Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН. Студент __ Толстолуцкая О.В.. Руководитель курсовой работы __  Смирнова С.В.



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов Курсовой работы   Срок выполнения этапов работы   Примечание
Выбор темы и разработка плана написания работы 16.09.19  
Разработка методологического аппарата 20.09.19-23.09.19  
Ознакомление с исследованиями по проблеме 1.10.19-7.10-19  
Написания введения работы 5.01.20-9.01.20  
Анализ теоретических источников и написание первой главы 12.02.20-03.03.20  
Составление плана эмпирического исследования 27.03.20-15.04.20  
Проведение эмпирического исследования 25.04.20-05.05.20  
Анализ, обобщение, интерпретация и оформление результатов исследования 10.05.20-11.05.20  
Написание выводов и заключения 25.05.20  
Оформление работы 30.05.20  
Предоставление чистого варианта работы 03.06.20  

                                                                                  Студент ______ Толстолуцкая О.В.

                                                                                                  ( подпись )               (фамилия и инициалы)

                                  Руководитель курсовой работы    ______        Смирнова С.В.

                                                                                                  ( подпись )               (фамилия и инициалы)


Аннотация курсовой работы по учебной дисциплине «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения»

Тема: особенности психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях
Цель: выявить и изучить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект: психологическая адаптация подростков, воспитывающихся в неполных семьях
Предмет: личностные факторы психологической адаптации адаптация подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Гипотеза: высокий уровень развития таких личностных факторов подростков, воспитывающихся в неполных семьях, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивают высокий уровень их психологической адаптации.
Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации. 2. Подобрать адекватные методики исследования. 3. Определить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях. 4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования: · методы теоретического анализа психологической литературы по проблеме адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях; · эмпирические методы.
Использованы психодиагностические методики: · Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. · Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд.
Краткое содержание: В первой главе «Теоретические аспекты изучения адаптации подростков» рассматриваются основные теоретические подходы и эмпирические исследования по вопросам адаптации, что представляется как баланс между взаимным ожиданием индивида и социума. Подробно раскрывается многогранность понятий «адаптация» и «адаптированность», «критерии адаптированности подростков», рассмотрены основные подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрен вопрос об особенностях адаптации, а так же критерии оценки продуктивности и эффективности функционирования, выделены особенности социально-психологической адаптации подростков. Во второй главе «Эмпирическое исследование особенности психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях» приведена программа эмпирического исследования 40 человек на изучение личностных факторов психологической адаптации подростков воспитывающихся в неполных семьях, а также анализ результатов исследования.
Выводы: 1. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям и продуктивного взаимодействия с окружающей средой. Данный процесс осуществляется на трёх уровнях: биологическом, социальном и психологическом. В общей форме явление адаптации в природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое приспособление. 2. Адаптационные процессы выражаются в трех формах, представленных разным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов. 3. Психологическая адаптация подростков – это процесс интеграции личности в общество, в результате которого достигается развитие самосознания и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообеспечению, адекватных связей с окружающими людьми. 4.  Подростки воспитывающиеся в неполных семьях, у которых показатели поведенческой регуляции (нервно-психической устойчивости), коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют высокую степень, обладают высоким уровнем психологической адаптации, что способствует их успешной социализации. 5. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, у которых показатели поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют низкую степень, имеют низкий уровень психологической адаптации, что замедляет и усложняет процесс их социализации. 6. Высокий уровень развития таких личностных факторов, как нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивает высокий уровень психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ………………………………………………  
1.1 Понятие «адаптации» в научно-психологической литературе…………
1.2 Социально-психологические особенности подростков………………...
1.3 Критерии и формы адаптированности в подростковом возрасте……..
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ………………………    
2.1 Организация и методы исследования……………………………………
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В течение жизни человек, как правило, адаптируется ко всему, что его окружает. В том числе и к своему социальному окружению, выбирая различные способы адаптации. Кроме того, адаптация бывает, как различных форм, так и различных видов так или иначе зависящие и от окружающей индивида среды, и от его личностных характеристик.

Изучение психологической адаптации является актуальной темой довольно длительное время. Проблема психологической адаптации является одной из самых сложных в психологической науке. Изучением данного процесса занимались многие известные психологи, но прийти к однозначному решению не смогли.

Так, социально-философский анализ адаптационных процессов представлен в работах В.З. Когана, Т.Г. Дичева, А.И. Берга и других; вопросы социализации и социальной адаптации отражены в работах Т. Шибутани, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, А.Н. Жмырикова, Л.М. Растовой и других; работы таких ученых, как Л.С. Выготского, А.А. Реана, А.В. Петровского, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика посвящены социальной активности и ее значения в социальной адаптации. Необходимо отметить, то, что термин «адаптация» является, в первую очередь, одним из центральных понятий биологии. Но это понятие также нашло широкое применение во многих психологических и социально-психологических концепциях. Например, в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже, в концепциях психологической адаптации А.А. Налчаджяна, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Реана, А.В. Петровского и других.

Кроме того, психологическая адаптация как процесс по-разному помогает индивиду в разные возрастные периоды. Так, в подростковом возрасте данный процесс будет направлен на выбор дальнейшего жизненного пути и профессии, тогда как в зрелом возрасте социально-психологическая адаптация будет направленна на другие необходимые человеку моменты. Психологическая адаптация, являясь личностным психологическим процессом индивида, зависит от множества факторов, которые так или иначе влияют на ее успешность или неспешность.

Одним из таких факторов является семья, но нет исследований направленных на изучения особенностей адаптации детей подросткового возраста воспитывающихся в неполных семьях, этим и обусловлен выбор темы нашей работы: Особенности психологической адаптации подростков воспитывающихся в неполных семьях.

Цель работы: выявить и изучить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Гипотеза: высокий уровень развития таких личностных факторов подростков, воспитывающихся в неполных семьях, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивают высокий уровень их психологической адаптации.

Объект исследования: психологическая адаптация подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Предмет исследования: личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации.

2. Подобрать адекватные методики исследования.

3. Определить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

4. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Методики исследования:

1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина

2. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд. 

   База исследования: Исследование проводилось среди учеников ГБОУ билингвальная гимназия №2 г. Севастополя. В исследовании приняли участие 40 человек от 16 до 17 лет. Исследование проводилось в дистанционном формате, ввиду пандемии коронавируса и невозможности контактировать с испытуемыми лично.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

 


 

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Понятие «адаптации» в научно-психологической литературе



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.