Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доклад на тему: «Исторические этапы и модели международной интеграции



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
(РПА Минюста России)»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра конституционного и международного права

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Программа магистратуры
«Международное публичное право и международное частное право в системе
международной интеграции»

Дисциплина
«Теория и практика международной экономической и правовой интеграции»

Доклад на тему: «Исторические этапы и модели международной интеграции

государств»

 

 

Студента 2-го курса группы 10-мЮРз-18-4
Белинской Карины Игоревны

 

Санкт-Петербург 2020

Процесс развития государственности и социально-культурная жизнь народов — тесным образом взаимосвязанные элементы социального прогресса, определяющие развитие институтов гражданского общества и публичной власти.

Международная интеграция как форма исторически обусловленного развития национальной государственности происходит на определенном историческом этапе, когда становится необходима гармонизация общественных отношений и унификация морально-нравственных устоев на международном уровне. Интеграционные изменения происходят под воздействием комплекса объективных факторов и угроз, противостоять которым в должной степени государства по отдельности не способны без утраты необходимой степени пассионарности и легитимности национальной администрации.

Известный русский историк и социолог Николай Иванович Кареев в своей работе «Общий ход всемирной истории» реалистично характеризует основные тенденции социального развития, лежащие в основе международных отношений. Представляется, что в начале человеческой истории действительно существовала разрозненность отдельных групп, на которые делились все народы. Люди жили небольшими группами и родами, достаточно часто враждовали со своими ближайшими соседями. Впоследствии, когда в некоторых регионах Европы возникли первые города и государственные образования, они отделялись друг от друга обширными пространствами без развитых путей сообщения, без существенного культурного населения, без какой-либо исторической жизни. Постепенно в социальной системе начались интеграционные процессы и сближение между отдельными культурными центрами. Всемирная история предстает как постепенное установление политических, экономических и культурных взаимоотношений между социальными группами и институтами, как процесс постепенного объединения человечества, расширения и углубления системных связей, складывающихся между разными странами и народами.

С момента возникновения юридической науки международному общению и сотрудничеству государств уделяется пристальное внимание, обусловленное стремлением предвидеть дальнейшее развитие мирового сообщества и урегулировать правоотношения внутри него.

Современный этап международной интеграции исторически предопределен и неразрывно связан с процессами трансформации государственности сложившихся стран и народов, которые отличались самобытными особенностями социально-экономической формации и национально-культурного уклада на каждом конкретном этапе своего развития, а теперь вынуждены жить вместе. Если «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа», то дальнейшая общественная интеграция требует особых отношений между народом и публичной властью. Процессы трансформации родоплеменных общин Греции и Рима в государства, глубоко проникая в социально-культурную сферу жизни общества, не ограничивались торговлей и военными кампаниями, они меняли правосознание людей, формируя в нем гражданскую позицию. Процессы становления государственности существенно отличаются от политики последующей международной интеграции народов не только возникающей в дальнейшем необходимостью сохранения сложившейся национальной государственности и наличием во главе политических процессов ответственной публичной администрации, но и теми правовыми нормами, на основе которых международная интеграция приобретает легитимную основу и формируются морально-нравственные представления о социальной справедливости.

Как полагают историки, изначально интеграционные тенденции в международном сообществе были связаны с ограниченным числом центров общественной жизни, влияние которых постепенно распространялось и на другие территории, причем самостоятельно культурная жизнь зарождалась лишь в благоприятных географических условиях (топографических, климатических и почвенных). Ключевым географическим фактором интеграции народов на первоначальном этапе их развития стали водные пространства. Колыбелями цивилизации были речные долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. Речные цивилизации постепенно эволюционировали в морские. Для финикийцев, греков и римлян системообразующим интеграционным фактором стало Средиземное море, вокруг которого последовательно строилась общественная жизнь всех древних цивилизаций. Расширение исторической сцены происходит в Средние века и Новое время, когда Балтийское море становится такой же объединяющей транспортной артерией, как и Средиземное море в античную эпоху.

Современные тенденции универсальной интеграции обусловлены достижениями океанической цивилизации, возникшей на основе великих географических открытий конца XV — начала XVI в., в частности открытия морского пути в Индию и Американских континентов. Транспортное сообщение и международная торговля — основные, но не единственные интеграционные факторы, важную роль в интеграционных процессах играют художественная культура, научный прогресс и военные технологии. Способность оперативно перенимать передовые социальные тренды и технологии определяет положение народов на исторической сцене, где цена самоизоляции исключительно и угрожающе высока.

