Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Медицинская академия имени С.И.Георгиевского



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО»

Медицинская академия имени С.И.Георгиевского

(структурное подразделение)

 

Р Е Ф Е Р А Т

ТЕМА: Особенности ведения беременных пациенток, психопрофилактика с точки зрения младшего медперсонала.

СТУДЕНТА Хусановой Мерьем Камиловны                                                                                                 

факультет 1 медицинского курс 1 группа 199-Б  

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ: Помощник младшего медицинского персонала

СРОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ: с 06.07.2020 г. по 17.07.2020 г.

2020 год

 

 


План

Введение…………………………………………………… с.3-4

Стресс при беременности…………………………………. с. 5-11

· Йога………………………………………………….с. 9

· Гаптономия ………………………………………….с. 9-10

· Софрология………………………………………….. с. 10

· Стандартные курсы подготовки к родам…………..с.10

Рекомендации ВОЗ по оказанию дородовой помощи для формирования положительного опыта беременности………………….. с.11-20

Заключение………………………………………………..с. 21-22

Список использованной литературы…………………….с. 23-24


Введение

Одним из актуальных аспектов современного акушерства с медицинской и психологической точек зрения является ведение беременных пациенток и их дальнейшая подготовка к родам. Сама беременность представляет собой особое состояние женщины, при котором в её репродуктивных органах располагается развивающийся эмбрион или плод. На протяжении данного нормального физиологического процесса происходит перестройка деятельности организма беременной, затрагивающая почти все органы и их системы. Особенно в этот период отмечается нестабильность и хрупкость душевного состояния будущей мамы. Немаловажную роль в этом играет и гормональная перестройка организма женщины, и изменения режима дня и образа жизни, вносимые ребенком в жизнь матери, и потенциальные проблемы с самочувствием. Даже у здоровой женщины в ранние сроки беременности возможно возникновение вегето-невротических расстройств, таких как слабость, утомляемость, тошнота, рвота, слюнотечение, обострённое обоняние, резкая смена настроения, плаксивость.  В последующие сроки протекания беременности к вышеупомянутым симптомам добавляются другие, связанные с увеличением матки и с влиянием плацентарных гормонов на все системы органов будущей матери. К ним относят изжогу, запоры, учащённое мочеиспускание и сердцебиение, мышечные боли в ногах. Незадолго до родов беременную могут беспокоить одышка, отёки, боли в пояснице и в области лонного сочленения, частая смена настроения. Однако не стоит забывать о том, что физиологическое течение родового акта во многом зависит от психологического состояния будущей матери и её подготовленности к процессу родов. Большинство психологических и эмоциональных факторов являются причиной возникновения осложнений в вышеупомянутом естественном физиологическом процессе, завершающего беременность женщины, и способствуют ухудшению акушерских и перинатальных исходов. Для устранения подобных факторов и для уменьшения их негативного воздействия, оказываемого на организм беременной, будущие мамы проходят психопрофилактическую подготовку, которая  демонстрирует эффективность в предупреждении осложнений и в улучшении исходов родов. Прохождение курсов по психопрофилактической подготовке к родам помогают настроиться женщине к активному участию в процессе родов, и получить больше информации о беременности и родовому акту в целом. Подобные курсы имеют большое значение для беременной, потому что современные женщины во многом потеряли способность прислушиваться к своему организму и чувствам, они больше полагаются на рациональные доводы и на обоснованные суждения.


Стресс при беременности

Стрессом являются неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него сильных, резких, экстремальных факторов, которые обусловливают интенсивные проявления адаптационной активности. Такие реакции ориентированы на поддержание поведенческих действий и психических процессов для преодоления этих стрессовых эффектов. Одним из подобных состояний можно считать и беременность, в которой возникает необходимость решения разнообразных задач, связанных со сменой социальных ролей, аффективно-смысловой перестройкой личности и с достижением материнской идентичности. С психологической точки зрения в этот период у женщины образуется материнская доминанта, представляющая собой очаг в головном мозге, где происходит регулирование всех процессов, выполняющихся в организме беременной для благополучного вынашивания ребенка, успешных родов и грудного вскармливания. Чем раньше раскрывается материнский инстинкт, тем быстрее и успешнее женщина преодолевает стресс. Кроме того наличие стрессового состояния у беременной объясняется также множеством противоречий, существующих в психологии женщины в этот период. Например, с одной стороны, женщине хочется успешного завершения беременности, с другой, она испытывает страх перед  родами. К самым явным и распространенным симптомам стрессового состояния относятся:

· Нарушения сна — бессонница ночью и сонливость днем.

