|
|||
Ход занятия
ББК 74.102 С 95 Сычёва Г.Е. С95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 3. Методические рекомендации.-М.: Книголюб, 2008. 16 с. (Развитие связной речи.) 18ВЫ 978-5-216-00089-1 Комплект состоит из 48 цветных картинок и методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Основное назначение пособия — обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел. Одновременно с речью будут развиваться и активизироваться другие познавательные функции: слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, дефектологам, логопедам детских садов компенсирующего типа, а также родителям и гувернерам. Может использоваться в группах для детей разного возраста и кратковременного пребывания. ББК 74.102 Г8ВМ 978-5-00089-1 © Г.Е. Сычёва, 2004 © Оформление. Издательство «Книголюб», 2008 Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редактор и автор идеи - Е. Алифанова Корректор - Н. Назарова Художник - И. Махова Оригинал-макет - Д. Панин Обложка - В. Арбеков, О. Алексеева Подписано к печати 02.11.07. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 1 Тираж 1000 экз. Заказ 2610. Отпечатано в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово. Каширское ш., д. 4. корп. I.
Методические рекомендации Основное назначение пособия — обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел. Оно может использоваться педагогами детских дошкольных учреждений, дефектологами, логопедами детских садов компенсирующего типа, а также родителями и гувернерами в условиях домашнего обучения. Наряду с основным назначением пособие поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь. Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора. В детских дошкольных учреждениях практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие виды, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица), пересказ по аналогии (с заменой героя, места и времени действия), пересказ фрагментов, инсценированный пересказ. Предлагаемые в пособии предметные и сюжетные картинки к текстам призваны обучить детей созданию внутреннего речевого плана высказывания. Денотативное подкрепление каждой синтаксической единицы позволит ребенку последовательно и легко передать содержание прочитанного. На примере одного из текстов рассмотрим возможные виды работы.
ЧАСТЬ 3
Занятие 1 Тема. Развитие связной речи Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления. Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картинка «Зима» и предметные картинки: солнышко, воробьи, сугробы, сосульки, ветер; карточка с восклицательным знаком Примечание. Педагоги должны дополнить комплект картинок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, отношение к происходящему. Например: Подожди, весна, твоё время ещё не пришло! «Иди к нам, Маша, - закричали они, - будем вместе играть с корабликом!» и т.п. Ход занятия Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой*, читает текст: Зима не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днём солнышко яркими теплыми лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугробы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветер заморозит всё, что днём растопило солнце. Подожди, весна, твоё время ещё не пришло ш · Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений. · Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа. Примечание. При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения. · После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте. Примечание. Обратите внимание - в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок. · В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста. · Список опорных картинок ЗИМА" СОЛНЫШКО ВОРОБЬИ** СУГРОБЫ СОСУЛЬКИ ВЕТЕР" ЛЕС (начало весны) ЕЛИ И СОСНЫ** ПРОТАЛИНЫ РУЧЕЙКИ ЛЁД ПОЧКИ ЗАЙЦЫ* БЕЛКИ МЕДВЕДЬ СОРОКИ ЛУЖИ МАША (в курточке и резиновых сапожках) СОБАКА МАЛЫШ КОРАБЛИК ФЛАЖОК КОЛЯ И ВАНЯ МАМА (в домашней одежде) ПИРОГИ ПАПА БАБУШКА СЕМЬЯ КОТ ТИШКА МАША (в праздничной одежде) МОЛОДАЯ ТРАВКА МАТЬ-И-МАЧЕХА ШМЕЛИ* МУРАВЬИШКА ДЯТЕЛ ДВЕ ВОРОНЫ ПТИЦЫ* БАБОЧКИ-ЛИМОННИЦЫ МАША4* ТЮЛЬПАНЫ НАРЦИССЫ ВИШЕНКИ (цветущие деревья) БУТОНЫ (ветка яблони) ЛИПЫ СКАМЕЙКИ МАЛЫШИ ВЕДЁРКИ И ФОРМОЧКИ РЕБЯТА КАЧЕЛИ ДЕВОЧКИ ПАПА, МАША, МАЛЫШ ЗВЁЗДЫ ЛУНА ФОНАРИ МАШИНЫ ПРОХОЖИЕ СПИЦЫ КЛУБКИ ЗВОНОК См. «Опорные картинки», вып. 1. См. «Опорные картинки», вып. 2. * В текстах выделены те слова, которые заменяются опорными картинками.
