|
|||
Главным божеством в этот период становится Зевс, называемый «царем богов и людей». Он победил титанов и Кроноса и стал главой олимпийской общины. Если во многих восточных мифологиях верховное божество практически не имеет недостатков, то Зевс, как и любой
2. Понятие мифа. Современные и античные теории мифа. Пы. Сы. От лизы- ЕСЛИ ТЫ ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА ИЛИ МАЛЬЧИК ТО ТЫ ПОЙДЁШЬ И ПРОЧИТАЕШЬ ВНИМАТЕЛЬНО БОЛЬШУЮ И СЛОЖНУЮ СТАТЬЮ СТЕблина- КАМЕНСКОГОhttp://norroen.info/articles/steblink/myth/theories.html, А ЕСЛИ НЕТ, ТО ВОТ вам МОЯ БЕЗДАрНАЯ ВЫЖИМКА ИЗ НЕЁ.
М. И. Стеблин-Каменский определяет миф как «повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».
Традиционное же определение мифа принадлежит И. М. Дьяконову. В широком смысле мифы — это прежде всего «античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы богов и героев — поэтические, иной раз причудливые».
Античные мифы- первые были вошли в систему знаний европейцев, слово «миф» пришло из греческого (перевод- придание, сказание).
Мифы заключают · историческую память народов, · философский смысл, · являются источником познания. Те, кто изучает мифы, всегда имеет дело не с мифами, а только с тем, что было когда-то мифами, но в результате подстановки современного сознания на место мифического превратилось в вымысел, который осознается как вымысел и поэтому вполне может что-то «значить». Сущность мифа — то, что пока он был мифом, он принимался за правду, как бы он ни был неправдоподобен, — оставалась непонятой на протяжении всей античности, а также и в новое время вплоть до эпохи романтизма. Непонятым оставалось и то, что возможно творчество, которое подразумевает неосознанное авторство, и что возможны произведения, за которыми не стоит никакой индивидуальный автор. · ГРЕКИ И ВСЯКИЕ АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ- ЭМПЕДОКЛ В 5 ВЕКЕ ДО Н.Э.- ТРАКТОВАЛИ МИФЫ АЛЛЕГОРИЯМИ ПРИРОДЫ, НРАВОУЧЕНИЙ, ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ИХ ИЗНАЧАЛЬНОМ СОЗДАНИИ, ТО ЕСТЬ ИХ КАК БУДТО СНАЧАЛА БЫЛ КАКОЙ ТО СМЫСЛ, А ЕГО КАК БЫ МОДИФИЦИРОВАЛИ И ДЕЛАЛИ МИФОМ. · В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ- БОКАЧЧО В ГЕНЕАЛОГИИ БОГОВ- ТОЖЕ ЗАНИМАЛСЯ АЛЛЕГОРИЧНЫМ ТОЛКОВАНИЕМ МИФОФ. · В ЭПОХУ ГУМАНИЗМА- БЭКОН В МУДРОСТИ ДРЕВНИХ- АЛЛЕГОРИИ МОРАЛИ И ФИЛОСОФСКИХ ИСТИН. · ЭПОХА РОМАНТИЗМА- ОТКРЫТИЕ- НАКОНЕЦ МИФЫ ТОЛКУЮТ КАК «ПРАВДУ»- НО У РОМАНТИКОВ ПРАВДА- ЭТО ПОЭЗЗИЯ, ТО ЕСТЬ ХУДОЖ ТВОРЧЕСТВО, ВЫМЫСЕЛ. ТУТ ЕСТЬ НЮАНСЫ И ПАРАДОКСЫ ИЗ- ЗА ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКИ, ОДНАКО ВСЕ РАВНО КЛЮЧЕВАЯ ЭПОХА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ МИФА, ТК НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ ТЕОРИЙ СТАЛА ОЧЕВИДНА. Шеллинг- «Философия мифологии»- развил грандиозную, но совершенно фантастическую концепцию происхождения всякой мифологии из абсолютного тождества божества, т. е. из монотеизма, он вместе с тем был первым, кто отверг понимание мифологии как поэтического или философского вымысла. Он настаивал на необходимости понимания мифологии «изнутри», т. е. как самостоятельного мира, который должен быть понят в соответствии с его собственными внутренними законами. · ПОСЛЕ РОМАНТИКОВ- ПОЭТОВ ПОЯВИЛИСЬ УЧЕНЫЕ- НАТУРМИФОЛОГИ- стали толковать мифы как поэтические описания природы, а древних богов как олицетворения небесных светил, то эти толкования были, как правило, просто бездарной поэзией, выдаваемой за науку. Наибольшее распространение в Германии. БЫЛА СОЛЯРНАЯ (ВСЕ МИФЫ ТИПО СВЯЗАНЫ С СОЛНЦЕМ, ДАФНА ЭТО ЗАРЯ А АППОЛОН ЭТО СОЛНЦЕ И ТИПО ЗАРЯ ВОТ ОН БЕДИТ ЗА НЕЙ СОЛНЦЕ НАСТУПАЕТ, А ДАФНА КАК ЗАРЯ УХОДИТ В ЗЕМЛЮ И ВЫРАСТАЕТ ИЗ НЕЕ ЛАВРОМ) И ЛУНАРНАЯ (ТИПО ВСЕ МИФЫ СВЯЗАНЫ С ЛУНОЙ что Пенелопа со своими женихами — это луна среди звезд; Гиацинт, убитый Аполлоном, — это луна, затемненная солнцем; ящик Пандоры — «лунный ящик» и т. д. и т. п. )ВЕТВИ ШКОЛЫ. САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ СОЛЯРНЫЙ Макс Мюллер- ОН сочетает натурмифологическое толкование с теорией, согласно которой миф — это своего рода болезнь языка (Мюллер был очень эрудированным лингвистом и переносил лингвистические методы в