Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ

 

ДОКЛАД

 

на тему: Микроисторические исследования К. Гинзбурга.

 

                                                                Выполнила: студентка VI курса

                                                                1 группы очного отделения

                                                                гуманитарного факультета

                                                                Белякова Виолетта Витальевна

 

                                                                Проверила:
кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории

Кармазина О. В.

 

 

Воронеж – 2020

Жизненный путь историка Карло Гинзбурга начинается в конце XX века и продолжается в наши дни, таким образом, историк мог лично наблюдать процесс социально-экономических и политических преобразований в Италии. В результате второй мировой войны национальное богатство сократилось на 1/3, оккупация и бомбардировки нанесли большой ущерб экономике страны. В стране был колоссальный уровень безработицы. В начале 50-х годов заметно сократилось отставание Италии от наиболее развитых держав в научно-техническом и технологическом отношениях, а также по уровню хозяйственной зрелости. Игнорирование объективных потребностей национальной экономики в структурной перестройке привело к тому, что Италия очень тяжело пережила кризис 1974-1975 гг. В 80-е гг. продолжало оставаться сочетание громадного государственного сектора с мелким и средним предпринимательством. Изменения, происшедшие в экономике Италии в 80-90-х гг. очень значительны, но они не идут, ни в какое сравнение с переменами в ее партийной и государственной системе.

После освобожде­ния Италии от фашизма с исторической науки были сняты путы, наложенные на неё тоталитарным режимом. Национальный фашистский институт культуры прекратил своё существование. Обществам по изучению отечественной истории была возвращена их автономная организация. Медик Х. отмечает, что «центральная джунта исторических ис­следований сохранилась лишь как орган, координирующий деятельность четырёх общенациональных институтов специа­лизированного характера: античной исто­рии, истории средних веков, новой и но­вейшей истории, истории Рисорджименто. В неё вошли президенты этих институ­тов и представители университетов. Под её эгидой ведётся учёт текущей историче­ской библиографии и издаётся соответствующая серийная публикация»[1].

Был установлен новый порядок ис­пользования находящихся на государст­венном хранении архивных материалов, тем самым впервые была создана возможность широкого привлечения фон­дов государственных архивов для иссле­дований по новой, а в перспективе и по новейшей истории.

По мнению Терехова О.Э. «расширению контактов между истори­ками различных специальностей способ­ствовало создание в 1963 г. Общества итальянских историков. В 1967 г. состоял­ся их первый общенациональный кон­гресс, который подвел своеобразный итог развитию исторической науки в Италии за два послевоенных десятилетия. Исторические исследования в Италии осуществляются при известной финансо­вой поддержке государства – через мини­стерства, в ведении которых находятся те или иные институты, или через Нацио­нальный совет исследований»[2].

Карло Гинзбург  (род. 15 апреля 1939, Турин) - итальянский историк. Один из создателей микроистории. Внёс также значительный вклад в изучение социальной истории и религиозных представлений в Европе в конце Средних веков – начале Нового времени, а также в методологию истории[3]. В 1961 году окончил Высшую нормальную школу в Пизе, после чего получил учёную степень по истории. Преподавал в различных университетах Италии и США (Рим, Болонья, Лечче, Лос-Анджелес (1988—2005), с 2006 года преподаёт в альма-матер. В начале 1960-х годов начал работу с материалами процессов инквизиции XVI—XVII веков. Позднее активно выступал за открытие архивов Ватикана для широкого круга исследователей.

Первая монография – I benandanti. Ricerche sulla stregoneria e sui culti agrari tra Cinquecento e Seicento (Бенанданти. Ведовство и аграрные культы на рубеже XVI и XVII вв. 1966) – была посвящена пережиткам языческих культов плодородия в области Фриули в Северной Италии. Наиболее известная работа Гинзбурга – «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.» (1976). В этой работе Гинзбург на материале протоколов инквизиции описывает взгляды еретика-самоучки. В работе Storia notturna. Una decifrazione del sabba (Ночная история. Истолкование шабаша. 1989) Гинзбург предположил, что негативное восприятие ведьм сравнительно позднее и связано с деятельностью инквизиции, в то время как изначально в массовом сознании их оценивали нейтрально или даже положительно, признавая за ними способность осуществлять связь с потусторонним миром в интересах людей. В 1999 году вышел сборник статей History, Rhetoric, and Proof (История, риторика и доказательство), построенный на полемике с постмодернистской историографией. Ряд работ Гинзбурга переведён на несколько иностранных языков, в том числе «Сыр и черви» – на восемнадцать языков.

Для анализа работы автора использовалось произведение  «Образ шабаша ведьм и его истоки». Автор в своем произведении ссылается на множество источников, например, на Pitcairn R. «Ancient Criminal Trials in Scotland», Пропп В.Я. «Морфология сказки», Joki A.J. «Uralier und Indogermanen», Miccoli G. «La storia religiosa» и другие. Всего сделано около 30 ссылок на различные источники.

Автор отмечает, что наиболее ярким исследованием в области изучения шабаша является книга Н. Кона «Тайные демоны Европы» (1975).

