Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ 16 «Долбяки»



ЛЕКЦИЯ 16 «Долбяки»

 

Долбяк представляет собой режущий инструмент, выполненный в виде коррегированного зубчатого колеса, имеющего режущие кромки. При обработке зубчатых колес долбяки работают методом обкатки.

По конструкции различают долбяки:

- дисковые;

- чашечные;

- хвостовые (рис. 42).

В зависимости от назначения долбяки подразделяются на:

- прямозубые, для нарезания прямозубых цилиндрических зубчатых ко­лес;

- косозубые, для нарезания косозубых цилиндрических зубчатых колес;

- косозубые (парные), для нарезания шевронных зубчатых колес.

Долбяки изготавливаются трех классов точности:

- АА - для нарезания колес 6 степени точности;

- А - для нарезания колес 7 степени точности;

- В - для нарезания колес 8 степени точности.

Долбяки являются наиболее универсальными зуборезными инструментами, они незаменимы при обработке зубчатых колес с внутренним зубчатым венцом и при обработке блочных зубчатых колес.

Точность обработки долбяками обычно выше точности обработки червячными фрезами, но производительность ниже.

 

Особенности работы долбяка

В отличие от червячных зуборезных фрез долбяк не является универсальным инструментом. Это связано с тем, что форма эвольвенты как самого долбяка, так и нарезаемых им колес зависит от основного диаметра. Одно­временно расположение эвольвентного участка на режущей кромке долбяка зависит от величины исходного расстояния.

Поэтому в определенных условиях при обработке зубчатых колес долбяком имеют место следующие явления:

- наложение (интерференция) профилей нарезаемых колес;

- подрезание ножки или срезание головки зуба нарезаемого колеса.

На рисунке показан эвольвентный участок АВ зуба первого колеса, нарезанного долбяком, на участке АС происходит зацепление со вто­рым колесом, нарезанным этим же долбяком. ВД – неэвольвентный участок у основания зуба колеса. Если увеличивать число зубьев второго колеса, то бу­дет увеличиваться активный участок зацепления АС. При АС>АВ профили колес будут пересекаться и внедряться один в другой, что вызовет неравно­мерный ход, шум и быстрый износ зубьев.

 


Для устранения этого явления необходимо, чтобы RC>RB, с этой целью производится специальный расчет долбяка на интерференцию.

При нарезании долбяком с большим числом зубьев колеса с малым числом зубьев возникает опасность подрезания ножки зуба. При нарезании долбяком с малым числом зубьев колеса о большим числом зубьев появляет­ся опасность «подрезания» ножки зуба долбяка, то есть ножка зуба долбяка срезает головку зуба колеса.

Для устранения подрезания и срезания необходимо выполнить расчет долбяка на отсутствие этого явления.

При выполнении расчетов долбяка на отсутствие рассмотренных явле­ний следует иметь ввиду, что устранения их можно добиться следующим:

- изменить величину исходного расстояния;

- изменить число зубьев долбяка;

- увеличить высоту головки зуба долбяка до 1,3 m.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.