|
|||
Литературная гостиная писателя-сказочникаЛитературная гостиная писателя-сказочника В рамках реализации Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр») проекта «Язык - духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» в соответствии с Договором № 19-2-011180 Фонда президентских грантов о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в онлайн-формате прошел мастер-класс «Литературная гостиная писателя-сказочника» Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Рассказы и сказки – это первые произведения художественной литературы, с которыми знакомится юный читатель. Сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы. Культуролог Владимир Яковлевич Пропп разделил все сказки на следующие виды: Сказки о животных; Волшебные сказки; Бытовые сказки; Кумулятивные сказки; Небылицы; Докучные сказки. Рассмотрев виды сказок, можно сделать вывод, что сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплетается в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествует справедливость, а добро побеждает зло. Далее ведущая мастер-класса сделала небольшой обзор донских сказок: в основном это авторские сказки: Петра Лебеденко, Александра Скрипова, Натальи Сухановой, Юрия Харламова, Владимира Банцевича, Любови Волошиновой и других авторов. С биографиями этих и других писателей можно познакомиться на сайте Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной, и там же прочитать некоторые сказки. Ещё вниманию слушателей были представлены 31 функция сказки, которые были выделены В.Я. Проппом. Учёный отметил, что они есть в каждой сказке, их может быть и меньше, но больше никогда. Известный итальянский сказочник Джанни Родари переработал схему В. Проппа и сократил её до 20 функций. Свои опыты творческих занятий итальянский автор описал в книге «Грамматика фантазии». Схема Родари проста и понятна, её можно применить, если начать сочинять сказки с детьми. И ещё одна схема в помощь юным сказочникам и их наставникам - «Матрица речетворчества», предложенная Еленой Станиславовной Романичевой — кандидата педагогических наук. Каждый кто решит заняться творчеством и сочинять сказки может выбрать для себя подходящую схему.
4. Переделайте старую сказку. Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового героя или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Или придумайте продолжение старой сказки. 5. Поиграйте в игры со словами. Придумайте, какие слова будут характерными в новой сказке, например в известных сказках: жили-были, долго ли, коротко ли и т. д. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Рыбак Светлана Викторовна, заведующий отделом методической работы ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»
|
|||
|