 10. Фxg5# ] Вместо этого последовало 1.Кd4 (казалось бы то же самое, конь защищает своего слона и нападает на чужого, и он в центре, атакует 8 полей вместо 4-х. Но на поле d4 он уязвим.) 1. …Кd7 (жертва качества ради атаки) 2.Фxa8 Фxd4 3.Сb3? (необходимо было 3.Сf1 защищая позицию рокировки 3. …Кxc5 4.Лbd1 Фb4 5.Фxa7 Сd6 6.Фa3 и ферзь вернулся на поле боя.) 3. ...Фg4 4.g3 Фh3 5.f3 Сxf3 6.Крf2 Сe4 7.Лxe4 (7. Лbd1 Фxh2+ 8.Крe3 Крg7 9.Лxd7 Сxc5+ 10.Лd4 Сxd4+ 11.Крxd4 Фd2+) 7. …Фxh2+ 8.Крe3 Фxg3+ 9.Крe2 Фg2+ 10.Крd1 fxe4 11.Фe8 Фf1+ 12.Крd2 Фd3+ 13.Крc1 Ке5 и черную пешку не остановить. - как ответят белые на ход 13…е3 [ 33.Фxf7+ Крh8 34.Фg8# ] - как ответят черные на ход 14.Фхе5 [ 14. …Сh6+ 34.Фf4 Сxf4# ]
Мат в 5 ходов.
[ 1. ...Фe3+ 2.Крh1 Кf2+ 3.Крg1 Кh3++ 4.Крh1 Фg1+ 5.Лxg1 Кf2# ] Так почему конь на краю доски на предыдущей диаграмме стоит лучше, чем в центре? Дело в том что на поле а5 он в безопасности, его никто не может атаковать, тогда как на d4 он менее устойчив, его вынужден защищать ферзь, а конь в свою очередь прикрывает собой слона. Не удивительно, что при столь громоздкой конструкции, черные нашли способ осложнить борьбу. Старайтесь не допускать в своей позиции висящих (незащищенных) фигур, даже если на них никто не нападает, велика вероятность, что вы пропустите тактический прием. Решим несколько задач:
[ 1. …Фхb2 2.Ле1 Ф:с2 [ 1. …Фхе1+ 2.Лхе1 Ке2+ [ 1.Фh5 Фха1 2.Кf6+ (2.Схd3 Фхf2 3.Крh1 Фg1#)] 3.Крf1 Kxg3+ ] ваши варианты, после 1. …f5 пишите в комментариях или лс ]
[ 1.Схf7+ Крf8 без пешки [ 1. …Лс1 2.Фхс1 Ке2+ [ 1. …Фхс1 2.Лхс1 Л8а2 и рокировки, если 3.Лхе2 Фхс1+ ] 3.Крс3 Лс1+ 4.Крd3 Сb5# ] 1. …Крхf7 2.Ke5+ dxe 3.Фxd8 ] Конец занятия. Ура!!!
|
|||
|