Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Организационная структура, содержания и ремонта лесовозных дорог



 

Лекция 12(Салминен стр 291-293;)

Тема: Организационная структура, содержания и ремонта лесовозных дорог

Для правильной организации и проведения работ, обеспечивающих надежное эксплуатационное состояние дорог, необходимо знание природных условий каждого участка и предвидеть, какие изменения произойдут в связи со строительством дороги.

В результате изучения водно-теплового режима должны быть

намечены мероприятия, необходимые при содержании и ремон- те земляного полотна и обеспечивающие сохранение дорожных одежд.

Дорожная служба организуется в каждом лесном предприятии для содержания и ремонта эксплуатируемой сети дорог, строительства временных дорог — усов. Работа дорожной службы осуществляется на основе годового плана работ по содержанию и

ремонту дорог, составляемому на основе весеннего обследования. Основной единицей дорожной службы является дорожно- мастерский участок, возглавляемый мастером, которому подчинены ремонтные бригады и бригады по строительству усов. За

дорожным мастером закрепляют необходимые машины, оборудование и инструмент. Численный состав бригады для обслуживания участка устанавливают, исходя из объема и характера работ по содержанию и ремонту дорог и наличия средств механизации.

Для содержания и текущего ремонта дорог лесотранспортную сеть разделяют на дорожно-мастерские участки протяжением 35...50 км приведенной длины. Для определения приведенной длины дорог установлены следующие переводные коэффициенты: 1,2 — для грузосборочных магистралей с цементобетонными или асфальтобетонными покрытиями; 1,0 — для магистралей лесных дорог; 0,75 — для служебных дорог и веток независимо от типа покрытия; 0,5 — для усов летнего и зимнего действия.

 Потребность рабочих на содержание и ремонт 1 км приведенной длины дорог можно определить по формулам: для дорог с гравийными и щебеночными покрытиями в 

неморозный период

 Содержание дорог. Содержание дорог в исправности предусматривает выполнение следующих работ по сезонам года.

Весной — очистка от снега и отвод воды с проезжей части и обочин; обеспечение исправной работы водоотвода для скорейшего просыхания дороги; ограждение мест с недостаточной прочностью и признаками пучения укладкой временных щитов; 

устройство на обочинах пучинистых участков воздушных поперечных ровиков с уклоном дна 40...50%о в сторону откоса, шириной 0,25...0,5 м через 3...4 м в шахматном порядке, на глубину, соответствующую толщине дорожной одежды; закрытие движения по грунтовым и гравийным дорогам на период распутицы; раскрытие отверстий водопропускных сооружений; пропуск ледохода под мостами; уборка снегозащитных щитов; после достаточного просыхания (при достижении влажности близкой к оптимальной) — планировка проезжей части.

Летом — обеспечение ровности покрытия систематической планировкой поверхности; обеспыливание дорог с грунтовыми, грунтогравийными и гравийными покрытиями; обеспечение равномерного износа покрытия; ликвидация размывов обочин; пропуск воды по канавам и другим водоотводным сооружениям с их очисткой в отдельных местах от ила; скашивание травы и вырубка кустарника на обочинах; устранение неисправностей мостов и труб; приведение в порядок дорожных знаков и указателей.

Осенью — обеспечение водоотвода с устранением рытвин, выбоин и колей, где может задержаться вода; подготовка и установка снегозащитных щитов; закрытие перед снегопадом отверстий труб и малых мостов; выравнивание поверхности проезжей части

профилированием перед началом заморозков.

Зимой — борьба со снежными заносами и гололедом; постройка снежно-ледяных и ледяных покрытий и ледяных переправ.

Борьба с пучинами и их предупреждение. Пучинами 2 называют

местные выпучивания земляного полотна (рис. 9.4), происходящие в зимнее время. Пучины, образующиеся при избыточном увлажнении земляного полотна атмосферными осадками и несвоевременном их отводе, называются поверхностными. Если причиной

возникновения пучин являются высокое поднятие уровня грунтовых вод в осенний период и влагонакопление в зоне промерзания, пучины называют гидрологическими, или коренными. Температурные коренные пучины возникают при длительном периоде

промерзания грунта, когда за счет большой разницы температур парообразная вода из глубины перемещается в верхнюю часть земляного полотна. При замерзании вода, накопившаяся в верхней части насыпи или грунтового основания, увеличивается в объеме

на 10 % и минеральные частицы грунта раздвигаются, грунт увеличивается в объеме, что приводит к местным поднятиям поверхности дороги до 30 см.