Тексты для пересказа Зима* не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днём солнышко яркими теплыми лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугробы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветер заморозит всё, что днём растопило солнце. Подожди, весна, твоё время ещё не пришло. Лес пробудился от зимнего сна. Ели и сосны стряхнули со своих лап снежные шали. На лесных полянках появились первые проталины. Зазвенели между корней деревьев говорливые ручейки. С громким треском раскололся лёд на реке - начался ледоход. Набухают почки на ветках деревьев. На опушке леса греются в лучах тёплого весеннего солнца зайцы. Белки начинают линять - им больше не понадобятся тёплые зимние шубы. Скоро вылезет из берлоги отощавший за зиму медведь. И затрещат на весь лес сороки: «Радуйтесь звери и птицы - весна пришла!» Во дворе большие синие лужи. Яркое весеннее солнце смотрится в них, как в зеркало. Маша надела лёгкую курточку, обула резиновые сапожки и пошла гулять. Малыш с радостным лаем побежал за своей хозяйкой на детскую площадку. Там по луже, как по морю, плыл кораблик. На мачте развевался флажок. Этот кораблик смастерили Коля и Ваня - Машины друзья. «Иди к нам, Маша, - закричали они, - будем вместе играть с корабликом. Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Малыш крутится у всех под ногами: ведь он знает, где лежат подарки для Маши. Вот и собралась за столом вся семья. Даже ленивый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечки на торте. «С днём рождения, Машенька, ты стала совсем большой. Весеннее солнышко согревает своими лучами всё вокруг. Зеленеет молодая травка. Желтеют на косогоре цветы мать-и-мачехи. Полосатым самолётиком кружатся над ними шмели. Маленький муравьишка тащит в муравейник прошлогоднюю сухую травинку. Без устали стучит по дереву дятел - уничтожает личинки вредных насекомых. Громко спорят из-за гибкого ивового прутика две вороны - им надо чинить гнёзда. А кот Тишка нежится на лавочке у крыльца, лениво помахивая хвостом. Звонко и радостно поют птицы. Порхают над грядками и кустами смородины бабочки-лимонницы. Маша сидит на крылечке дачи и любуется цветущим садом. Красными огоньками горят на клумбе тюльпаны. Нежно-жёлтые нарциссы раскрыли навстречу солнцу лепестки-ладошки. Вишенки нарядились в белые кружевные платьица. Скоро раскроются на ветках яблонь розовые бутоны. Как красив весенний сад. Звёзды, как блестящие горошинки, рассыпались по небу. Взошла луна. На улицах горят фонари. Шелестят шинами по асфальту машины. Спешат домой прохожие. Маша сидит на широком подоконнике и смотрит на улицу - она ждёт, когда придёт с работы папа. Кот Тишка устроился рядом со своей маленькой хозяйкой. На ковре у дивана дремлет Малыш. Бабушка, сидя в своём любимом кресле, вяжет Маше носки. Постукивают, мелькают в её ловких руках спицы. Разноцветные клубки в корзине лениво поворачиваются с боку на бок. Мама в кухне готовит ужин. Вдруг весёлой трелью залился дверной звонок. Это папа пришёл, папа.
В воскресный день папа повёл Машу в парк на прогулку. Старые липы надели новые зелёные платьица. В аллеях удобные скамейки, на которых можно отдохнуть. На детской площадке в песочнице играют малыши. Разноцветные ведёрки и формочки наполнены песком. Ребята постарше качаются на качелях. Ах, как высоко к небу взлетают качели! Малыш, он подрос и стал настоящим псом, громко лает, как будто хочет сказать: «Осторожнее, ребята!» Девочки играют в классики и прыгают через скакалку. Маша покачалась на качелях, поиграла с девочками, побегала наперегонки с Малышом, погуляла с папой по аллеям. К обеду довольные и немного уставшие они (папа, Маша, Малыш) вернулись домой.