· Апатия, равнодушие к тому, что раньше вызывало интерес.

· Тревога, навязчивые мысли о воображаемых бедах и опасностях.

· Нервозность, раздражительность или плаксивость.

· Перепады давления.

· Приступы учащенного сердцебиения, не связанные с физическими нагрузками.

· Головокружения, мигрени.

· Тоска, депрессивное состояние, чувство безысходности.

· Ухудшение памяти и способности к концентрации.

· Необъяснимые медицинскими причинами боли.

· Кожный зуд, обострение аллергических реакций.

 До родов стресс может вызвать психологическая неподготовленность к материнству, страх перед родами, беспокойство за здоровье ребенка, тревога о финансовой составляющей, неуверенность в партнере.

После родов стресс может спровоцировать общее ослабление организма, усталость и недосып, отсутствие помощи со стороны близких, социальную изоляцию, в которой оказывается молодая мама, в первые месяцы полностью зависящая от режима малыша.

Следует также отметить, что на «тяжесть» стресса в период беременности оказывает воздействие не сама ситуация, которая стала его причиной, а реакция женщины на то, что случилось. Продолжительные и бурные волнения влияют на множество жизненно важных систем организма, но в первую очередь страдает нервная система беременной. На сегодняшний день не подвергается сомнению тот факт, что стрессовые факторы влияют и на развитие нервной системы ребенка. Последние исследования показали, что в будущем  у детей, матери которых испытывали во время беременности стресс, наблюдали наличие склонности к разным страхам и фобиям, им сложнее адаптироваться в коллективе и чаще такие дети бывают гиперактивными.

В особенно критических случаях очень сильный стресс в период беременности может привести к гипертонусу матки, а такое состояние угрожает непроизвольным прерыванием беременности (выкидышем) или преждевременными родами.

Кроме влияния на нервную систему организма, стресс также угнетает и без того ослабленную иммунную систему будущей матери. Уже давно отмечено, что у беременных, которые постоянно находятся в напряженной психологической обстановке, чаще диагностируют простудные заболевания, чем у других беременных. А у детей таких матерей часто наблюдается аллергическая или астматическая реакция.

Последствия стресса во время беременности отображаются и на гормональной системе женщины. Нервное напряжение повышает выработку глюкокортикоидных гормонов, которые оказывают влияние на работу печени и на формирование плаценты. Кроме того высокий уровень этого гормона в крови увеличивает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы или сахарного диабета. Подобные состояния могут привести к рождению недоношенных детей или новорожденных с низкой массой тела. Уже давно установлено, что чувства и эмоции, которые испытывает беременная, передаются ребенку. Поэтому, когда женщина, которая вынашивает малыша, находится в стрессовом состоянии, это состояние чувствует и ее ребенок. В момент переживания будущей матерью нервного потрясения происходит спазм сосудов, и малыш в ее животе испытывает кислородное голодание и нехватку питательных веществ. Часто повторяющиеся аналогичные состояния могут привести к гипоксии плода.

Обращая внимание на разнообразные социальные, экономические, экологические и политические обстоятельства в стране, на сегодняшний день остро стоит вопрос по поводу сопровождения женщины в период беременности (особенно внедрения психопрофилактической подготовки до родов),  который должен включать в себя комплекс психопрофилактических, психотерапевтических и физических мероприятий. Основными задачами психофизической подготовки к родам являются:

· Сформирование у женщин сознательного отношения к беременности,

· Принятие родового акта как логического физиологического процесса,

· Создание благоприятного эмоционального фона,

· Формирование уверенности в нормальном протекании беременности и будущих родов,

· Выработка навыков преодоления страха перед родами и возможными болевыми ощущениями.