Характеристикой пучения грунтов является коэффициент пучения, измеренный в процентах и представляющий собой отношение величины подъема поверхности hп к глубине промерзания грунта Hпр: -

Для предотвращения возникновения пучин в процессе содержания дороги в первую очередь необходимо обеспечить надежнуюработу системы водоотвода. Для этого следует: не допускать застаивания воды в кюветах и резервах; при малых продольных уклонах

водоотводных канав (менее 3 %6) через каждые 100...300 м устраивать выпуск воды в пониженные места; на равнинных участках местности при затрудненном водоотводе устраивать испарительные бассейны на расстоянии 70... 100 м от дороги; устраивать 

нагорные канавы; в выемках вместо кюветов устраивать глубокие лотки. Для быстрого оттаивания грунта земляного полотна и выпуска воды из-под дорожной одежды весной необходимо очищать снег не только с обочин, но и с откосов.

При выполнении ремонтных работ предусматривать 

повышение высоты земляного полотна, отсыпку дополнительного слоя из дренирующего грунта, устройство теплоизолирующего слоя, воронок 7 и 5на обочинах для отвода воды из верхних слоев грунта земляного полотна (рис. 9.4, в).

При обнаружении пучин в зимний период следует эти участки дороги покрывать смесью песка или шлака с опилками. Особенно опасны пучины на железных дорогах. При 

возникновении пучины от нее должны быть сделаны плавные отводы с крутизной i< 3 %о на магистралях и i < 5 %о на ветках. Отводы устраивают, подкладывая под рельсы пучинные карточки или нашпальники различной толщины. Если пучины расположены одна за другой на расстоянии менее Юм, вместо отводов делают постепенный переход с одной вершины на другую (рис. 9.5). В весеннее время при оттаивании балласта и земляного полотна пучины осаживаются и пучинные карточки постепенно снимают.

Если в период распутицы невозможно полностью прекратить движение, следует устраивать объезды пучинистых участков, прокладывая по обрезу временный путь из деревянных щитов, или укладывать деревянные щиты (без шпал) на слой песка или 

шлака, заранее отсыпанного на проезжую часть. –

Наледи и их предупреждение. Наледями называют скопления

льда, образующиеся в результате выхода на поверхность 

грунтовой или речной воды во время сильных морозов. Выходящая на

поверхность вода и образующаяся наледь закрывают дорогу и 

отверстия водопропускных сооружений.

Наледи различаются по условиям питания — грунтовые, речные, ключевые. Грунтовые наледи возникают вследствие более глубокого промерзания грунтов под дорожным полотном по сравнению с остальной местностью, покрытой снегом. Промерзший грунт

смыкается с расположенным под водоносным слоем водоупором.

Перемычка, создающаяся из мерзлого грунта, пересекает путь движения грунтовых вод, и они скапливаются перед ней, приподнимают верхний слой грунта с образованием бугра (до 4 мвысотой), который затем растрескивается, и из него начинает 

просачиваться вода, образуя на дороге наледь (рис. 9.6).

Речная наледь возникает в результате уменьшения живого сечения водотока при нарастании слоя льда. Вода взламывает лед, выходит на поверхность и заливает прилегающую местность..

Ключевые наледи образуются в местах выхода ключей. Температура воды, выходящей из ключа, 2...3 °С, замерзать она начинает в 100... 150 м от ключа, и наледь, увеличиваясь в размерах, постепенно приближается к источнику.

Меры по предупреждению наледи заключаются в создании дренажа для осушения прилегающей местности и перехвате подземных вод. При эксплуатации дороги следует нагребать снег на лед наледеопасных участков водотоков для уменьшения опасности

промерзания водотока до дна. Ключевые наледи предупреждают закладкой глубоких перехватывающих дренажей с отводом воды в низовую сторону, за земляное полотно дороги. Для защиты дороги от грунтовых наледей создают мерзлотные пояса. При этом наледи не предотвращаются, а искусственно создаются в стороне от дороги (рис. 9.7, а).

