Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция по разбору. Ничуть меня то не тревожит;



Инструкция по разбору

 

Тема: «ХС часть V: разбор произведений, исполнение басен и стихотворений малых форм». Программа: «Путь актёра», «Театральная лаборатория», «Театральная лаборатория +», «Мастерство актёра».

 

    Как удержать внимание аудитории от начала выступления до его завершения? Если бы зрители не слушали вашу речь, а, к примеру, «сидели» в телефоне или разговаривали с «соседом» или открыто зевали и поглядывали на часы, выражая тем самым свою незаинтересованность в том, что вы говорите, то вам, как минимум, было бы неприятным такое отношение публики к своей персоне. Чтобы этого избежать, необходимо следовать правилам успешного выступления. Сегодня мы поговорим о «подаче» текста.

 

Давайте, не вдаваясь в сложные подробности, попробуем разобрать часть басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

 

1. Для начала ознакомьтесь с полным текстом басни. Обратите внимание на то, что помимо слов, в тексте присутствуют знаки препинания и пробелы.

 

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит",

Ей с Дубу ворон говорит:

"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-

"Пусть сохнет", говорит Свинья:

"Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-

"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:

"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

2.Кроме того, что знаки препинания помогают точно выразить авторскую мысль, детали и оттенки произведения, они «подсказывают» нам о расстановке нужных пауз при озвучивании текста. Паузы могут быть длинными и короткими, которые в свою очередь могут делиться (с позиции театрального подхода к разбору)  по продолжительности в зависимости режиссёрской задумки и предлагаемых обстоятельств. К примеру, драматурги при написании пьес в случае крайней необходимости делают в тексте ремарку, то есть уточняющее или дополняющее какие-либо детали замечание. При чтении такого произведения вы можете неоднократно встретить слово «пауза», что указывает читающему на важность её наличия в конкретном месте.

Как я уже говорила выше, пробелы могут указывать на постановку пауз так же, как и знаки препинания. Сделав необдуманную «остановку» в той или иной части строки, вы можете ненамеренно поменять её смысл. Чтобы этого не случилось, важно определить главное слово, от которого будут выстраиваться некоторые паузы (независимо от знаков препинания). Давайте  для примера разберём пару первых строк басни со смещением акцента: а) от лица Свиньи, б) от лица Дуба.

 

а) СВИНЬЯ(микропауза, в дальнейшем – «|») под Дубом вековым |

Наелась желудей | ДОСЫТА, | ДО ОТВАЛА; (макропауза, в дальнейшем – «||»)

В данном случае, первая микропауза, обозначенная одинарной чёрточкой - |, помогает рассказчику сделать акцент на главной героине – Свинье, вторая – отделить первую строку от второй, третья – поставлена перед словом «досыта», значение которого для Свиньи является очень важным, а четвёртая чёрточка - после «запятой», что логично, ведь любой знак препинания является показателем необходимой паузы.

Макропауза поставлена после слова «до отвала» (где также присутствует знак препинания «;», предполагающий наличие «остановки»), поскольку, по режиссёрской задумке, здесь можно «посмаковать» момент «сытости»Свиньи и не торопиться к переходу на следующую строку.

 

б)Но те же самые строки можно прочитать совершенно иначе, если посмотреть на «происходящее» с позиции Дуба.

Свинья под |  ДУБОМ вековым |или ||

Наелась жёлудей до сыта, |до отвала; |

    Здесь первая микропауза поставлена перед словосочетанием «Дубом вековым», где «дубом» является главным словом, на которое делается ударение, а вековым, как бы его «хвостом». При этом всё словосочетание произносится без паузы, как единое целое.

    Следующая, вторая микропауза стоит после словосочетания «Дубом вековым», она, как нам уже известно из примера под буквой «а», во-первых отделяет одну строку от другой, во-вторых, при условии включения в этот фрагмент режиссёрской задумки, может послужить оценкой весомости Дуба в контексте басни. Отталкиваясь от задумки, в данном случае микропауза может разрастись до макро.

    Третья и четвёртая микропаузы подчёркивают знаки препинания.

 

3.Также, при чтении произведения, важно следить за повышением (далее - ↑) и понижением (далее - ↓) интонации в конце строк. Если точка намекает нам на понижение голоса, поскольку предложение уже закончено, то, к примеру, запятая говорит о его повышении.

 

Свинья под Дубом вековым

Наелась жёлудей до сыта,до отвала;

 

    В данном случае интонация повышается во всех отмеченных местах, так как предложение ещё не окончено.

 

Совместим символы паузы и повышения/понижения интонации воедино (от лица Свиньи):

 

СВИНЬЯ | под Дубом вековым | ↑

Наелась желудей | ДОСЫТА, | ↑ ДО ОТВАЛА; || ↑

Для закрепления материала вы можете разобрать весь текст басни И. А. Крылова, ориентируясь на вышеприведённые примеры.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.