Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА 2. ХОД РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2.1. Выбор темы и творческие поиски.



ГЛАВА 2. ХОД РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ                       2.1. Выбор темы и творческие поиски.

В нашем исследовании была выстроена идея просвещения молодого поколения в историческом и художественно-эстетическом аспекте. Для реализации этой цели, мы выбрали творческий объект, а именно индустриальный пейзаж, - как символ прошлого, будущего и настоящего. К выбору объекта творческого исследования, мы подошли исходя из актуальности вопросов экологии и художественного воплощения силы природных ресурсов и человеческого начала. Человек - сложная психологическая и биологическая система, со своими ресурсами и производительностью. Даже в этом простом процессе существования, прослеживается слаженная работа и система. Индустриальный пейзаж - есть отражение слаженности процесса, подобно человеческой психике. Эта тема достаточно интересна для повествования, изложения в виде творческого образа.
Отражение образов основывается строго на ассоциативных связях, возникающих в восприятии между картинкой, изображением объекта и опытом пройденных лет. Следует учитывать влияние окружения на сознательную деятельность человека, его мироощущение.
В нашем исследовании делалось акцентирование именно на проблемах восприятия цветовых характеристик объекта в живописи, и на проблемах дальнейшей передачи данных предписаний на рабочей поверхности.
Мы пришли к выводу, что такой жанр изобразительного искусства, как пейзаж в дисциплине живописного исполнения, послужит дальнейшему решению поставленных задач исследования.
Живопись, как один из основных видов изобразительного искусства, позволяющий отразить на полотне характер человека, стала основой для практической части  выпускной квалификационной работы.

Данный вид изобразительного искусства был выбран не случайно, а с учетом поставленных задач и целей исследования. Мы отметили, что живопись, как самостоятельный жанр, имеет под собой основу графического изображения, что немаловажно для развития пространственного мышления детей.
Образы, получаемые в ходе выполнения живописных работ, всегда имеют ясные и понятные глазу визуальные характеристики, такие как яркость, глубина цвета, убедительность образа. Данные характеристики отлично читаются детьми всех возрастов, а потому, являются интересующим мотивом к занятиям творческой деятельностью.
Изначально, художник всегда играет роль исследователя, психолога, созидателя и разрушителя собственных стереотипов относительно исследуемого объекта. Он заимствует образ из окружающего мира, и , исходя из собственного жизненного опыта, дарит образу новую жизнь и характер, используя теоретические знания художественных приемов. Так рождается полноценное художественное произведение с приписанным ему характером.
Для полноценного ознакомления и дальнейшей работы над живописным произведением, необходимо знать средства выразительности и приемы работы над художественным образом. В живописной школе основными средствами выразительности являются: рисунок- основная часть работы над изображением характеристик и форм окружающей действительности; колорит- грамотные цветовые отношения и живописная целостность образ; композиция-организация изображения на плоскости с учетом точных отношений между предметами, организация центральной фигуры в живописи, организация пространства и выделение главного.
Мы отметили, что выразительные средства могут использоваться в разных сочетаниях и пропорциях, исходя из выбранного художником жанра. В нашем исследовании был выбран жанр- пейзаж, и конкретизирован до жанра – городской, индустриальный пейзаж.


Практическая работа разрабатывалась с выбора не только тематики, но и формата изображения.