На мой взгляд, автор имеет в основном некритическое отношение к источникам, которые использовал в своем труде, данные исследования являются базой и дополняют данное произведение. Иногда, встречается критическое отношение, например, при анализе книги Н. Кона «Тайные демоны Европы» автор находит хронологические неувязки.

В центре внимания автора – проблема соотношения «ученой» и народной культурных традиций XVI в.

Автор отмечает, что среди множества работ, посвященных вопросу изучению шабаша (ночного сборища ведьм и колдунов) отведено сравнительно скромное место, несмотря на то, что в истории колдовства и борьбы с ним образ шабаша исключительно важен. «Основная идея может быть сведена к двум следующим положениям:

1) сложившийся в течение первых десятилетий XV в. образ шабаша явился вариантом древнего агрессивного стереотипа, который уже возникал в про­шлом по отношению к евреям, первым христианам и средневековым еретикам; на исходе средневековья он был воссоздан инквизиторами, светскими и церковными демонологами;

2) этот образ не имеет ничего общего с какими-либо действительно существовавшими обрядами: ночные сборища, описание которых в судебных процессах и демонологических трактатах сопровождается массой ужасающих и живописных подробностей, секта участвующих в этих сборищах ведьм и колдунов порождены исключительно наваждениями и страхами самих судей и инквизиторов»[4].

В труде автора рассматривались временные рамки формирования понятия о шабаше, его характеристике (понятие у разных народов, особенности). Описываются различные мифы, связанные с шабашем ведьм. В произведении затронут вопрос о гипотезе диффузии. К. Гинзбург в своем произведении предположил, что «негативное восприятие ведьм сравнительно позднее и связано с деятельностью инквизиции, в то время как изначально в массовом сознании их оценивали нейтрально или даже положительно, признавая за ними способность осуществлять связь с потусторонним миром в интересах людей»[5].

Автор делает вывод, что  стереотип шабаша образовался в результате слияния двух разных образов. Первый, выработанный ученой культурой (судьями, инквизиторами, демонологами), исходил из веры в существование враждебной секты, действующей по наущению дьявола, вступление в которую предварялось осквернением креста и святых таинств. Второй образ, уходящий корнями в фольклорную культуру, основывался на вере в необыкновенные способности определенных людей, мужчин или женщин, которые в состоянии экстаза, часто в обличии животных или верхом на животных отправлялись в мир мертвых, чтобы обеспечить благополучие своей общины. К. Гинзбург отмечает, что некоторые элементы, входящие в стереотип шабаша (такие, как полет или превращение в животных), символическом контексте, отличном от изначального, выдают свое происхождение из фольклорного культурного слоя.

В конце произведения автор делает вывод, что изложенные в общих чертах идеи касаются разнородной мифо­логической структуры, следы которой можно обнаружить в описаниях шабаша. Историк отмечает, что его возможности (и не только лингвистические) не адекватны величине и сложности поставленных вопросов. «Для изучения этих вопросов, проистекающих из распространения свидетельств о шабаше во времени и в пространстве и из стереотипного характера самих свидетельств, необходимо было рассмотреть их в совокупности»[6].

Я считаю, что данное исследование занимает значительное место среди иных произведений по данной теме, так как автор изучил множество источников, осуществил анализ и сделал собственные выводы. К. Гинзбург в данном труде выдвигал идею о том, что негативное восприятие ведьм сравнительно позднее и связано с деятельностью инквизиции, в то время как изначально в массовом сознании их оценивали нейтрально или даже положительно, признавая за ними способность осуществлять связь с потусторонним миром в интересах людей. В произведении действительно есть совершенно новые выводы и предположения, основанные на изучении различных мифов и произведений других историков.


Список литературы

1. Гинзбург. К. Образ шабаша ведьм и его истоки знаю / К. Гинзбург // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990, С. 132-146

2. Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю / К. Гинзбург // Современные методы преподавания новейшей истории. – М., 1996. С. 207-209.

3. История – не крепость, а открытое пространство для дискуссий. Интервью с Карло Гинзбургом // (http:www.polit.ru/science/2006/10/10/ginzburg.htm)

4. Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: Учебное пособие для студентов / под ред. И.П. Дементьева. – М.: Простор, 2002. – 432 с.

5. Медик Х. Микроистория / Х. Медик // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1994. Т.2., Вып.4, – С.193-202.

6. Терехов О.Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX-XX веков / О.Э. Терехов. – Кемерово:  Кузбассвузиздат, 2006. – 170 с.

7. Щепкин Е. Микроистория как особое направление в современной западной историографии / Е. Щепкин // Исторические записки. Вып.6. – М., 2000. – С.213-215.


[1] Медик Х. Микроистория. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М, 1994. С. 197.

[2] Терехов О.Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX-XX веков. Кемерово, 2006. С. 135.

[3] Щепкин Е. Микроистория как особое направление в современной западной историографии. Исторические записки. М, 2000. С.213.

[4] К. Гинзбург, Образ шабаша ведьм и его истоки. Одиссей. Человек в истории. М, 1990, С. 132.

[5] К. Гинзбург, Образ шабаша ведьм и его истоки. Одиссей. Человек в истории. М, 1990, С. 135.

[6] К. Гинзбург, Образ шабаша ведьм и его истоки. Одиссей. Человек в истории. М, 1990, С. 145.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.