 

Мерзлотный пояс представляет собой широкую, но не глубокую канаву, создаваемую в 50... 100 м с нагорной стороны от дороги шириной 2...3 м, глубиной 0,5... 1,0 м. Зимой канаву расчищают от снега, что вызывает быстрое и глубокое промерзание

грунта под ней с образованием искусственной перемычки из мерзлого грунта на пути грунтовых вод и образование наледи, но в стороне от дороги. Для предохранения дороги от натечных наледей создают различные заграждения (земляные валы, заборы, бревенчатые барьеры, валы из снега) (рис. 9.7, в). При ключевых наледях воду, образующую наледь, пропускают через глубокую канаву с устроенным сверху утеплением (рис. 9.7,г).

Текущий ремонт. При текущем ремонте покрытий производят выравнивание поперечного профиля, заделку колей, трещин, выбоин, ям, рассыпание высевок и мелкого гравия. Профилирование производят автогрейдерами или грейдерами. Для создания

выпуклого поперечного профиля в отдельных местах добавляют гравий и уплотняют покрытие. При ремонте земляного полотна и системы водоотвода:

• исправляют отдельные повреждения земляного полотна,водоотводных сооружений, резервов, защитных, укрепительных ирегуляционных сооружений;

• подсыпают, срезают и планируют обочины на отдельных участках;

• частично планируют откосы насыпей и выемок; в случае размыва укрепляют их камнем, щебнем, одерновкой или посевом трав;

• прочищают канавы на заплывших участках, углубляют кюветы, придавая им продольный уклон не менее 5 %о\

• до начала заморозков провешивают ось водоотводных канав в местах, подлежащих очистке от снега в весеннее время; убирают камни, хлысты и другие предметы, которые могут помешать расчистке дороги от снега;

• выполняют работы по предупреждению пучинообразования, для чего на обочинах участков, подверженных пучинообразованию, прорывают ровики до основания дренирующего слоя дорожной одежды и засыпают крупнозернистым материалом;

• исправляют небольшие повреждения отдельных элементов искусственных сооружений, частичную смену и подтяжку деталей соединений, заделку трещин, сколов.

На колейных покрытиях выравнивают колесопроводы, выправляют плиты, заменяют разрушившиеся плиты, выравнивают обочины и межколейное пространство, устраняют просадки.

Средний ремонт. Средний ремонт выполняют на основании весеннего обследования, последовательно, на отдельных участках дорог длиной 3... 5 км. Если планируется увеличение объема перевозок, одновременно с восстановлением слоя износа увеличивают толщину покрытия.

Средний ремонт земляного полотна начинают с полной прочистки водоотводных сооружений и коренной перестройки пучинистых мест. Прочистку канав ведут навстречу возможному течению воды, особое внимание уделяя заиливающимся участкам. Для выпуска воды из резервов устраивают водоотводные канавы. 

Срезают и подсыпают грунт на откосах выемок, насыпей и на обочинах с укреплением его в местах размывов. При наличии просадок земляного полотна дополнительно 

уплотняют его с улучшением отдельных участков каменными материалами. При наличии в теле насыпи грязевых мешков делают поперечные прорези для просушки внутренней части земляного полотна, затем прорези засыпают дренирующим грунтом с послойным уплотнением. При среднем ремонте щебеночных, гравийных и улучшенных грунтовых дорог восстанавливают слой износа, выполняют сплошное выравнивание 

поперечного профиля с приданием необходимых поперечных уклонов, выполняют 

ямочный ремонт.

При выполнении ямочного ремонта из ям удаляют грязь, вскирковывают 

гравий, делают отвесные стенки (рис. 9.11, я, б). Полученный при раскирковке 

материал укладывают на дно, сверху укладывают привезенный гравийный материал такого же состава, что и на дороге, и уплотняют (рис. 9.11, в).