Работа над композицией пейзажа.
Наша работа началась с творческих поисков, и схем композиционного размещения. Эскизы и фотографии были предоставлены руководителю выпускной квалификационной работы, преподаватель в свою очередь помог выбрать объект исследования, исходя из цветовых и тематических характеристик.
Примечательно то, что фотографические поиски включали основную часть исследовательской работы. Изначально, руководитель четко объяснил цели и задачи курсовой работы, так же, продемонстрировал пути решения, выбрав определенный эскиз и фотографию городской постройки. Исходя из большой вариативности демонстрируемого варианта, мы точно определили характеристики (цветовое решение, тематика, освещение, композиция) изображаемого объекта для дальнейшей работы в художественном творчестве.
Необходимо упомянуть о выборе формата для практической художественной работы. Существует несколько вариантов размещения композиций на формате, в зависимости от замысла автора.
Исходя из задачи изображения индустриального пейзажа крупным планом, мы пришли к выводу выбрать формат со следующими характеристиками: высота - 70 сантиметров, ширина – 90 сантиметров. Анализируя эскизные зарисовки, мы пришли к выводу, что данный формат сможет уравновесить угол композиции и выразить особый контраст, присущий нашей творческой работе. Следовательно, появилась еще одна задача перед автором, - найти правильный угол композиции  уравновесить резкий угол перспективы, и найти соприкасающиеся углы общей композиции, придав работе целостный вид. Поскольку тематика творческой работы подразумевает игру контрастов и обязательное выражение через свет и тень, яркость цвета и глубину, линии и переходы, мы с руководителем выпускной квалификационной работы выбрали  теплую гамму цветопередачи. Это позволило совершить игру контраста и выразить мерцающее зарево и темные клубни дыма на формате. Выразительность образа была достигнута благодаря конструктивному изображению окружающей среды, в нашем случае – города, и использованию качественных масляных материалов. Главная особенность нашей творческой работы состоит в выражении цвета: верх композиции окутан теплым заревом, края которого так точно разрывают силуэты башенных сооружений заводов и клубни дыма, застилающие уходящее солнце. Нижняя и средняя часть композиции демонстрирует нам блага цивилизации: автомобили, сияющий мокрый асфальт и общую атмосферу созидания светлого будущего. 


 

2.2 Этапы выполнения художественно-творческой части выпускной  квалификационной работы.
Этап 1: Подготовка поверхности холста к работе.
Во время подготовительной работы, перед началом непосредственного нанесения первых мазков на холст, велась работа над эскизами и фотографическими поисками. Во время этого процесса так же шла подготовка рабочей поверхности к работе. Для приобретения хорошего холста для работы, можно прибегнуть к двум способам: покупке холста, или к заготовке холста своими руками. Мы воспользовались первым способом, исходя из выбранного формата некорректных по ГОСТу характеристик. Мы решили прописать все этапы подготовки поверхности к работе, для дальнейшей реализации данных рекомендаций в творческой деятельности.
Этапы грунтовки холста:
1)Для начала необходимо приобрести соответствующие материалы: серый картон плотной характеристики, клей ПВА, емкость для клея, вода, широкая малярная кисть, цинковые белила, мел.

2)Когда все перечисленные материалы приобретены, можно приступать непосредственно к грунтовке. Способ грунтования подбирается исходя из характеристик картона. Так, например, древесный картон ломкий, хотя и белого цвета, а тряпичный картон достаточно эластичен, он обладает серым цветом и годится для наших целей.
 Для того, чтобы работа была подвержена сохранности и устойчива к окружающим воздействиям, грунт должен быть эластичным и плотным, закрывающим поры картона.
Грунтовка должна придать поверхности шероховатость и однородную плотность, обеспечивая необходимое «сцепление» со слоем краски на картине. Мы подметили, что некоторые художники производят грунтовку картону следующим образом: они пропитывают лист картона олифой, после чего дают ему просохнуть в течение трех недель.


 

Работа над холстом.
Перед началом творческой работы, стоит заметить, что последовательность выполнения живописного произведения в жанре пейзаж может отличаться этапами работы, в зависимости от выбранных материалов и художественных приемов.
Существуют общие грамотные подходы и правила работы над художественным произведением:
- выгодное размещение изображаемых предметов и объектов, с учетом линейной перспективы и размерных соотношений.
- измерение и проведение линии горизонта, разделяющей полотно на две плоскости.
- наиболее детальный анализ изображаемого объекта, со всеми его характеристиками форм, цветовых отношений и фактур.
- вычленение главного “пятна” композиции, установление цветовых отношений и контрастов.
- начало работы , путем первых прокладки первых мазков, формирование формы и указывание светлых и темных участков.
- целостный этап работы, с уточнениями форм и характеристик предметов, одновременно учитывая взаимосвязь предметов в окружающей действительности.
-завершающий этап, с учетом детализации изображаемых объектов.
Первым этапом был сделан рисунок на плоскости карандашом.
Мы учитывали угол композиции и массивный размер изображаемого объекта. Далее следовала вторая стадия работы на холсте – подмалевок а так же - световая и тональная раскладка исходя из выбранного эскиза.
Первый сеанс работы требует от художника глубокого анализа изображаемого предмета, определения его цветовых и теневых характеристик; на этом этапе следует проложить все цветовые отношения на предметах, не оставляя белых пятен на холсте.


