Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Инвентаризация имущества и финансовых обязательств»



Тема: «Инвентаризация имущества и финансовых обязательств»

1. Общие положения.

2. Общие правила проведения инвентаризации.

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.(01,04,07,08,10,11,20,41,43,45,50,58,60,62,66,67 и др.)

4. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации.

5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.

 

Вопрос №1

       Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы. Денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторскую задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

       Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местоположения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежит производственные запасы и др. виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухучету (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные на переработку), а также имущество не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и МОЛу.

Основными целями инвентаризации являются:

· выявление фактического наличия имущества;

· сопоставление фактического наличия имущества с данными бухучета;

· проверка полноты отражения в учете обязательств.

В соответствии с ПБУО в РФ проведение инвентаризации обязательно:

ü при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

ü перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

ü при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

ü при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

ü в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

ü при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

 При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

 

Вопрос №2.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Перед началом инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22) и вручается председателю инв. Комиссии. Этот приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-23).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

 До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на " " (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации  не менее чем в двух экземплярах.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально
ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

     В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

 

Вопрос №3.

Инвентаризация основных средств

            До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

        а)  наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

         б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в)  наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации ОС комиссия производит осмотр объектов и заносят в инвентаризационные описи (форма №ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность,
глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

 

Инвентаризация нематериальных активов

 

     При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

       Инвентаризация НМА оформляется инвентаризационной описью НМА (форма №ИНВ-1а).

Инвентаризация финансовых вложений

 

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
      правильность оформления ценных бумаг;

ü реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

ü сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

ü своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

     При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

 

Инвентаризация товарно - материальных ценностей

 

Товарно - материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в инвентаризационные описи  ТМЦ (форма №ИНВ-3) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно - материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно - материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно - материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно - материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно - материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно - материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно - материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно - материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

На ТМЦ, находщиеся в пути составляется акт инвентаризации ТМЦ (форма №ИНВ-6) находящиеся в пути, в которой отражаются следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухучета.

На ТМЦ отгруженные, но не оплаченные в срок оформляется акт инвентаризации ТМЦ отгруженных (форма №ИНВ-4), в которой отражаются: наименование покупателя, ТМЦ, сумма. Дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение (форма №ИНВ-5) применяется при инвентаризации ТМЦ, хранящиеся на складах др. организаций, в которой отражаются: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

 

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов

 

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых
промышленным производством, необходимо:

ü определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

ü определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

ü выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом
инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно - монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не
подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а
инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой. Всю информацию комиссия фиксирует в акте инвентаризации расходов будущих периодов (форма №ИНВ-11).

Инвентаризация животных и молодняка животных

 

Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются:
номер животного (бирка, тавро),

· кличка животного,

· год рождения,

· порода,

· упитанность,

· живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается)

· первоначальная стоимость.

Порода указывается на основании данных бонитировки скота.

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.

Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах, и указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.

 

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

 Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также
установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными, фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

       Выявленные остатки по документам сумм задолженности, числящиеся на соответствующих счетах бухучета отражается в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и пр. дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). Расшифровка задолженности в разрезе каждого дебитора и кредитора с указанием даты возникновения и документа, приводится в Справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). При этом следует выделить суммы, подтвержденные и не подтвержденные дебиторами и кредиторами.

       Подтверждение с учтенной на счетах учета расчетов суммы задолженности осуществляется заблаговременно. Для этого оформляются акты сверки расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. В случае возникновения ситуации, когда задолженность стала безнадежной (ликвидация организации, истечение срока исковой давности) или сомнительной (истек срок оплаты по договору, дебитор не признает долга), формируются списки таких долгов с указанием причин, по которым они являются безнадежными или сомнительными. Такие списки выносятся на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая делает заключение о возможности списания задолженности или начислении резерва по сомнительным долгам (счет 63).

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

 

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов:

на предстоящую оплату отпусков работникам;

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;

расходов на ремонт основных средств;

производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели.

Резерв на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, должен быть уточнен, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и на медицинское страхование.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.

Документ по инвентаризации резервов отсутствует. Организация может самостоятельно разрабатывать их и утверждать в приказе об учетной политике организации.

Если организация осуществляет ремонт ОС и ремонтные работы не завершенные на конец отчетного года, то проверке подвергаются затраты по такому ремонту, оформляются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов ОС (форма №ИНВ-10). Излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая
арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

 

Вопрос №4.

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Эти ведомости оформляют на основании инвентаризационных описей, сданных в бухгалтерию. Сличительные ведомости составляются в 2-х экземплярах: 1- в бухгалтерии, 2- передается МОЛ.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации: суммы излишков или недостач.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

В случае расхождения с данными бухучета оформляются следующие сличительные ведомости:

1) сличительная ведомость результатов инвентаризации ОС (форма №ИНВ-18);

2) сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма №ИНВ-19).

По результатам инвентаризации денежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности не составляются отдельные сличительные ведомости. Формы инвентаризационного акта (форма №ИНВ-15) и инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности (форма №ИНВ-16) являются одновременно сличительными ведомостями.

По результатам инвентаризации комиссия выносит на рассмотрение руководителя решение. На основании представленных материалов (объяснений МОЛ) руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы; о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачу сверх норм естественной убыли, порчу ценностей.

 

 

Вопрос №5.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с ПБУО в РФ:

1) ИЗЛИШКИ

· Основные средства Д-01 К-91  

· Материальные ценности Д-10,41,43 К-91 (ж-о №10/1)

· Денежные средства Д-50 К-91 (ж-о №12,15)

· НЗП  Д-20 К-91 (ж-о №12

2) НЕДОСТАЧИ

· Основные средства Д-01 К-01, Д-02 К-01, Д-94 К-01;

· НМА Д-04 К-04, Д-05 К-04, Д-94 К-04

· Материальные ценности Д-94 К-10,41,43 (ж-о №10/1)

Д-25, 26 К-94-в пределах норм естественной убыли (ж-о №10)

Д-73 К-94 – списание недостачи на МОЛ (ж-о №10/1, ведомость №7)

При взыскании с виновных лиц недостачи готовой продукции по отпускным ценам делаются записи:

Д-73 К-94 – списывается производственная себестоимость недостачи готовой продукции на виновное лицо и одновременно Д-73 К-98 – отражается разница между отпускной и производственной себестоимостью недостающей готовой продукции

По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы, указанная разница списывается на прочий доход предприятия: Д-98 К-91

· Денежные средства Д-94 К-50 (ж-о №1)

· НЗП                  Д-94 К-20 (ж-о №10/1)

Д-91 К-94 – списание недостачи МЦ при отсутствии виновников или при отказе судом вследствие необоснованности исков.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно - материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов).

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений
фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения,  в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском учете

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.