История мировой цивилизации на всех этапах своего развития демонстрирует баланс между центробежными и центростремительными силами в процессе политического, культурного и технического развития народов. С одной стороны, история Китая и Индии, равно как и история Американских континентов до прихода европейцев, отражает значимость относительно изолированных культур для мировой цивилизации, с другой стороны, после открытия морских торговых путей интеграция стран и народов, их населяющих, в универсальную мировую хозяйственную систему представляется не только неизбежным политическим процессом, сглаживающим противоречия и стимулирующим общий культурный и технический прогресс, но и разрушительной силой для государств и народов, участвующих в интеграционных процессах недостаточно эффективно.

Очевидно, что разобщенность в международной системе преодолевается постепенно, в ходе культурного и технического прогресса, за счет торговли, войн и религиозных культов и философии. Интеграция имеет смысл только при условии взаимообогащения ее участников теми ценностями, которые удалось сформировать в условиях относительной изоляции и которые предлагаются «на экспорт» в ходе интеграции. Исторические примеры ассимиляции связаны с утратой национального суверенитета австралийскими аборигенами и государством ацтеков в результате постепенного их отстранения от основной исторической сцены цивилизации в изолированное социальное пространство резерваций.

В этом контексте интересна работа известного немецкого философа Карла Теодора Ясперса «Смысл и назначение истории», в которой автор отмечает, что так называемой истории в прежнем смысле больше не существует, она была «лишь мгновением, промежутком в какие-то пять тысячелетий между заселением земного шара, продолжавшимся сотни тысяч лет в доистории, и тем, что мы теперь рассматриваем как подлинное начало мировой истории». Основной движущей силой на современном этапе международной интеграции постепенно становятся права и свободы человека как базовые ценности мировой цивилизации. Уходят в прошлое «осевое время» с мифологической эпохой и мистическим единством, актуальность эпохи Просвещения и философского идеализма воспринимается через систему ценностей постмодерна и тотальной демистификации действительности в универсальном масштабе.

В различные исторические эпохи международная интеграция отличалась теми характерными чертами общественной жизни, которые в наибольшей степени проявились в системе торговых отношений, культурном общении народов, религии и идеологии, способствовавших международному сближению и взаимопониманию. Периодизация интеграционных процессов, связанная с классическими представлениями о Древнем мире, Средних веках, эпохе Возрождения и Нового времени, а также с новейшей историей, не решает всех задач в деле анализа интеграционных процессов на протяжении всего периода мировой истории, однако позволяет отразить основные этапы и тенденции интеграционных изменений в международной системе.

Исторический подход к правовой основе международной интеграции связан с общностью ценностей, которая возникает на определенном этапе развития мировой цивилизации. В рамках античной мифологической эпохи происходит постепенное движение не только к общим философским и религиозным ценностям, но и вырабатываются общие правовые ценности. Философскому анализу подвергаются все возможности постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма. В Китае основы философского знания создают Конфуций, Лаоцзы, Мо-цзы, Чжуанцзы и многие другие мыслители; в Индии возникли Упанишады и Артхашастра, жил Будда; в Иране Заратустра создал учение о борьбе добра со злом; в Палестине известны пророки: Илия, Исаия, Иеремия; в Греции Пифагор учит математике и геометрии, создает свои произведения Гомер, возникают философские учения Сократа, Аристотеля, Платона. Существенный прогресс в духовном развитии народов стал во многом возможен благодаря либеральной атмосфере в которой небольшие города-государства жили своей суверенной жизнью. Популярность странствий и путешествий способствует постоянному общению и интенсивному движению философских идей: легенды гласят, что Будда постоянно путешествовал, Конфуций и Мо-цзы много странствовали по Китаю, аналогичным образом вели себя софисты и античные философы Эллады.

Средние века, в отличие от античной эпохи, характеризуются активным проявлением интеграционного влияния религиозных центров, вокруг которых формируется значительная материально-техническая база и сплачивается прогрессивная общественность. Многие формально независимые средневековые государства находились под объединяющим влиянием христианства в Европе; конфуцианства, возведенного в разряд религии, — в Китае; в странах Востока духовное единство формирует ислам. Справедливо суждение авторов курса «Истории государства и права зарубежных стран» относительно того, что катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации, становятся «унаследованные от Античности частная собственность, выступавшая в Средние века прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия» .