 


Работа в цвете начиналась с верхний части холста, параллельно шла работа по выделению контраста и разметке силуэтов. Исходя из наименования нашей исследовательской работы, творческая наглядность должна была продемонстрировать способ передачи цвета и контраста в живописи. Для реализации нашей задумки, были использованы масляные краски оттенка: кадмий лимонный, красный краплак, белила титановые, сажа жженная, охра, зеленый травяной, зеленый темный, кадмий коричневый, лазурь, темно-синий. В работе был применен спектр холодных и теплых оттенков, в сочетании которых, был достигнут переход заднего и переднего планов. Таким образом, работа демонстрирует цветопередачу, конструктивное построение объектов, и служит ознакомительной наглядностью с творчеством индустриальный пейзаж и городской пейзаж.
После того, как работа была проанализирована, и художник наметил основные цветовые и тональные отношения на холсте, последовал второй этап работы. На данном этапе следует прибегнуть к детализации обобщенных объектов на холсте, не забывая об их гармоничности и целостности. Следует учесть, что работа со световыми и теневыми частями композиции, требует разных подходов в практике: так, теневые части следует оставить заполненными первым слоем, тогда как световые части, необходимо писать по форме предмета, выделяя его характеристики. Следуя законам работы над академической живописью, передний план прорабатывается более детально, чем задний. Но, так как, объектом нашего исследования послужил индустриальный пейзаж, мы делали акцент на самой композиции, размещении в перспективе и цветовой динамике.
В процессе работы так же возникали сложности следующего плана: композиционное размещение крупного объекта в перспективе, на уравновешенном формате холста; так же следуя правилам ведения работы.


 

