|
|||||||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Пугачева Саратовской области» Доклад на тему: «Интеграция на занятиях по ИЗО деятельности»
Воспитатель: Шашкова Елена Алексеевна Интегрированный подход в образовании для школы глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования. Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому актуальна, так как: 1. интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; 2. помогают грамотной устной речи, ее развитию и обогащению; 3. развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; 4. воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Например, в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по ИЗО деятельности, 3-по развитию речи, 3-по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике: 1. развитие речи и рисование. 2. музыка и рисование. В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, рисование – вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей рисованию и рассказыванию. Проведенные контрольно-проверочные занятия по составлению рассказов показали, что у детей экспериментальной группы рассказы большие по объему интереснее по содержанию, построены грамматически правильно, эмоционально насыщеннее, интерес к занятиям выше. Рисунки в этой группе оригинальны по способу выполнения, насыщены образами из литературных и музыкальных произведений. Цель интеграции:научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи. Задачи: 1. Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания. 2. Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, рисунке. 3. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации. 4. Научить выделять из общего потока информации. Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач. Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи.
Первый вариант проведения занятия:занятие начинается с ведущей деятельности. Например, на интегрированном занятии «Развитие речи – рисование» ведущей деятельностью будет развитие речи.Вначале воспитатель знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А.Барто «Игрушки» воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано, при помощи загадок. Воспитатель достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А.Барто, написанные об игрушке. Во второй части воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихам и составить рассказ. Эта часть занятия вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести стихи. Воспитатель не заостряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования, иллюстрируют свое представление о прочитанных стихах. В заключение занятия дети рассказывают стихи с помощью своего рисунка. Второй вариант проведения занятия:это занятие состоит из двух частей и проводится одним педагогом. Структура интегрированного занятия может состоять из трех частей и проводится тремя педагогами: музыки, развития речи, рисования. На занятии ведущим является преподавание музыки и развития речи, рисование – вспомогательным. Смена ведущего педагога способствует меньшей утомляемости детей и переключения внимания. На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возможность раскрыть способности каждого ребенка в определенном виде творчества и помочь ему развить их. Например, на занятии в старшей группе на тему: «Поздняя осень», используется эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам и процедурам творческой деятельности) для закрепления у детей знаний об осени, ее характерных признаках и периодах через развитие речи, музыку, изобразительное искусство. В данном случае достижению цели служит синтез знаний детей и их жизненный опыт. В первой части занятия, которое проводит музыкальный руководитель, звучит музыка П.И.Чайковского – она вводит детей в мир осенних звуков. Во второй части занятия воспитатель проводит беседу об осени, ее характерных признаках, рассматриваются иллюстрации художников, затем дети самостоятельно определяют периоды осени. В третьей части занятия воспитатель по изобразительной деятельности предлагает детям свои впечатления об осени нарисовать для ежа Яшки, который живет в группе и скучает по лесу. Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал. Третий вариант проведения занятия:интеграция музыки и рисования. Например, предлагается интегрированное занятие по слушанию музыки и рисования в подготовительной группе на тему «Сказка в музыке А.К.Лядова «Кикимора». Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной – изобразительная деятельность. Цель занятия: 1. Познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфонической сказки А.К.Лядова «Кикимора». 2. Развивать активность слухового восприятия. 3. Научить предавать свои впечатления об услышанной музыке в рисунке. 4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения. На протяжении всего занятия используется эвристический метод, направленный на поэтапное развитие творческой деятельности детей. Благодаря этому методу у детей создается целостный образ от услышанной музыки, от воспроизведенного в речи и изображенного в рисунке. Педагог предлагает познакомиться с творчеством русского композитора А.К.Лядова, который очень любил русские народные песни и сказки и поэтому создавал симфонические сказки. Знакомит детей с симфонической сказкой «Кикимора». Вместе с детьми прослушает сказку по музыкальным фрагментам, знакомя с музыкальной характеристикой ее персонажей, предлагает детям передавать движения Кикиморы и кота Баюна. Дети передают угловатость движений Кикиморы и пластику кота Баюна. Возникнувшие чувства и эмоции дети отражают в своих рисунках. Накопление музыкальных впечатлений развивает воображение детей, увлеченность и помогает активному музыкальному восприятию. Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей. Например, на занятии по теме «Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» дети самостоятельно создают пиктограммы и затем используют их при пересказе. На занятии по теме «Автопортрет» дети составляют описательный рассказ своего лица. На таком занятии сочетаются репродуктивный и исследовательский методы. Это помогает им при составлении рассказа. При проведении таких занятий можно использовать аппликационномеловой рисунок, который создается и оживает в процессе чтения произведения. Меловой рисунок на доске – это наброски леса, поля и т.д. Рисунки для аппликаций дети создают и вырезают вне занятий, а наклеивают по ходу занятия. Рекомендации: Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо: 1. Систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю. 2. Увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы. 3. вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая Разработка содержания. 4. Подбор технического оснащения. 5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
|
|||||||
|