науку о мифах). Картины природы и мюллеровских толкованиях мифов получались всегда вполне благопристойными, но довольно однообразными. · ПОСЛЕ НАТУРМИФОЛОГОВ ПРОСТО МИФОЛОГИ КОТОРЫЕ СЧИТАЛИ ЧТО МИФЫ МОГУТ «ЗНАЧИТЬ» ЧТО УГОДНО(не только небесные тела или явления природы, но и те или иные качества, силы, идеи и вообще все что угодно, например тот или иной социальный статус.), тем самым игнорируя то, что пока миф был мифом в собственном смысле слова, его персонажи были просто реальностями, а не обозначениями каких-то реальностей. · ПОТОМ БЫЛИ СТРУКТУРАЛИСТЫ- ГЛАВНЫЙ ЛЕВИ СТРОСС- ниже. Короч в статье которая очень странно изложена последовательность, тк автор два раза начинает таймлайн, он сейчас снова вернулся к античности, чтобы начать разговор о сравнительном методе. Странно это конечно, но я не знаю что делать, поэтому пусть тут тож будет так. o ГЕРОДОТ ( Посейдон из Ливии, Вакх — из Египта и т. д. )ЗАЛОЖИЛ основы сравнительного метода в мифологии. Т.е. Толкование мифов издавна заключалось не только в попытках установить, что данный миф значит, но также и в попытках найти параллель к нему в мифологии другого народа и установить, откуда этот миф или этот мотив мог быть заимствован. o ИЗ сравнительного метода-ПАНВАВИЛОНСКАЯ ТЕОРИЯ-основой мифов всего мира послужили космогония и астрономия вавилонян, особенно их звездные мифы (панвавилонисты сочетали сравнительный метод с натурмифологией). o ОТТУДА ЖЕ ТЕОРИЯ СУФУСА БЮГГЕ, крупнейшего норвежского учёного, была очень популярна ввиду его невероятной эрудиции. Его теория происхождения эддических мифов из различных христианских и позднеантичных повествований, якобы усвоенных викингами во время их походов на Британские острова, имела большой успех, и ее абсурдность далеко не сразу была замечена (теория Бюгге предполагала, как потом стало ясно, что викинги, ворвавшись в тот или иной монастырь, сразу же, вместо того чтобы заняться грабежом, бросались в монастырский скрипторий и там взахлеб читали латинские рукописи редчайших памятников и потом сочиняли мифы, в которых использовали приобретенную эрудицию). o ОБРЯДОВАЯ ТЕОРИЯ- представления, что мифы — это примитивная наука, что их основная функция — объяснительная и что, в частности, есть мифы, которые придуманы для объяснения обряда - вылилась из «Золотой ветви» Фрейзера. Изучение мифов и обрядов культурно отсталых народов показало, что дело обстоит гораздо сложнее, чем это предполагает обрядовая теория мифа. ТАК ЧТО НЕСОСТОЯЛАСЬ ПОТОМУ ЧТО АБСУРДНА ИДЕЯ ПЕРВИЧНОСТИ ОБРЯДА К МИФУ o ФРЕЙД ТОЛКОВАЛ МИФЫ КАК СИМВОЛЫ. Однажды, предполагает Фрейд, сыновья старого самца, изгнавшего их из первобытного стада и завладевшего всеми самками, восстали против своего отца и съели его, но потом их стали мучить угрызения совести. Чтобы устранить соперничество между собой, они установили табу на кровосмешение (так возникла мораль!). Они отождествили своего отца с тотемным животным, почитали это животное как бога и поедали его мясо только на торжественных пирах-поминках (так возникла религия!). НУ ТУТ ЯСНО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НЕТ ЭТО ПРОСТ ОСТРОУМНО o ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ФРЕЙДА Мифы стали понимать как «массовые сновидения», как выражение «коллективного подсознательного». Миф — это «сохранившийся фрагмент детской психической жизни народа, а сновидение — это миф индивидуума». o ПО ЮНГУ- Психология современного человека — это его «индивидуальная мифология», а мифология — это «коллективная психология». ОН СЧИТАЛ ЧТО ЛЮДИ ВРОЖДЁННО САМИ СОЗДАЮТ ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ- АРХЕТИПЫ. Так, архетип «божественная дева» (Юнг называет его также «Кора» по одному из имен греческой богини Персефоны, дочери Деметры) может выступать в облике девушки, девушки-матери, танцовщицы, менады, нимфы, сирены, кошки, змеи, медведя, крокодила, саламандры, ящерицы и т. д. Архетип этот выражает что-то в подсознательном женщины, но он встречается также в мифах. СМЫСЛ АРХЕТИПА ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА, ПОЭТОМУ САМЫМ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЦЕЛЬ КАК ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЛИЧНОСТИ o СТРУКТУРАЛИЗМ в изучении мифов разработал с большим талантом французский этнограф Клод Леви-Стросс. Структура мифа это и есть его содержание По его мнению, миф — это совокупность всех его вариантов. Миф может быть разложен на несколько «кодов». Например, выделяется «кулинарный код» мифа, т. е. то, что в мифе говорится о приготовлении или потреблении пищи. Подобным же образом могут быть выделены «социологический», «космологический», «астрономический», «этический» и разные другие коды. ОН ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТ АНАЛОГИЮ СТРУКТУРЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ И СТРУКТУРОЙ МИФА И ОДНОВРЕМЕННО ОПРОВЕРГАЕТ АНАЛОГИЮ МИФА И ЯЗЫКА. ОН ВООБЩЕ СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧИТ СТО РАЗ. ТО СТРУКТУРА МИФА ЕСТЬ АЛГЕБРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ, А ПОТОМ ОН ГОВОРИТ ЧТО У ДРЕВНИХ ЛЮДЕ ВООБЩЕ БЫЛА ДРУГАЯ АЛГЕБРА НЕ КАК УНАС И ВООЩЕ НЕ БЫЛО АЛГЕБРЫ ШТО??? НО ТАК И ЕСТЬ КРЧ ГЛАВНОЕ ЧТО СТРУКТУРА И ОН ЕЁ ИЗУЧАЛ И ОБЛИЗЫВАЛ. ЕГО РАБОТА «Мышление дикаря» УПОМИНАЕТ КАК РАЗ ЧТО «мифическое мышление» первобытного человека было совсем не тождественно современному мышлению. o Леви- Брюлль отстаивал позицию того, что «прелогическое» мышление древних людей в корне отлично от современного. Сущность первобытного мышления Леви-Брюль определял как его «мистичность», т. е. подчиненность вере в сверхъестественные силы. В сущности к этой вере сводится и так называемый «закон сопричастия» (т. е. мистического сопричастия или мистических связей), который, по Леви-Брюлю, — основа первобытного мышления. ЗНАЧЕНИЕ ЕГО РАБОТ ВЕЛИКО ДЛЯ НАУКИ О МИФАХ ТАК КАК ОН КАК РАЗ СТАЛ ОТСТАИВАТЬ ЧТО ПСИХОЛОГИЯ БЫЛА НА ДРУГОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И ПОЯВЛЕНИЕ МИФОВ РАЗНЫХ НАРОДОВ ОБУСЛОВЛЕНО ТОЙ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТАДИЕЙ ЕЁ РАЗВИТИЯ. 10. Родословные древа богов у Гесиода и его дальнейшее развитие. Пы. Сы. От лизы. Гесиод написал Теогонию в 8- 7 веках до н.э. Там он как раз эту генеалогию и приводит многослойно. С википедии беру скрины с древами. Во почитайте если вы хорошая девочка или мальчик Лосева (там вступление к самой поэме) http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/31.htm и ещё вот тута http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/1-1-2-2.htm Теого́ния (греч. Θεογονία, «происхождение богов») — поэтическое сочинение Гесиода (VIII — VII века до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе. · Элементы эпического стиля. · Смена общественных укладов в доклассовом обществе (например переход от матриархата к патриархату) · Борьба старших и младших богов · Очеловеченные боги эпоса- самые молодые. (которые неочеловеченные, они старше, типа Ночь- Нюкта она не антропологична) · И родословная богов, и история происхождения мира · Система мира- показатель созревания философских понятий из мифологии- мифологические образы Хаоса, Земли и Эрота являются предшественниками философских понятий пространства, материи и движения. У Гесиода, однако, они еще в полной мере сохраняют свой мифологический характер. Хаос и Земля — это божественные существа, которые порождают из себя новые существа, в свою очередь вступающие между собой в браки и становящиеся родителями других богов. · В систему родословной Гесиода входят не только реально почитаемые боги, но и олицетворение тех сил, воздействующих на людей: Труд, Забвение, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Раздоры, Лживые речи и т. п. · В поэме значительное место занимают сухие перечисления имен, «каталоги» мифологических фигур. · Подробно описаны переходы власти от поколения к другому. · В Мифах о старых богах- много архаических грубых черт, например миф о Кроне, оскопляющем своего отца Урана (Небо) и пожирающем собственных детей из боязни потерять владычество. · Венец повествования- победа Зевс всемогущего блюстителя справедливости- над Титанами и другими чудовищами прошлого. Укрепив свою власть, Зевс берет в жены Метиду (Премудрость), затем Фемиду (Правосудие), которая рождает ему Законность, Справедливость, Мир и богинь судьбы Мойр. · Вскользь, как перечисление об системе олимпийских богов, вокруг которых было тогда основное мифотворчество и почитание, т.