Для сплошного выравнивания гравийные и щебеночные покрытия профилируют с добавлением нового материала до 500 м3 на 1 км покрытия. Работу начинают с очистки покрытия от грязи, пыли и ремонта больших ям, просадок, глубоких выбоин и 

колей, затем производят сплошную кирковку ям и выбоин на полную глубину, распределяют материал, профилируют, увлажняют до оптимальной влажности и уплотняют. По щебеночному покрытию после уплотнения дополнительно рассыпают мелкий щебень в количестве 1 ...2 м3 на 100 м2 покрытия.

При недостатке в гравии связующего материала следует вскирковать верхний слой и внести в него небольшую добавку суглинистого грунта (5...7%), а затем гравийный слой укатать во влажном состоянии с добавкой 30%-ного раствора хлорида кальция.

Если при дожде поверхность гравийной дороги затягивается тонкой пленкой глинистого раствора, что указывает на избыток пылеватых и глинистых частиц, верхний слой также вскирковывают, добавляют до 3 % гашеной извести и вновь уплотняют.

На дорогах с колейным покрытием увеличивают или обновляют песчаную подушку, производят ремонт частично разрушившихся плит, замену дефектных плит, восстанавливают ровность. Участки дорог, имеющие промоины в подстилающем слое, 

уступы плит более 5 см, просветы под трехметровой рейкой более 30 мм, отклонения от требуемых поперечных и продольных уклонов более 5%, разницу в уровнях колесопроводов более 10 см, выбоины и сколы на плитах, подлежат среднему ремонту. Для этого снимают все плиты на участке, добавляют слой песка в 

основание, тщательно уплотняют виброкатком, после чего плиты вновь укладывают с заменой дефектных. После укладки плит и стыковых брусков заполняют межколейное пространство и обочины песчаным грунтом до уровня поверхности плит, восстанавливают

поперечный дренаж.

На асфальтобетонных покрытиях восстанавливают слой износа на участках, где наблюдается большое число трещин, шелушение, усиленный износ или выкрашивание покрытия. Эти работы выполняют с использованием терморемонтера ДЭ-233, с 

помощью которого разогревают покрытие горелками инфракрасного излучения, рыхлят его на глубину 50 мм, перераспределяют и планируют разрыхленный материал. При необходимости добавляют новую смесь без перемешивания или с перемешиванием со

старой смесью.

К среднему ремонту относятся и работы по ремонту или замене поврежденных звеньев и оголовков железобетонных труб. Ремонт начинается с промывки внутренней части труб струей воды для выявления состояния стыков звеньев, ровности дна труб, наличия трещин и просадок отдельных звеньев. Все швы между звеньями трубы обмазывают двумя слоями битумной мастики. При просачивании воды через швы между звеньями ремонтируют гидроизоляцию. Для этого вскрывают насыпь над дефектным 

участком трубы, заполняют шов паклей, пропитанной битумной мастикой. Снаружи шов перекрывают несколькими слоями рулонного водоизоляционного материала и обрабатывают битумной мастикой. Пустоты, образовавшиеся за трубой вследствие размыва грунта, заполняют песком или цементно-песчаной смесью под давлением.

Капитальный ремонт. Капитальный ремонт является ремонтом

дорожной одежды в целом и назначается, когда прочность дорожной одежды становится значительно ниже первоначальной, предусмотренной проектом. При капитальном ремонте повышают прочность дорожной одежды, совершенствуют конструкцию 

проезжей части, устраивают новые износостойкие, шероховатые покрытия, заменяют отдельные слои дорожной одежды, устраивают дренирующие и теплоизолирующие слои для улучшения водно- теплового режима и ликвидации возможности образования пучин.

При капитальном ремонте может производиться смягчение крутых уклонов, увеличение малых радиусов, уширение земляного полотна, спрямление извилистых участков, улучшение системы водоотвода, ремонт искусственных сооружений.

Повышают прочность и усовершенствуют дорожные одежды при капитальном ремонте различными способами:

• разборкой старой дорожной одежды и устройством новой;

• разборкой только покрытия с усилением основания и 

устройством нового, более совершенного покрытия;

• использованием старой дорожной одежды в качестве 

основания с устройством сверху нового слоя покрытия и слоя износа.

Капитальный ремонт выполняется на основании проекта и сметы. Если в связи с ростом объемов перевозок по дороге необходимо перевести ее в другую, более высокую категорию, назначается реконструкция дороги.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.