ЧАСТЬ 4 Занятие 1 Тема. Развитие связной речи Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления. Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); картинки: лес, перелетные птицы, травка, фиалки, белки, зайцы, бобры; карточка с восклицательным знаком . Примечание. Педагоги должны дополнить комплект картинок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, отношение к происходящему. Например: У каждого лесного жителя весной много забот! Теперь можно ехать! и т.п. Ход занятия Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой*, читает текст: Лес уже оделся в новый зеленый наряд, скоро весна попрощается с нами. Вернулись из дальних стран перелетные птицы. Сквозь прошлогоднюю листву пробилась молодая зеленая травка. На лесных полянках расцвели нежные белые ландыши и сиреневые фиалки. Белки снова надели рыжие летние шубки, им больше не нужен теплый зимний мех. Радуются зайцы - теперь на обед у них не только кора молодых осинок, но и сочная весенняя травка. Трудяги-бобры ремонтируют сломанные весенним ледоходом плотины. У каждого лесного жителя весной много забот.
· Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений. · Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа. Примечание. При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения. · После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте. Примечание. Обратите внимание - в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок. · В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста. Список опорных картинок ЛЕС (конец мая) ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ* ТРАВКА*** ЛАНДЫШИ : ФИАЛКИ БЕЛКИ*** ЗАЙЦЫ*** БОБРЫ СОЛНЫШКО* КОТ ТИШКА*** МАМА*** ПАПА*** БАБУШКА*** или * СЕМЬЯ ПЕС МАЛЫШ*** МАША** МАШИНА ДОМА СВЕТОФОРЫ ПЕШЕХОДЫ ГОРОД БЕРЕЗКИ ДЕРЕВЕНЬКА ТРАКТОРА ПАСТУХ РЕБЯТА (с футбольным мячом) РЫБАК * ШЛАГБАУМ СКОРЫЙ ПОЕЗД МАША* СЛУЖИТЕЛЬ ЗООПАРКА ЖИРАФЫ См. «Опорные картинки», вып. 1. См. «Опорные картинки», вып. 2. См. «Опорные картинки», вып. 3. ЗЕБРЫ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ СЛОН ОБЕЗЬЯНКИ КРОКОДИЛ ЛЕВ ПЕТУХ* ДЕДУШКА РЕБЯТА (с удочками) КАРАСЬ* ПИРОГИ*** УКРОП ПОМИДОРЫ КАБАЧКИ МОРКОВКА ЛУК И ЧЕСНОК ОГУРЧИКИ ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО ЛЕТО ВОДА В РЕКЕ СТОГА СЕНА ИВАН-ЧАЙ ЖУРАВЛИ МЕДВЕДИЦА С МЕДВЕЖАТАМИ СТАРЫЕ ВОЛКИ БАРСУК ЗАЙЧИХИ РАНЕЦ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ТУФЕЛЬКИ КРАСКИ, КАРАНДАШИ, ПЕНАЛ УЧЕБНИКИ, ТЕТРАДИ
Тексты для пересказа Лес* уже оделся в новый зеленый наряд, скоро весна попрощается с нами. Вернулись из дальних стран перелетные птицы. Сквозь прошлогоднюю листву пробилась молодая зеленая травка. На лесных полянках расцвели нежные белые ландыши и сиреневые фиалки. Белки снова надели рыжие летние шубки, им больше не нужен теплый зимний мех. Радуются зайцы - теперь на обед у них не только кора молодых осинок, но и сочная весенняя травка. Трудяги-бобры ремонтируют сломанные весенним ледоходом плотины. У каждого лесного жителя весной много забот. Солнышко разбудило Машу своими яркими лучами. Кот Тишка тоже выбрался из своего любимого кресла, сладко зевнул, потянулся и не спеша направился в кухню. Мама уже налила ему в блюдце свежего молока, а для Маши приготовила на завтрак омлет. Папа, сидя у раскрытого окна, читал газету и пил кофе. Бабушка укладывала в большую плетеную корзину продукты. Сегодня вся семья собралась на дачу. Пес Малыш нетерпеливо ворчал - ему хотелось поскорее побегать по травке и полаять на