|
|||
ЛЕКЦИЯ 16 «Долбяки»ЛЕКЦИЯ 16 «Долбяки»
Долбяк представляет собой режущий инструмент, выполненный в виде коррегированного зубчатого колеса, имеющего режущие кромки. При обработке зубчатых колес долбяки работают методом обкатки. По конструкции различают долбяки: - дисковые; - чашечные; - хвостовые (рис. 42). В зависимости от назначения долбяки подразделяются на: - прямозубые, для нарезания прямозубых цилиндрических зубчатых колес; - косозубые, для нарезания косозубых цилиндрических зубчатых колес; - косозубые (парные), для нарезания шевронных зубчатых колес. Долбяки изготавливаются трех классов точности: - АА - для нарезания колес 6 степени точности; - А - для нарезания колес 7 степени точности; - В - для нарезания колес 8 степени точности. Долбяки являются наиболее универсальными зуборезными инструментами, они незаменимы при обработке зубчатых колес с внутренним зубчатым венцом и при обработке блочных зубчатых колес. Точность обработки долбяками обычно выше точности обработки червячными фрезами, но производительность ниже.
Особенности работы долбяка В отличие от червячных зуборезных фрез долбяк не является универсальным инструментом. Это связано с тем, что форма эвольвенты как самого долбяка, так и нарезаемых им колес зависит от основного диаметра. Одновременно расположение эвольвентного участка на режущей кромке долбяка зависит от величины исходного расстояния. Поэтому в определенных условиях при обработке зубчатых колес долбяком имеют место следующие явления: - наложение (интерференция) профилей нарезаемых колес; - подрезание ножки или срезание головки зуба нарезаемого колеса. На рисунке показан эвольвентный участок АВ зуба первого колеса, нарезанного долбяком, на участке АС происходит зацепление со вторым колесом, нарезанным этим же долбяком. ВД – неэвольвентный участок у основания зуба колеса. Если увеличивать число зубьев второго колеса, то будет увеличиваться активный участок зацепления АС. При АС>АВ профили колес будут пересекаться и внедряться один в другой, что вызовет неравномерный ход, шум и быстрый износ зубьев.
Для устранения этого явления необходимо, чтобы RC>RB, с этой целью производится специальный расчет долбяка на интерференцию. При нарезании долбяком с большим числом зубьев колеса с малым числом зубьев возникает опасность подрезания ножки зуба. При нарезании долбяком с малым числом зубьев колеса о большим числом зубьев появляется опасность «подрезания» ножки зуба долбяка, то есть ножка зуба долбяка срезает головку зуба колеса. Для устранения подрезания и срезания необходимо выполнить расчет долбяка на отсутствие этого явления. При выполнении расчетов долбяка на отсутствие рассмотренных явлений следует иметь ввиду, что устранения их можно добиться следующим: - изменить величину исходного расстояния; - изменить число зубьев долбяка; - увеличить высоту головки зуба долбяка до 1,3 m.
|
|||
|