Врачам следует рекомендовать во время консультаций обращать внимание на особенности характера женщины, ее эмоциональные и волевые качества, отношение к беременности, характер взаимоотношений в семье, наличие психических травм, уточнять представления беременной пациентки о родах, обоснованность страха перед ними. В случае, когда у врача появляются сомнения по поводу психического здоровья женщины или во время консультирования выявляются какие-либо психологические проблемы, то при необходимости пациентку следует направить на дополнительную консультацию психолога или психотерапевта.

К общим методам психопрофилактики , которые применяют в период беременности, можно отнести индивидуальные беседы и лекции. Правильно организованная психопрофилактическая подготовка женщины до родов способствует устранению негативных эмоций, страха перед родами и болью, а также позволяет снизить количество анальгетиков, которые используют в течение родов. Одной из целей психопрофилактики родов является предотвращение боли с помощью действия на психику и «избавление» от этого рефлекса, чтобы с мыслью о схватках было связано представление не о боли, а о том, что скоро появится на свет малыш, которого так долго ждала его мама. Основная цель психопрофилактической подготовки – это научить женщину не бояться родов, слушаться указаний врача во время данного физиологического процесса и переключать свое внимание от болевых ощущений на что-нибудь другое, обучить разным способам дыхания в период схваток и в момент рождения головки плода. Такая подготовка дает возможность легче перенести процесс родов и является самым безопасным методом обезболивания родов.

В последнее время подтвердили свою эффективность и такие психотерапевтические методики, как индивидуальная рациональная психотерапия, психоаналитическое консультирование, АРТ-терапия, психологическая саморегуляция и семейная психотерапия. Иногда, учитывая особенности организма и местные возможности, используют еще и оригинальные методы, такие как йога, гаптономия, софрология, пение перед родами, музыкотерапия или другие, которые ближе к медицинской практике, такие, как акупунктура (иглоукалывание) или гомеопатия. Все эти методы могут принести огромную пользу, но ни один из них, интересный и полезный сам по себе, не дает достаточной подготовки и не заменяет классические методы.

Йога

Йога для беременных позволяет убить двух зайцев сразу: подготовиться к родам физически и психологически. Женщины, занимающиеся йогой во время беременности, благополучно избегают и разрывов промежности и послеродовой депрессии. Для будущего ребенка полезны любые перевернутые позы – это поможет лучше разместиться плоду.

Многие врачи признают, что будущие мамы, практикующие йогу, обладают хорошим физическим здоровьем и излучают оптимизм. Их тела пластичны и подготовлены к тому, чтобы во время родов они могли принять любую удобную позу. С помощью йоговских упражнений (их называют асаны) можно избавиться от различных видов боли, связанных с беременностью и уменьшить боль, вызванную непосредственно родами.

Гаптономия

Еще до рождения ребенка мама может его почувствовать, понять его привычки и режим дня. Но не все знают, что с нерожденным малышом можно по-настоящему общаться, причем это может делать не только мама, но и папа. Такая методика взаимодействия родителей и будущего малыша во время беременности называется гаптономией. Сама методика была разработана в Нидерландах, а позже внедрена во Франции Ф. Вельдманом в 1978 году.

Доказано, что малыши многое способны воспринимать, находясь еще в утробе матери. Ребенок различает голоса мамы и папы, реагирует на музыку, может даже понимать родной язык – по мнению ученых, способность распознавать речь закладывается еще на 30-й неделе беременности. А раз он столько понимает, значит, с ним можно общаться!

Хотя гаптономия не является непосредственной подготовкой к родам, она может оказывать благоприятное действие и в этом отношении, поскольку учит по-другому относиться к боли. Женщину учат концентрироваться не на себе, а на ребенке, она «будет продолжать себя» в другом человеке, почти как слепые учатся считать свою трость продолжением своей руки. После этого она продолжит себя в ребенке во время родов, в момент выхода, и эта связь, и сильная любовь позволят ей лучше справиться с болью.