птиц. Маша съела омлет и выпила чаю. Теперь можно ехать. Машина быстро бежит по шоссе. Мелькают за окнами дома. Подмигивают трехцветными глазами светофоры. Пешеходы на перекрестках ожидают, когда загорится зеленый, чтобы можно было перейти через дорогу. Вот уже город остался позади. Справа от дороги шумят листвой белоствольные березки. Слева - небольшая деревенька. Вдалеке в поле работают трактора. Вот пастух перегоняет стадо коров. На спортивной площадке у школы ребята играют в футбол. На берегу небольшой речушки в тени раскидистой ивы сидит рыбак. На железнодорожном переезде опущен шлагбаум. Скорый поезд с бело-голубыми вагончиками спешит на юг к морю. Сколько интересного можно увидеть из окна машины В воскресенье папа повел Машу в зоопарк. Маша сама купила билеты, ведь ей уже шесть лет. Служитель зоопарка объяснил, как пройти к вольерам с животными. Длинношеие жирафы видны издалека. Рядом полосатые зебры не спеша жуют у кормушек свежескошенную траву. Белый медведь забрался в бассейн - ему слишком жарко. Подняв вверх хобот, громко трубит слон. Прыгают по веткам деревьев маленькие смешные обезьянки. Дремлет возле пруда похожий на длинное зеленое бревно крокодил. Лев, царь зверей, лежит в тени цветущей акации и лениво помахивает хвостом. Маше очень понравилось в зоопарке[Т] Солнце медленно поднимается над лесом. Запел свою утреннюю песню голосистый петух. Бабушка пошла доить Буренку. Скоро пастух дядя Федор будет собирать коров в стадо. Дедушка сидит на лавочке под березой и точит косу. Июльские травы сочные - знай, коси. Соседские ребятишки спешат на пруд ловить рыбу. Кот Тишка сидит у калитки и смотрит им вслед. Золотистый карась на обед - лучшее лакомство для него. А Маша все еще спит. Скоро ее разбудит аромат горячих румяных пирогов. Бабушка попросила Машу сходить в огород за укропом. Укроп нужен для засолки огурцов. Рано утром дедушка собрал их полную корзину. Ах, какой огород у бабушки. Краснеют на кустах сочные помидоры. Кабачки подставляют солнышку тугие золотистые бока. Оранжевая морковка несмело выглядывает из земли, прикрываясь зелеными фонтанчиками ботвы. Лук и чеснок тянутся вверх зелеными стрелками. Прячутся под резными листьями маленькие огурчики. Огородное пугало надежно охраняет урожай от непрошенных гостей. Заканчивается лето. Солнце уже не печет, как в июле. Вода в реках становится холоднее. Стога сена на лугах прячутся по утрам в густом, как молоко, тумане. Отцветает Иван-чай. Собираются в дальнюю дорогу к югу перелетные птицы. Протяжно курлычут журавли, прощаясь до весны с родными полями и лесами. Бродит по ягодникам медведица с медвежатами, спешит накормить малышей перед долгой зимой. Старые волки учат молодых волчат охотиться. Барсук начинает чистить свою нору. Зайчихи учат малышей-листопадничков главной премудрости: затаись, сиди тихо, как будто тебя и нет. Скоро наступит осень. Первого сентября Маша пойдет в школу. Новенький ранец с нетерпением ждет, когда его наполнят книгами и тетрадями. Школьная форма - юбка в складку, пиджак и блузка - висит в шкафу. Бордовые кожаные туфельки лежат в коробке. На полке над столом -краски, карандаши, пенал. Рядом учебники и стопка тетрадей. Папа обещал, что сам отведет Машу в школу. Мама завяжет дочке самые большие, самые красивые белые банты. Бабушка привезет внучке букет гладиолусов. Пес Малыш не будет в это утро лаять и будить маленькую хозяйку - ей надо выспаться. А кот Тишка промурлычет для Маши самую лучшую песенку. Учись хорошо, Машенька.
|
|||
|