|
|||
А кто им платил?— А кто им платил? — Главным образом церковь, иногда знатные и богатые горожане, реже короли и сеньоры. Собор стоил очень дорого, и его постройка могла затянуться надолго — тем более что работы прерывались как раз из-за отсутствия средств. Стоило случиться экономическому спаду, войне, эпидемии, и строительство останавливали из-за нехватки денег для оплаты труда рабочих. Поэтому многие соборы так и остались незавершенными, например в Нарбонне, в Кёльне (достроен только в XIX веке). Но самый знаменитый — в Сиене, в итальянской области Тоскана. — Мы забыли про витражи. На экскурсиях рассказывают, что средневековые простолюдины учили Библию и Евангелие по сценам, изображенным на витражах. — Витражи характерны для соборов готического стиля. Именно тогда придумали делать окна из кусочков разноцветного стекла, скрепленных железом. Сейчас лишь по витражам можно представить, какими красочными были соборы и некоторые церкви. Полюбоваться цветными витражами можно, среди прочего, в парижской Сент-Шапель, построенной при Людовике Святом в середине XIII века.
Глава IV
— До сих пор речь шла больше о «прекрасном» Средневековье, но не все в нем было так уж прекрасно. Например, когда мы говорим «феодальное общество», мы все-таки порицаем Средневековье… — Согласен, но средневековое общество, как и любое другое, устроено сложно. Почему его называют феодальным? Прежде всего потому, что правят в нем сеньоры, у них есть подчиненные — вассалы, которым они предоставляют (если хотите, дают в пользование) фьефы — земли, приносящие доход. От слова «фьеф» и происходит слово «феодализм». Этот общественный строй ненавидели и обличали философы XVIII столетия и деятели Великой французской революции за то, что народ — крестьян, простолюдинов — угнетали богатые и могущественные. Таков и сейчас привычный образ Средневековья.
КЛИРИКИ: БЕЛОЕ И ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
— Можно ли сказать, что это общество было неравным по определению, сеньоры угнетали сервов? — Мы поговорим об этом. Но в первую очередь надо ясно представлять себе другое различие, более важное для той эпохи. В Средние века существует четкое разделение людей на два класса. Первый составляют те, кто посвятил себя Господу и религии, — их называют клириками. Второй — добрые христиане, почитающие Бога, но имеющие семью и род занятий, менее зависимые от церкви, — это миряне. — Клирики — обязательно мужчины, женщин среди них не было? — В общем, да, главным образом мужчины — епископы, священники и монахи. Но были и женщины-монахини, которые, объединившись, затворялись в монастырях (отсюда название «затворницы»). Клирики не вступали в брак, хотя в раннем Средневековье епископы и священники, бывало, жили с женщинами и имели от них детей. В XII веке церковь окончательно запретила сожительство, и запрет этот был очень строгим. Тогда же монахов, которые иногда принимали к себе в монастырь женские общины, обязали выдворить их или максимально размежеваться. — Как становятся клириками? — Человек, который видит в этом свое призвание, просит епископа принять его в клир. Затем его наставляют в набожности и благочестии. Тот, кто собирается стать священником, получает одну за другой разные степени, повышая свой статус. Высшая степень — таинство рукоположения, то есть возведение в сан. После этого священник становится высшим духовным лицом, он может совершать обряды (крестить, принимать исповедь, служить мессу) и проповедовать. Над священниками главенствует епископ. — Клириков было много? — Да, особенно по сравнению с нынешним днем! Надо знать, что духовенство в Средние века делилось на два типа — впрочем, это разделение имеет место и сейчас. Первый — духовные лица, которые общаются с верующими; главные среди них — священники, и, как правило, каждому священнику дается приход в границах одной из епархий, управляемых епископами. Такие клирики составляют так называемое белое духовенство, живущее в миру. Второй тип — одиночки, удалившиеся от мира (даже если они не вовсе потеряли связь с обществом) и соблюдающие монастырский устав. Это монахи, от греческого «монос» — один, название «одиночек» закрепилось за ними несмотря на то, что в большинстве случаев они живут общинами — конечно, достаточно изолированными от остального мира. — Но среди монахов тоже есть различия… — И с V–VI веков различий становилось все больше. Например, ирландские монахи прославились как основатели монастырей в Альпах и Вогезах. В VI веке итальянский монах Бенедикт Нурсийский создал умеренный устав (то есть не слишком суровый), в котором физическому труду отводилось столько же места, сколько религиозным обязанностям. В начале IX века сын Карла Великого Людовик Благочестивый предписал этот устав всему монашеству. Так появились бенедиктинцы. Но тем дело не кончилось. Начиная с X века создавались многочисленные монашеские ордены: принимая устав святого Бенедикта за образец, они приспосабливали его к переменам в развитии общества. Один из таких орденов, основанный в Клюни, получил небывало широкое распространение в Европе: клюнийцы представляли собой серьезную силу, их глава, аббат Клюни, считался очень влиятельной фигурой; несколько монахов аббатства стали впоследствии Папами. В XII веке поднялась новая волна преобразований: часть монахов стремилась вернуться к образу жизни более суровому, более близкому к духу и букве устава святого Бенедикта. Самые известные из них — цистерцианцы (по названию их «головного офиса» в бургундском монастыре Сито), из которых наиболее знаменит святой Бернар Клервоский, живший в первой половине XII века.
|
|||
|