Софрология

Софрология не ставит за цель подготовку только к родам, в более широком смысле она подготавливает к роли родителей. Ее целью является дать женщине возможность достичь физического и психологического равновесия, которое полезно и для нормального развития беременности, и для родов, и для будущих отношений родителей с ребенком. Метод, разработанный испанским врачом-психиатром Альфонсо Кайседо в 1960 году, основывается на расслаблении с помощью гипноза. Подготовка, построенная на данном методе, начинается на пятом месяце беременности и проводится в группах. Необходимо тренироваться около двадцати минут каждый день.

Стандартные курсы подготовки к родам.

Обычно на подобных курсах приглашают женщин на седьмом месяце беременности. В их программу входит комплекс теоретических и практических занятий в небольшой группе женщин – до 15 человек. Врач или акушерка дают информацию об основных этапах изменения тела беременной, роста и развития плода, первых признаках начавшейся родовой деятельности. Вам предложат комплекс физических упражнений для подготовки организма и качественного расслабления мышц. Для будущих пап эти курсы предлагают информацию о партнерских родах, и методах помощи женщине во время родов. Вы также можете задать все волнующие Вас вопросы, чтобы чувствовать себя более уверено в ответственный день.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что для определения эффективности проведенного цикла занятий по психопрофилактике возможно использование некоторых психологических тестов, применяя их у беременных в начале каждого занятия и после его окончания или в начале первого занятия и после завершения последнего. Психологическую подготовку беременных до родов следует совмещать с физическими упражнениями. Систематические занятия гимнастикой в период беременности оптимизируют функциональное состояние жизненно важных органов и их систем, увеличивают защитные системы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам предстоящим ощутить во время будущих родов.

Рекомендации ВОЗ по оказанию дородовой помощи для формирования положительного опыта беременности

Всемирной организацией здравоохранения на основе результатов технических консультаций были подготовлены 39 рекомендаций, затрагивающих пять групп мероприятий:

· A. Мероприятия, связанные с питанием;

·  B. Обследование беременной и плода;

· C. Профилактические мероприятия;

· D. Помощь при распространенных физиологических симптомах;

· E. Вмешательства в систему здравоохранения для повышения использования и качества дородовой помощи (ДРП).

 

Исходя из мнения группы по разработке рекомендаций в соответствии с критериями DECIDE (механизма разработки и оценки коммуникационных стратегий в поддержку обоснованных решений и практики с учетом фактических данных), на основе которых определяли общую направленность

и в некоторых случаях условия выполнения рекомендаций, все мероприятия были разделены на три типа:

· рекомендованные,

· не рекомендованные,

·  рекомендованные при определенных условиях.

Кроме того, был проведен систематический поиск рекомендаций, касающихся ДРП, в действующих руководствах, подготовленных другими департаментами

ВОЗ. В результате в этот документ были включены 10 таких рекомендаций. Это позволило предложить вниманию читателей всеобъемлющий документ. В Таблице 1 представлены все 49 рекомендаций по оказанию ДРП для формирования положительного опыта беременности.

Перечень рекомендаций ВОЗ по оказанию дородовой помощи (ДРП) для формирования положительного опыта беременности.

 

Исходя из рекомендаций E.5.1 и E.5.2. можно сделать вывод о том, что знание основной информации, связанной со здоровьем матери и ребенка, и ее распространение входит в обязанности не только врачей и среднего медицинского персонала, но и младших медицинских сестер. Особенно стоит акцентировать внимание на ведении беременных пациенток, употребляющих психоактивные вещества. Ведь употребление алкоголя, наркотиков и т. д. пагубно влияет не исключительно на здоровье матери. Это может привести к таким неблагоприятным последствиям, как самопроизвольное прерывание беременности, мертворождение, преждевременные роды, физические и неврологические пороки развития ребенка. При этом беременные женщины употребляющие алкоголь, наркотики и другие ПАВ зачастую не обращаются за медицинской помощью в силу таких причин как:

· Страх быть осужденной со стороны общества, членов своей семьи, медицинского персонала;

· нарушенные коммуникативные и социальные навыки;

· сложная социально-экономическая ситуация, включающая отсутствие постоянного жилья, документов, бедность,

· наличие маленьких детей и др.