Было достаточно нелегко вычленить из множества объектов зрительный центр, т.е., главный объект. На протяжении работы возникали вопросы относительно цветовых отношений и их взаимодействий. Необходимо было раскрыть в полной мере всю глубину теплых оттенков и важность холодных оттенков, показать их сложность и многогранность в использовании, так же,  исходя из темы выпускной квалификационной работы, показать грамотную и интересную передачу цветовых отношений на практике.
Мы пришли к выводу, что серьезной проблемой перед художником может стать завершающий этап работы. Эта проблема носит индивидуальный, психологический характер, исходя из стиля и времени работы каждого человека. Данный этап носит итоговый характер всего произведения. Здесь необходимо расставить акценты, позволяющие взаимодействовать предметам в композиции, и придать работе завершенный вид.
На первых этапах мы воспользовались средними кистями синтетического состава, для обобщения света и тени объектов. Исходя из того, что на холсте присутствует множество объектов и деталей, следовало вести работу аккуратно, не забывая о целостном образе и выразительности творческой работы. На завершающем этапе, исходя из личного опыта и предписаний опытных преподавателей искусства и теоретиков, необходимо работать небольшими синтетическими кистями, придавая деталям определенные характеристики, уточняя строгий образ и статику объектов. Завершающей этап требует внимательности, усидчивости, скрупулезности.
    Практическая часть выпускной квалификационной работы имеет свои отличия от теоретической части. Она требует другого количества времени, особого настроя автора, учебных знаний художника. В работе над художественно-практической частью идет визуальное раскрытие задач и проблем исследования, путем внутреннего самоанализа и ассоциативного ряда изображаемого объекта. Во время написания демонстрируемого материала, автор пытается раскрыть решение проблем исходя из темы выпускной квалификационной работы, подчиняя творческую часть академическим законом строения и исполнения работы, не забывая о взаимосвязи между теоретическим и практическим аспектом данной работы.
Оформление работы.
По окончанию работы следует остановиться на этапе выбора оформительской рамки. Размеры выбранного нами холста соответствуют предписанным нормативам, как отмечалось ранее. Декоративное обрамление размера 90х70 всегда можно приобрести в специализированных магазинах. Но, не смотря на этот факт, следует учесть, что рама является немаловажным этапом завершения творческой работы. Любое обрамление может помочь выразить идею художника даже лучше, чем он сам. Ведь обрамление, есть не что иное, как «лицо» картины. Правильно выбранная рама поможет скомпоновать, придать целостность и завершенный вид любому творческому объекту. Выбор обрамления происходит с учетом размера картины, характера фактуры рамы, ее цвета и выразительности самой творческой работы. Под выразительностью следует понимать композиционное размещение, динамичность или статичность картины, ее цветовые характеристики и размер полотна.
Стоит заметить, что при оформлении готовой художественно-творческой работы, рама всегда сокращает работу на незначимые сантиметры по краям, тем самым, давая возможность зрителю разглядеть характер картины и ее детали близь обрамления.
Отмечая свод правил и этапной проработки к оформлению работ в раме, немаловажно отметить, что рама для оформления картины не должна отличаться излишне яркими и контрастными с работой тонами, т.к. это отвлекает зрителя и не дает в полной мере усвоить творческий посыл художника.
Так же следует учесть саму выделку. Здесь нужно остановиться подробнее: нужно смотреть на фактурность обрамляемой рамы, которая  не должна бросаться в глаза своей грубой, или наоборот, отшлифованной и лакированной отделкой, если это противоречит идее и стилю художественного произведения.
В нашем исследовании, мы решили учесть и такие детали, как выбор или изготовление рамы, и остановиться на этом этапе подробнее.
Для изготовления рамы часто используют деревянную планку фасонной выделки, которая подвергается обработке краской, лаком, либо морилкой. Первоначально берется древесина, сухая по своей фактуре, а также фасонный рубанок, либо электрорубанок, для дальнейшей обработки древесины и придачи заготовке соответствующего вида.
Далее следует процесс шлифовки, ошкуривания, и тщательного проклеивания со всех сторон. Следует не забывать о лицевой стороне готового изделия, и загрунтовать ее. При дальнейшем склеивании, углы готовой рамы должны прилегать друг к другу плотно, не оставляя пустых щелей и, так именуемых, зазоров.
К практической работе была приобретена рама из древесины несложной фактуры. Ширина используемой рамы -3 см. Данное решение было принято при рассмотрении художественной работы: угол наклона композиции и заметное перспективное сокращение, концентрированность центральной, выразительной части работы, обилие крупных отношений и цветовых пересечений. Все это, на наш взгляд, сглаживалось прямоугольной рамой средней ширины с интересным окрасом и материалом естественного дерева.
Таким образом, цвет и фактурность выбранной рамы, должны были уравновесить перспективное сокращение, придать работе завершенный вид и подчеркнуть общий психологический портрет картины, придав ей  особый характер. Для этих целей, при тонировке готовой рамы, использовалось естественное лаковое покрытие прозрачного тона. Значимость творческой работы отражается в ее выразительности и тематике индустриализации. Данная картина может быть использована для наглядного проведения творческого мастер-класса среди людей всех возрастов, на уроках изобразительного искусства, а так же в качестве иллюстрации на различные по важности темы, такие как: «Проблема экологии городской среды», «Значимость природных ресурсов в реализации человеческой жизни», «Урбанизация», «Светлое будущее», «Футуризм и его отражение в жизни и искусстве», «Проблема развития науки, техники и индустриализация нашей страны», «История и понятия об индустриальном пейзаже», «Разновидности жанра пейзаж».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.