Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Административные правонарушения и административная ответственность».



Уважаемые студенты, добрый день. В данном документе вам представлены для изучения, несколько тем. Инструкция по выполнению задания, будет находиться вначале каждой темы. Практические работы выполнять в формате word.

tgr8877@mail.ru В теме письма указывать группу, фамилию и за какое число задание. Высылать одним файлом, не делить на несколько частей! Задания без указания группы и фамилии, проверке не подлежат!Отдельно присылать презентации и практические работы.

Изучите материал. Опираясь на материалы текста, выполните презентацию. Работы присылать по расписанию или до 04.07.2020 включительно, до 18.00 по местному времени. Работы присланные позже, проверяться будут после написания объяснительной. Объяснительные пишутся на имя директора колледжа и высылаются мне на почту

«Административные правонарушения и административная ответственность».

 

Содержание:

1. Понятие административного права. Его предмет и метод.

2. Административная ответственность

3. Административное правонарушение

4. Административные наказания

5. Производство по делам об административных правонарушениях

 

3.1.1 Понятие административного права. Его предмет и метод.

 

Административное право регулирует особый вид общественных отношений — отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления.

Любая социальная система нуждается в управлении, т.е. в деятельности определенных субъектов по руководству элементами этой системы. Когда такую деятельность осуществляет государство, ее называют государственным управлением.

В узком смысле под государственным управлением следует понимать деятельность исполнительно-распорядительного характера, т.е. работу по непосредственной реализации законов и управлению гражданами и организациями в исполнение данных законов. Такой деятельностью занимается лишь одна ветвь власти – исполнительная власть и осуществление этой деятельности составляет ее основную функцию.

Административное право — это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности органов государственной власти.

Характерной особенностью административных правоотношений является то, что в них в качестве одного из субъектов всегда выступает орган государственного управления или должностное лицо органа государственного управления, а в качестве другого выступают другие государственные органы, отдельные граждане, организации. Поэтому эти отношения основываются на началах власти и подчинения.

Особенности предмета административного права (регулируемых им отношений) предопределяют особенности его метода, т.е. того, как, какими способами осуществляется регулирование этих отношений.

Метод административного права преимущественно императивный.

Данной отраслью права используются в основном такие инструменты, как односторонние предписания и запреты, которые носят юридически обязательный характер и обеспечиваются государственным принуждением.

Иногда административное право пользуется и таким методом, как дозволение, однако чаще всего предоставленное право выбора вариантов поведения ограничивается двумя-тремя строго определенными вариантами. И лишь в немногих случаях административное право предоставляет лицу право самому решать, как ему поступать.

 

3.1.2 Административная ответственность

 

Как известно, эффективность правового регулирования общественных отношений обусловлена, в частности, тем, что требования норм права обеспечиваются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Нормы административного права в этом смысле не являются исключением.

Но административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предупредительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и которые носят принудительно-профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.), а также меры пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.).

Тем не менее, ключевую роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения.

Важнейшим нормативно-правовым актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией РФ административное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, некоторые аспекты административной ответственности могут регулироваться законодательством субъектов РФ. В Новгородской области действует закон «Об административных правонарушениях» от 01.07.2010г. № 791-ОЗ.

Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению РФ.

Административная ответственность обладает рядом признаков, общих с другими видами публично-правовой ответственности и отличающих ее от ответственности частно-правовой, административная ответственность:

является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем, как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;

необходимым условием ее применения является вина нарушителя;

В административном праве, как и в и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело;

может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест);

всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);

применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);

не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);

императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.

основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое административным;

мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные КоАП РФ;

применяется (по общему правилу) во внесудебном порядке органами государственного управления и их должностными лицами.

 

3.1.3 Административное правонарушение

 

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

— деяние (действие или бездействие);

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.

 

Элементами состава административного правонарушения, как и любого правонарушения вообще, являются: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.

Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица подлежат административной ответственности при условии, что к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет.

Юридические лица могут быть субъектами административных правонарушений в сфере землепользования, охраны окружающей среды, налоговых и таможенных отношений и т. д., хотя, разумеется, далеко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в отношении юридического лица не может быть применено такое наказание, как административный арест).

Под объектом правонарушения вообще понимаются какие-либо охраняемые правом общественные отношения.

Объектами административных правонарушений могут быть самые разнообразные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: общественный порядок, здоровье населения и общественная нравственность, порядок управления, дорожное движение и т. д.

Объективная сторона правонарушения включает в себя:

1) противоправное деяние (действие или бездействие);

2) вредные последствия;

3) причинно-следственную связь между противоправным деянием и вредными последствиями.

Специфика объективной стороны административного правонарушения состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно какие-либо отрицательные последствия или нет. Иными словами, административная ответственность может наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона.

Соответственно и причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями является элементом объективной стороны административного правонарушения далеко не всегда.

С точки зрения субъективной стороны т.е. вины правонарушителя, административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. В большинстве статей, формулирующих составы административных правонарушений, не содержится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправное деяние административным правонарушением независимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совершено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по неосторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Придавая в отдельных случаях юридическое значение формам вины, КоАП РФ, в отличие от Уголовного кодекса РФ, не различает ее видов — прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административных правонарушений и такие субъективные признаки, как цель и мотив противоправного поведения.

 

3.1.4 Административные наказания

 

Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания.

Статья 3.2. КоАП РФ предусматривает, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица.

Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является.

2) Административный штраф – это основная мера административного наказания, предусмотренная почти за все виды административных правонарушений.

Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер которой не может быть менее 100 руб.

3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушениязаключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Возмездное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, использования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.

