Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные билеты по обществознанию.



Экзаменационные билеты по обществознанию.

Билет № 1

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

 

Билет № 2

1. Правовое государство.

2. Свобода в деятельности человека.

3. Прочитайте текст. На основе текста и собственных знаний определите к какому типу экономической системы относиться данное описание: «Экономическая система характеризуется тем, что отношения купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство. Три основных вопроса экономики решаются по сложившимся традициям. На ранних стадия развития общества существовали первобытные семейные группы. Позднее возникли рабовладельческие отношения, далее - феодальные отношения». Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 3

1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

2. Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Билет № 4

1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

2. Потребности и интересы.

3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.

 

 

Билет № 5

1. Основные институты общества.

2. Познание мира. Виды человеческих знаний.

3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

• свобода высказывания мнений;

• свобода мысли и свобода выбора;

• равенство людей перед законом;

• справедливые, хорошие отношения между людьми;

• участие в управлении, в осуществлении власти всего народа;

• отсутствие бюрократизма;

• гласность.

Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

 

 

Билет № 6

1. Многовариантность общественного развития.

2. Понятие истины, ее критерии.

3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

 

 

Билет № 7

1. Понятие общественного прогресса.

2. Человек, индивид, личность.

3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.

 

Билет № 8

1. Экономика и экономическая наука.

2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Дайте развернутую характеристику двух типов общества.

 

Билет № 9

1. Рынок труда. Безработица.

2. Человеческая деятельность, ее многообразие.

3. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

 

 

Билет № 10

1. Спрос и предложение.

2. Мораль, ее категории.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?

А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».

Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

 

 

Билет № 11

1. Роль государства в экономике.

2. Искусство, его формы, основные направления.

3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», – говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.

 

 

Билет № 12

1. Способности человека и их развитие.

2. Право, его роль в жизни человека и общества.

3. Прочитайте текст. На основе текста и собственных знаний, определите к какому типу экономической системы относиться данное описание:

 «Экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать». Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 13

1. Экономический рост и развитие.

2. Человек в системе социальных связей.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Свой ответ обоснуйте.

 

Билет № 14

1. Взаимосвязь природы и общества.

2. Чувственное и рациональное познания. Дайте развернутую характеристику различных видов познания.

3. Прочитайте текст. На основе текста и собственных знаний, определите,

 о каком типе общества идет речь в данном фрагменте? Назовите его.

«Общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, применения достижений научно-технологического прогресса, урбанизацией».

Аргументируйте свой ответ.

 

 

Билет № 15

1. Социальные группы.

2. Общественная значимость и личностный смысл образования.

3. Прочитайте текст. На основе текста и собственных знаний, определите к     какому типу экономической системы относиться данное описание:

«Экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. В данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов, находится в собственности всего населения, проживающего в стране».

Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 16

1. Социальная стратификация.

2. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

3. У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие   высказывания:

А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».

Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».

В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым».

Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.

 

Билет № 17

1. Виды социальных норм. Социальный контроль.

2. Власть и общество.

3. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.

 

Билет № 18

1. Социальный конфликт.

2. Государство, его функции.

3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

 

Билет № 19

1. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

2. Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.

3.Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Уолдо Эмерсон    писал: «Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью, уверенность в себе – грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи».

Можно ли согласиться с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

   

 

Билет № 20

1.  Нации и межнациональные отношения.

2. Общество как динамичная система.

3. Оноре де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант: «Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.

 

Билет № 21

1. Семья и брак.

2. Демократия, ее основные ценности и признаки.

3. Древний мыслитель и философ Китая Конфуций говорил: «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал». Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Аргументируйте свой ответ.

 

 

Билет № 22

1. Право в системе социальных норм.

2. Гражданское общество и правое государство.

3. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.

 

 

Билет № 23

1. Система российского права.

2. Политические партии и движения.

3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

 

Билет № 24

1. Постиндустриальное общество.

2. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.

3. Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца – значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие – мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.

 

Билет № 25

1. Международная защита прав человека.

2. Научное познание. Основные особенности научного мышления.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.

Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.

Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 26

1. Внешние и внутренние функции государства.

2. Деятельность — способ существования людей.

3. Древнегреческий философ Сократ говорил: ««Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека»

 Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Аргументируйте свой ответ.

 

 

Билет № 27

1. Источники права.

2. Массовая и элитарная культуры.

3.  Альберт Эйнштейн говорил: « Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 28

1. Государственное право.

2. Межнациональное сотрудничество в современном мире.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) «Если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас». (Джим Рон).

Б) «Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать».

(Сократ древнегреческий философ).

Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 29

1. Мышление и деятельность.

2. Глобальная угроза международного терроризма.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) «Тысячи путей ведут к заблуждению, только один к истине» (Жан-Жак Руссо - мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения)

Б) «Истина истине не может противоречить» (Джордано Бруно  - итальянский философ)

Аргументируйте свой ответ.

Билет № 30

 

1. Основы национальной политики в Российской Федерации.

2. Свобода и ответственность.

3. Древнегреческий философ Аристотель утверждал: « Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле».  Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ.

 

 

Билет № 31

1. Типология обществ.

2. Основы конституционного строя РФ.

3. Теодору Рузвельту президенту США в (1901-1909) принадлежит очень известное высказывание: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки!»  Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Билет № 32

1. Формы правления государства.

2. Общество как развивающаяся система.

3. Лев Николаевич Толстой писал: «Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому главное дело совершенствования: работать над мыслями». Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Обоснуйте свою точку зрения.

Билет № 33

1. Глобализация человеческого общества.

2. Выборы в демократическом обществе.

3. Стив Джобс говорил: «Единственный способ сделать что-то очень хорошо — любить то, что ты делаешь». Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Билет № 34

1. Познание как деятельность.

2. Избирательные системы.

3. Прочтите два высказывания древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения

опасно».

Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ.

 

Билет № 35

1.Духовная сфера жизни общества.

2. Гражданское право как отрасль российского права.

3. Итальянский поэт XIV века Франческо Петрарка писал: «Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам»  Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Обоснуйте свою точку зрения.

Билет № 36

1. Политическая система общества.

2. Правосознание и правоотношение.

3. Антон Павлович Чехов говорил: «Берегите в себе человека». Как вы можете охарактеризовать данное высказывание? Обоснуйте свою точку зрения.

Билет № 37

 

1. Социальная структура общества.

2. Мировая экономика как система.

3. Споры о свободе ведутся многие сотни лет. Но что значит быть свободным? Этим вопросом задаются многие, но ответ у каждого свой. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) «Свободен лишь тот, кто владеет собой». (Фридрих Шиллер)

Б) «Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя   

свободным» (Иоганн Гёте) Аргументируйте свой ответ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.