|
|||
Вступительное слово учителя.
Тема урока:Однородные члены предложения (8 класс) Обучающие цели: обобщить изученное о предложениях с однородными членами, совершенствовать умение различать однородные и неоднородные определения, отрабатывать навыки расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Развивающие цели: развивать креативное мышление, совершенствовать монологическую речь учащихся, умения правильно излагать свои мысли и вести диалог. Воспитывающие цели: воспитывать уважение к собеседнику, умение слушать и слышать говорящего. Личностные УУД: используют предложения разных типов для выражения своих мыслей; проявляют к собеседнику внимание, терпение; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; Коммуникативные УУД: научатся слышать; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Предметные УУД: научатся выделять главное в сообщении; получат возможность научиться использовать однородные члены в предложении.
ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. - Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.П. Чехова: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». - Как вы понимаете это высказывание? - Партнеры по плечу, сделайте друг другу комплимент. - Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. - Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем? (Учащиеся объясняют постановку знаков.) - Теперь запишем без ошибок эпиграф. Как оформляется эпиграф? (В правой части тетради, без кавычек. Фамилия автора пишется без скобок, точка не ставится) - Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения). 1. «Арсенал» «охотника» за однородными членами. (Возможна взаимопроверка). Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами и, да (=и), или, либо, разделяются запятыми. В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса. В саду росли и яблони, и груши, и сливы. И берег, и море молчали. Осень принесла холод, да ветер, да скуку. На клумбе мы посадим пионы, или гвоздики, или нарциссы. Обратите внимание: запятые ставятся только между однород-ными членами. Если союз стоит перед первым однородным членом, он не сопровождается запятой. В лесу мы собирали и грибы, и ягоды. Примечание: Запятая не ставится: а) между двумя однородными членами с повторяющимся союзом и, если они образуют тесное смысловое единство: Он носил илетом изимой свою старую кепку. б) Если два однородных члена с союзом и образуют тесно связанную по смыслу пару, соединённую союзом и с третьим однородным членом: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. в) внутри фразеологического выражения с двумя повторяющимися союзами и – и, ни – ни. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Не дождался он от братьев ни ответа ни привета. Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов. Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно. Сверчки, стрекозы и другие насекомые проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками. 1) Сверчки, стрекозы и насекомые; 2) проснулись и наполнили; 3) ясными, непрерывными. 2. Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений. 1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин). 3. «Гербарий».Составьте текст, используя словосочетания и предложения. Выделите однородные члены предложения, объясните знаки препинания. Листопад Брызнут листья по сторонам. Закружится пёстрый смерч. Хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья пестреют, будто мазки красок на палитре великого живописца. Небо Мутное низкое небо. Густо-синее бездонное небо. Ясная, ласковая лазурь. Выгоревшее, выцветшее, растворённое в туманной дымке небо. Огромный купол неба шевелился в непрестанноммерцании звёзд. Суровое небо густеет мрачной синевой. Сияло бледно-голубое небо. Облака Курчавые облака, кружевные облака. Рыхлые белые облака. Белые круглые облака. Вереница длинных серых облаков. Перламутровые облака. Сквозь сетку лёгких утренних облаков. Опустились почти к самой воде. Высоко и тихо неслись над нами. Тучи Густые тучи. Свинцово-чёрные тучи. Полчища туч. Тучи, бегущие мимо луны. Из-за раздвинутых туч. Птицы Воробьи носились серыми тучами. Цокающий гомон галок. Громко воркуют лесные голуби. Весёлый пересвист дроздов. Равнодушное постукивание дятла. Золотой голосок малиновки. Стрекочет синекрылая сойка. Над водой, распахнув острые белые крылья, повисла чайка. 4. Помогите восьмиклассникам вылечить «заболевшее «предложение (Объясните, в чём заключаются речевые ошибки, исправьте их): «Герасим умел плавать ещё хуже, чем говорил». Итог урока:
|
|||
|