к. для крестьянина Гесиода они стаются чуждыми.( религия Аполлона Дельфийского приобретала аристократическую окраску, Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин», которая также приписывалась Гесиоду. Дошли до нас лишь отрывки. (сказания о «героинях», «прародительницах», к которым возводили себя греческие роды. Подобно тому, как «Теогония» приводила богов в систему единой родословной, «Каталог» содержал обширную родословную героических родов и являлся как бы сводом героических преданий различных областей Греции. Предания излагались кратко, в порядке перечня, без установления сюжетной связи между ними) Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что его «Работы и дни». Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества. · Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как «каталогического», так и чисто «наставительного» эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII — VI вв. · Античная критика хоть и отмечала сухость повеств., но высоко ценила воспитательное значение его поэм. 15. Олимпийская мифология. Небесный характер олимпийской религии Три этапа религии греков- Хтонический (доолимпийский), Олимпийский, классический. Тут говорим про второй Ее принято называть олимпийской религией, потому что по представлениям греков древнейшей эпохи боги жили на Олимпе — самой высокой горе Северной Греции. Затем появился небесный Олимп, отделенный от земного. Олимпийская религия сложилась при патриархально-родовом строе, и его институты наложили на нее свой отпечаток; в то же время она сохранила следы влияния матриархата и первобытных культов. Характеры и «сферы влияния» двенадцати олимпийских богов постепенно складывались в мифах и были в художественной форме закреплены в поэмах Гомера и Гесиода. · Зевс, · Гера, · Посейдон, · Аполлон, · Артемида, · Афина, · Гермес, · Apec, · Гефест, · Деметра, · Афродита, · Гестия · Олимпийские боги у них поразительно напоминают по своим характерам и наклонностям людей, а весь олимпийский пантеон — земную патриархальную семью, или род. Во главе этого рода стоит верховный олимпийский владыка — Зевс, «отец богов и людей», как его называет Гомер. В воображении древних он рисовался в виде могучего мужчины с львиной гривой волос, ниспадающих на плечи. Мощь Зевса настолько велика, что одно движение его бровей сотрясает Олимп. Он бог грома и молнии, карающий и всемогущий, податель благ. Главным божеством в этот период становится Зевс, называемый «царем богов и людей». Он победил титанов и Кроноса и стал главой олимпийской общины. Если во многих восточных мифологиях верховное божество практически не имеет недостатков, то Зевс, как и любой человек, не идеален и напоминает земных царей, мстительных, коварных, властных. Влияние и сила остальных олимпийцев определялись степенью родственной близости к верховному владыке, как и в патриархальном роде на земле. Очень часто Зевсу приходилось изменять свой облик, чтобы оказаться рядом с возлюбленной. Европе он явился в виде быка, Леде — в образе лебедя, а к Данае пришел золотым дождем. Представители греческой аристократии хотели, чтобы их почитали как потомков богов, поэтому и появилось множество мифов о связях Зевса со смертными женщинами. Каждый из богов был олицетворением стихии (Посейдон — бог морей) или какой-либо стороны человеческой деятельности и жизни вообще (Артемида — богиня охоты, Гефест — бог кузнечного ремесла). · Олимпийские боги, в отличие от деспотичных, загадочных («хтонических») восточных богов, рассматривались как существа хотя и могущественные, но близкие и понятные человеку. Им присуще все то, что свойственно людям: способность есть и пить, любить и ненавидеть, а также иметь физические недостатки (бог кузнечного ремесла Гефест – хромой). Подобный антропоморфизм – очеловечивание богов – присущ в целом античному мировоззрению, античной культуре. · Античные религии носили недогматический характер и отличались веротерпимостью, античный мир не знал религиозных войн, как это было в Средние века. · Она была тесно связана с полисом. Полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные возможности и способности каждого человека. Именно они были возведены в высший принцип: свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин – таков идеал античности. · В достижении идеала важную роль сыграло соединение чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала в древнегреческой морали. Агон, т.е. состязательное начало, утверждает в греческом обществе идею о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение.