Это может быть имущество, которое незаконно хранится, провозится либо пользование которым не оформлено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правонарушителю на праве собственности — в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных материалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонарушения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управления.

Наказание в виде лишения специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов:

- лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это наказание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является;

- лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию;

- лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

6) Административный арест является самой строгой мерой административного наказания. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II группы.

Административный арест назначается судом.

7) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Данное наказание применяется к указанной категории лиц и заключается в принудительном и контролируемом контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

Административное выдворение назначается судом, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должностными лицами.

8) Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

9) Административное приостановление деятельности определяется как временное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данное наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и в иных случаях.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток и назначается судьей, либо в отдельных случаях – уполномоченным должностным лицом.

 

Приведенный в ст. 3.2 КоАП РФ перечень административных наказаний является исчерпывающим.

Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4 и 9.

 

Административные наказания делятся на основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут применяться только в качестве основных.

Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного контроля и другие. Применение административной ответственности составляет особую компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке осуществления судьей административной юрисдикции.

 

3.1.5 Производство по делам об административных правонарушениях

 

Производство по делам об административных правонарушениях во многих отношениях схоже с уголовным процессом, но отличается от него большей оперативностью и некоторой упрощенностью.

По общему правилу о совершении административного правонарушения сразу при его выявлении составляется протокол. При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех случаях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуальные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).

Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта (если это необходимо), исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается коллегиальным органом, составляется протокол.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление — либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.

Если дело об административном правонарушении рассматривается коллегиальным органом, то постановление принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Административное наказание назначается в пределах, установленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей ответственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во внимание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление может быть обжаловано в районный суд (по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, — арбитражный суд), а если оно вынесено судьей — в вышестоящий суд.

Если постановление вынесено должностным лицом, оно может быть, кроме того, обжаловано в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Изучите материал. Записать стадии производства по делам об административных правонарушениях. Работы присылать по расписанию или до 04.07.2020 включительно, до 18.00 по местному времени. Работы присланные позже, проверяться будут после написания объяснительной. Объяснительные пишутся на имя директора колледжа и высылаются мне на почту

«Производство по делам об административных правонарушениях». 

 

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий, которые, наряду с общими задачами, имеют только ей свойственные задачи, а также документы, круг участников и другие особенности.

 

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, и составляется протокол.

 

На второй – компетентный орган рассматривает дело и принимает по нему решение.

 

 На третьей – факультативной стадии - постановление по делу об административном правонарушении пересматривается,

 

На четвертой – реализуется принятое постановление.

 

Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 КоАП РФ).

Основанием возбуждения дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения.

 

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; информация физических и юридических лиц, правоохранительных и других государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, указывающая на наличие административного правонарушения; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или в области благоустройства территории работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица и другие поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.

 

 

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Установление факта правонарушения фиксируется в протоколе об административном правонарушении, который направляется в течение трех суток (за правонарушения, влекущие административный арест – либо административное выдворение – немедленно) с момента составления органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать данную категорию дел в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.

 

 

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения либо в течение двух суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лицах, привлекаемых к административной ответственности. По некоторым делам протокол может не составляться (ст. 28.6).

Ч. 4 ст. 28.1 закрепляет моменты, при наступлении которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним, например, относятся: составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ (задержание, привод, личный досмотр и др.); составление протокола об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования и т.д.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил и Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Вторая стадия производства по делу об административном правонарушении – рассмотрение дела об административном правонарушении - является центральной стадией.

Глава 29 КоАП РФ содержит подробный порядок рассмотрения дел, включая место и сроки рассмотрения дел, а также виды решений по делу об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться по месту совершения административного правонарушения; по месту нахождения органа, проводившего административное расследование; по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (например, в отношении несовершеннолетних); по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Дело об административном правонарушении рассматривается: «общий» срок – 15 дней со дня получения органом или должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если дело рассматривает судья, то этот срок составляет два месяца. В случае ходатайств участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц.

 

Кодекс устанавливает и сокращенные сроки рассмотрения дел: по делам о правонарушениях, посягающих на права граждан - пятидневный срок; по делам о правонарушениях, влекущих административный арест либо административное выдворение – в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания; по делам о правонарушениях, которые могут повлечь административное приостановление деятельности в случае применения временного запрета деятельности - семь суток.

 

Следует иметь в виду, что КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает давность привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (а по делу, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые правонарушения (напр., таможенного, валютного, антимонопольного законодательства) – по истечении одного года и даже шести лет (за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции). При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Статья 29.7 КоАП РФ определяет последовательность процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении. Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматривает дело (должность, фамилия, имя, отчество, специальное звание); какое дело подлежит рассмотрению (сведения о правонарушении, времени и месте его совершения); кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, название юридического лица и фамилия, имя, отчество законного представителя юридического лица, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой привлекается к административной ответственности).

Далее уполномоченному органу (должностному лицу) необходимо установить факт явки вызванных участников производства по делу, проверить их личность, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. При неявке участников производства устанавливаются причины, и принимается решение о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении рассмотрения дела.

Важное место в рассмотрении дела занимает разъяснение лицам, участвующим в производстве по делу, их прав и обязанностей.

При рассмотрении дела по существу оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела. Должна быть обеспечена состязательность процесса: заслушаны объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу, показания других участников процесса.

По результатам рассмотрения дела выносится либо постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицам, указанным в законе либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления (ст. 29.11).

Факультативной стадией является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ). Существование данной стадии есть гарантия законности и обоснованности применения административных наказаний.

Обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель, а в некоторых случаях должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, независимо от их участия в рассмотрении дела.

Закон устанавливает преимущественно судебный порядок обжалования. Так,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.