·В результате частой дискриминации, плохой осведомленности,

отсутствия доступа к точной информации многие женщины избегают контактов с работниками медицинских учреждений, рожают вне больницы или попадают к врачу только после начала предродовых схваток, что создает угрозы и риски осложнений беременности, родов, послеродового периода у женщин-потребителей наркотиков и их детей.

При первом же визите беременной в медицинской организации, а также в случаях обращения в службы неотложной помощи, или, когда беременная впервые обратилась в медицинское учреждение уже в родах – необходимо вовлечение беременной женщины и ее семьи в

систему ухода за беременными. Для этого медицинские работники должна обладать такими навыками, как:

1. Доброжелательное, без осуждения отношение к пациенткам

2.  Знание того, что потребление наркотиков и алкоголя нельзя рассматривать отдельно от других психосоциальных и культурных факторов.

3.  Готовность оказывать оптимальную и своевременную медицинскую помощь любому человеку.

4. Понимание того, что зависимость от психоактивных веществ является медицинской проблемой, и не является поводом для морального, социального или иного осуждения.

5.  Способность создавать атмосферу, в которой пациентки будут чувствовать себя в безопасности и которая обеспечивает соблюдение конфиденциальности и невмешательство в личную жизнь.

6. Понимание потенциальных барьеров для женщин, принимающих услуги по уходу во время беременности, и стратегий для их преодоления.

7. Признание чувств и ощущений женщин.

8. Понимание того, что беременным женщинам может быть трудно признаться в том, что они потребляют наркотики и алкоголь во время беременности.

9. Понимание важности формирования и поддержания прочных и доверительных профессиональных отношений с женщинами, имеющими проблемы с алкоголем и наркотиками.

10. Понимание того, что женщины, имеющие проблемы алкоголем и наркотиками, зачастую имеют различные сопутствующие проблемы, как медицинского характера, так и психосоциального.

11.  Понимание среды, в которой находится женщина, выходя за пределы кабинета специалиста, что это женщины часто имеющие:

·  социальную депривацию (лишения)

·  серьезные психические заболевания (изменения)

·  тяжелую психологическую травму

·  подверженность инфицированию: местным и системным инфекциям, в том числе

· ИППП и ВИЧ

· серьезные физические заболевания, в том числе тромбоэмболические проблемы

· опыт параллельного потребления нескольких психоактивных веществ

·  разрушенные (или разрушающиеся) семейные связи

· недоедание

· проблемы с правосудием

·  занятие проституцией

·  неоднократно подвергающиеся жестокому обращению, физическому, сексуальному и психологическому насилию

· зачастую бедные, маргинализированные и бездомные.


Заключение

Подытоживая изложенное выше, отмечу, что проблема стресса в последние годы набирает свою популярность в мировой науке и практики. На сегодняшний день, с одной стороны, накоплено значительное количество результатов многоплановых исследований разных видов стресса – информационный, посттравматический, эмоциональный, профессиональный стресс и т. д. С другой стороны, внушительное количество авторов отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной методологической разработки данного феномена. Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие – все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического кризиса.

Страх, напряженность и боль неразрывно связаны между собой. Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов. Он, в свою очередь, вызывает напряженность мышц, в том числе, предположительно, и мышц нижнего полюса матки. Напряженность мышц вызывает боль и приводит

к затягиванию родов. Этот порочный круг: страх – напряженность – боль можно разорвать, если беременная в антенатальном периоде получит простые объяснения того, что происходит во время родов. Поэтому ведение и консультирование беременных пациенток с высоким риском развития стресса должны быть комплексными в сочетании с перинатальной психотерапией.