Главное- Боги Олимпа находятся высоко в небе, и в мифах повествуется именно об олимпийских небожителях. Греки не вдохновлены идеей загробой жизни, им важна жизнь человеческая, и то, как высшие силы потворствуют тому, что происходит на земле сейчас. Миф об Аиде как боге нежеланном, пугающем небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства. 20. Восточные божества в греческом пантеоне. Сарапис, Кибела, Исида, Осирис, Анубис, Ормузд, Митра, Гор (я очень мало инфы сначала нашла, поэтому Тимашков и Полина Сергеевна просто сказали мне имена богов которые тут можно задействовать) Новая Эллинистическая эпоха- >восточные походы Александра-> пополнение пантеона- >В Сирии эллинизация Атаргаты-> в Египте Исида ассоц. С Деметрой Эллинистическая религия- от широких слоёв населения (а философия- от привилег. Слоёв)- синкретизм- яркое восточное влияние Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, приобретали новые черты, менялись формы их почитания. Некоторые восточные культы (Исиды, Кибелы и др.) почти в неизмененной форме воспринимались греками. Получают распространение универсальные божества (при сохр. В разн. Регион. Различий в пантеон. И формах культа)- главные культы, сложившиеся на востоке синкретические культы проникли в полисы Малой Азии, Греции и Македонии, а затем и в Западное Средиземноморье-> · Зевс+Ваал (финикия)+Амон (египет)+ Бел (вавилон)+Яхве(иудея)+(какие то другие главные боги)= Зевс Гипсист(Высочайший), Пантократор(Всемогущий), Сотер(Спаситель), Гелиос(Солнце) · Культ Диониса с мистериями=Осирис(египет)+ Сабазий+ Адонис (малая азия) · Исида+Мать богов (малая азия)= разные богини- матери, например Деметра Серапис- Сарапис · Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сараписа, божества, обязанного своим появлением религиозной политике Птолемеев. По-видимому, сама жизнь Александрии, с ее многоязычием, с разными обычаями, верованиями и традициями населения, подсказала мысль о создании нового религиозного культа, который мог бы объединить это пестрое чужеземное общество с коренным египетским. Атмосфера духовной жизни того времени требовала мистического оформления такого акта. Источники сообщают о явлении Птолемею во сне неизвестного божества, об истолковании этого сна жрецами, о перенесении из Синопы в Александрию статуи божества в виде бородатого юноши и о провозглашении его Сараписом — богом, объединившим в себе черты мемфисского Осириса-Аписа и греческих богов Зевса, Гадеса и Асклепия. Главными помощниками Птолемея I в формировании культа Сараписа были афинянин Тимофей, жрец из Элевсина, и египтянин Манефон, жрец из Гелиополя. Очевидно, они сумели придать новому культу форму и содержание, отвечавшие запросам своего времени, так как почитание Сараписа быстро распространилось в Египте, а затем Сарапис вместе с Исидой стали популярнейшими эллинистическими божествами, культ которых просуществовал до победы христианства. Кибела— · Первоначально фригийская богиня, · Олицетворение матери-природы, греки ассоц. С Реей · Почиталась и в большей части областей Малой Азии и через колонии там проникли к грекам. · Спутниками богини считались корибанты, куреты и идейские дактили. · Любимец- прекрасный юноша Аттис · В Афинах ей был посвящен храм, с ее названием, работы Фидия или Агоракрита. В Фивах храм ей построил поэт Пиндар. · В Риме, в 204 г. до Р. Х., согласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно — метеорит), из ее храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа К.; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи · Привлекали внимание зрителей искупительные жертвы К. — тавроболии и криоболии (посвящение в культ путем орошения бычачьей или бараньей кровью). · Античное искусство представляло К. в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окруженном львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве. Исида · Богиня была хорошо известна грекам и римлянам как жена Осириса. · Её отождествляли с Деметрой, с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио. · Некоторые считали, что она стала созвездием Девы, поместила Сириус на голову Пса. Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами. · Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора). · В эпоху эллинизма Исида обрела широкую популярность среди греков. Ее связывали с любовью и справедливостью и материнской любовью ко всем людям. Поклонявшиеся ей обязывались вести высоконравственную жизнь. · В произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой. · Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всём Средиземноморье. · Известны её храмы (лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. · В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). · В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. · На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей. Анубис · В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис приходился сыном Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой. · Также он сравнивает Анубиса с Гекатой — божеством, общим для небес и преисподней; считает, что Анубис обозначает время. · Плутарх считал, что одно имя Анубиса выражает отношение к высшему, а второе Германубис — к низшему миру. Германубис в античной мифологии сочетал в себе внешность Гермеса (древнегреческая мифология) и Анубиса (древнеегипетская мифология, был сыном Осириса и Нефтиды и разделял обязанности Анубиса (проводник душ). · Страбон упоминает, что Анубис — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе. · Согласно Вергилию, Анубис изображён на щите Энея. · Ювенал упоминает о почитании божества в Риме. Осирис · Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляют с греческим Дионисом. · Диодор отмечает его связь с Приапом. · Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию. · Имя сераписа переводится как «ставший Аписом Осирис» Ормузд · Феокрит писал в «Ворожее» об «ассирийском госте», который пожаловал в элладу через открытую Александром для Востока дверь, «высший гений добра» Ахура- Мазда (Ормузд), и ещё Ангра- Маньо, его злой противник. · Древние греки уже знают Ормузда (под именем Oromazes, Oromasdes) как источник всего доброго, возникший из чистейшего света, а на клинообразных надписях Бисутуна (эпохи Дария I) он уже называется "величайшим из богов". Митра · Божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом. · Геродот писал о ней, как о женском божестве, не имеющем чёткого объяснения. · Ассоциировалась с Аполлоном, Гелиосом, Афродитой · Э. А. Грантовский видит в текстах о ней андрогинную сущность Митры. · Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах. · В произведении Ксенофонта «Домострой» Митрой клянутся некоторые персонажи. · Согласно некоторым источникам, Дарий 3 клянётся ей перед битвой. · Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митру · По изложению Плутарха, Митра занимает середину между Ормаздом и Ариманом, и потому его называют посредником. · Лукиан упоминает золотую статую Митры, а Нонн отмечает почитание Митры в Бактрии и Вавилоне. · В известном своими мистификациями сочинении Псевдо-Плутарха «О реках» приведен рассказ о том, как Митра, желая иметь сына, но, ненавидя женщин, совокупился со скалой, которая породила сына Диорфа, а тот, когда вырос, был убит Аресом и превратился в гору, на которой выросло необычное дерево. Де Йонг приводит к сюжету ряд параллелей: хеттскую «Песнь об Улликумми», Армилле из еврейского фольклора, рассказ об Агдистис, эпос нартов и рассказ об Амирани, и считает, что упоминание может отражать существовавший мотив. Гор · Гор упоминается рядом греческих авторов как сын Осириса, египетское божество. · Геродот отождествлял его с Аполлоном. · Созвездие Гора греки называли Орионом. · Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти. Это сопоставление было достаточно распространено. · В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом, то есть одновременно с Марсом.
|
|||
|