Секуляризация становится закономерным результатом снижения уровня доверия к духовенству в эпоху Возрождения. Она приводит к системному кризису европейских монархий и становлению федеративных республик в Америке. Просвещение порождает скептицизм по отношению к религиозным догмам и традиционным нравственным нормам. Либерализм возникает вместе с открытиями, отражающими физические законы окружающей действительности. Архитектор Брунеллески в сотрудничестве с математиком Тосканелли выявили законы перспективы, и в 1440 г. строитель и ученый Леон Баттиста Альберти издал свое сочинение «О живописи» — итальянские художники Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа восприняли эту инновацию, и мир увидел работы Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Итальянская живопись стремительно превратилась в тенденцию европейского искусства, сблизила европейские народы в их представлении о прекрасном и прогрессивном.

Возрождение античных традиций связано с техническим прогрессом в средневековой Европе и характеризуется революционными изменениями в науке и технике, которые стремительно проникают сквозь государственные границы, связывая воедино относительно изолированные до этого народы. Благодаря изобретению подвижных литер и печатного станка немецким ювелиром Иоганном Гутенбергом изменилась традиционная система производства и тиражирования знаний. В 1453—1455 гг. увидела свет 42-строчная Библия Гутенберга . К концу XV в. Швайпольт Фиоль в Кракове печатает первые книги на кириллической основе, датированные 1491 г. В начале XVI в. в Праге белорусский просветитель Франциск Скорина печатает книги на родном языке с гравюрами . В 1564 г. Иван Федорович Московитин, более известный как Иван Федоров, в Москве совместно с типографом Петром Тимофеевичем Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу. Столь стремительное распространение передовых технологий заложило основу промышленной революции в Англии, которая ознаменовала переход экономики от аграрно-феодальной к промышленно-капиталистической, создала базис для интеграции национальных экономик в мировое хозяйство.

Современный этап международной интеграции связан с трансформацией в понимании либеральных правовых принципов и структурных изменений в системе производства материальных благ. С одной стороны, немецкая классическая философия и философский идеализм (прежде всего «Философия права» Гегеля) привели к углублению философского самосознания, к видимости тотального знания, которому открыто подавляющее большинство тайн мироздания. С другой стороны, общепризнано универсальное значение демократии и политической свободы, которые выводят на первый план права и интересы индивида.

Вместе с тем в условиях глобализации сохраняется, а в некоторых областях общественной жизни и нарастает социальное неравенство. Идеям универсальной свободы отнюдь не удалось защитить всех людей от дискриминации. Исторический опыт современной цивилизации, которая объединяет все расы и народы, не исключает существование значительных культурных отличий и политических противоречий между ними. Несмотря на то что современный этап международной интеграции характеризуется реализацией политико-правового принципа недопустимости дискриминации в международной системе, наблюдается существенное различие уровней развития территорий, участвующих в интеграционных процессах.

Формальное равенство государств и народов в своих суверенных правах не способно устранить все социальные и географические отличия между странами, населенными цивилизованными народами. Такие национальные особенности складывались тысячелетиями и приобрели за это время историческую, религиозную и традиционную легитимацию, которую следует учитывать самым внимательным образом в процессе реализации интеграционных проектов.

Либеральная идеология глобализации, возникшая на основе неприятия и осуждения преступлений фашизма, не устранила неравенство в уровне социально-культурного и экономического развития народов и регионов, экстраполировав типичный набор угроз международной безопасности на новый глобальный уровень.

Современный этап международной интеграции открывает широкие перспективы на пути научного и культурного прогресса, однако создает опасность экономической дискриминации целых стран и регионов, социальных институтов и профессиональных союзов, которая основана на сохраняющейся несправедливости в вопросах доступа к социальным благам и усугубляет разрыв между богатыми и бедными представителями современного общества.

Появление либерального мирового порядка и транснациональных корпораций представляется неизбежным следствием реализации западной доктрины о необходимости участия всех граждан в волеизъявлении народа и обеспечении доступа для всех к знанию и политической деятельности, однако история показывает: только в западном мире делались попытки обрести политическую свободу в таком ее понимании. Традиционные общества не готовы к интеграции на принципах всеобщего равенства, которое невозможно обеспечить в подавляющем большинстве регионов мира. Декларация равенства перед законом от рождения всех людей в своей правоспособности, свойственная прогрессивным западным демократиям, не гарантирует большей части населения доступ к социально-экономическим благам.

Формирование интеграционных объединений государств в современном мире не должно происходить в интересах узких олигархических групп, заинтересованных в методах повышения эффективности эксплуатации трудящихся, в том числе за счет привлечения иностранной рабочей силы, трудовой миграции и экспорта технологий. Интеграционные объединения государств в современном мире призваны способствовать улучшению качества жизни населения, обеспечению безопасности во всех сферах жизни общества и созданию государств с новыми уровнями возможностей в сфере науки и техники.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.