 В период беременности и рождения ребенка должны быть активизированы многоуровневые психологические ресурсы личности женщины, укреплены такие психологические функции, как сила воли, самоконтроль, целевые установки и самые важные жизненные ценности.

В психопрофилактической подготовке к родам главную роль играют стимулирующие действия, способствующие активации роженицы во время родового акта. Проводимая подготовка является основой для формирования у беременной сознательного отношения к процессам, происходящим в ее организме и в организме плода, к поведению в родах . При этом женщина обретает необходимые представления о физиологическом процессе родов, обучается определенным психическим и физическим приемам, которые способствуют правильному поведению, технике дыхания и релаксации во время родов, повышают болевой порог. За счет этого достигается максимум полезной работы при минимальных затратах энергии. Значение психопрофилактической подготовки при этом сводится не только к облегчению процесса родов, но и вносит существенный вклад в профилактику акушерских и неонатальных осложнений.

Психопрофилактическая подготовка женщин к родам позволяет существенно улучшить  психологическое состояние беременной, положительно воздействовать на отношения с партнером,

удалить отрицательный эмоциональный фон, страх родов . Следствием этого является снижение числа осложнений во время беременности, в родах, а также перинатальной заболеваемости и

смертности . Очевидно, что психопрофилактическая подготовка беременных должна стать необходимым звеном в системе родовспоможения. Поэтому дальнейший поиск и разработка новых

схем психопрофилактической подготовки к родам является актуальным вопросом для практического акушерства и требует проведения дальнейших исследований в этом направлении.

Опыт показывает, что применение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий необходимо для психокоррекции психосоматического состояния женщин, а также для формирования положительного опыта беременности и образования родовой доминанты.


Список использованной литературы:

1. Рекомендации ВОЗ по оказанию дородовой помощи для формирования положительного опыта беременности [WHO recommendations on antenatal care for a positive pregnancy experience]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2017 г. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.

2. Абдурахимов, Ф. М. Влияние психоэмоционального стресса на течение и исходы беременности/ Ф. М. Абдурахимов, И. М. Мухамадиев, З. Х. Рафиева // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2006. –№ 3. – С. 38.

3. Бычкова, Е. А. К вопросу о психологическом сопровождении беременности и подготовке к родам/ Е. А. Бычкова // Вестник института семьи. – 2009. – № 3. – С. 18–21. –41.

4. Васильева, В. В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения / В. В. Васильева, В. В. Акруцкая // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 110–119.

5. Качалина, Т. С. Применение новых методов психологического сопровождения беременности и психопрофилактической подготовки к родам / Т. С. Качалина, Е. В. Лохина // Медицинский альманах. – 2013. Т. 6, № 30. – С. 37–41.

6. Ковалева, Ю. В. Контроль поведения при различном течении беременности / Ю. В. Ковалева, Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 70–82.

7. Белогай, К. Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности / К. Н. Белогай. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.

8. Абрамченко, В. В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт/ В. В. Абрамченко, Н. П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек. –. 2004 г. . – 350 с.

9. Васильева, В. В. Опыт внедрения психологического сопровождения беременных в систему акушерского мониторинга. Матер. 5-го Всерос. конгр. «Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии». М 2005; 66–67.

10. Мальгина, Г. Б. Стресс и беременность: сб. науч. Трудов по материалам II-й международной конференции / Г. Б. Мальгина [и др.]; под ред. И. В. Добрякова. –СПб.: – СПбГУ, 2003 г. – 49 с.

11. Петров-Маслаков, М. А. Абрамченко В. В. Родовая боль и обезболивание родов/ М. А. Петров-Маслаков, В. В. Абрамченко. – М.: Медицина, 1977 г. – 320 с.

12. Спивак, Л. И. Нервно-психические расстройства при беременности и в родах / Л. И. Спивак. – СПб.: СПбГУ, 1998 г. – 25 с.

13. Национальный клинический протокол ведения наркотической зависимости во время беременности, родов и в первые годы развития новорожденных. Австралия (2006)








  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.