Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответы на контрольные вопросы. Белёва Надежда



Ответы на контрольные вопросы

Белёва Надежда

ПОн/б-17-2-о

 

1. Истоки тяжелой атлетики. В каком веке началось формирование тяжелой атлетики как вида спорта, и кто является основоположником?

 

Становление и формирование тяжелой атлетики как вида спорта в современную эпоху приходится на период между 1860-1920 гг. Тяжелая атлетика с этого периода постепенно становилась популярным видом спорта, во многих странах были свои силачи, которые вызывали в народе восхищение и живой интерес к атлетизму. В 1895 г. в Роттердаме состоялся первый чемпионат Европы по тяжелой атлетике. Его выиграл 120-килограммовый пивовар из Баварии Ганс Бек. Постепенно во многих странах организовывались атлетические кружки и клубы, изготавливались и совершенствовались различные типовые снаряды, формировались правила подъема тяжестей и условия соревнований. И на первых олимпийских играх, которые состоялись в Афинах в 1896 г., можно было увидеть выступление тяжелоатлетов и первых олимпийских чемпионов. Ими стали англичанин Л. Эллиот, поднявший одной рукой 71 кг, и датчанин В. Йенсен, который поднял двумя руками самую тяжелую на тот период штангу весом 111,5 кг

 

2. Перечислить основные моменты соревновательных упражнений в тяжелой атлетике

 

В программу соревнований по тяжелой атлетике входят классические упражнения: рывок и толчок штанги. Для более эффективного освоения техники рывка и толчка в тяжелой атлетике, все движения штанги и тела спортсмена при выполнении упражнения подразделяют на несколько периодов, фаз и элементов. При выполнении рывка и взятии штанги на грудь для толчка структура подъема штанги аналогична:

В технике выполнения соревновательных упражнений выделяются следующие основные моменты:

- рывок и взятие штанги на грудь:

а) старт;

б) тяга;

в) подрыв;

г) подсед;

д) подъем из подседа;

е) фиксация.

- толчок штанги от груди:

а) полуподсед;

б) выталкивание;

в) подсед;

г) подъем из подседа;

д) фиксация.

 

3. Порядок составления комплекса упражнений по тяжелой атлетике.

 

Набор используемых упражнений может быть весьма обширен. Однако, конечной целью тренировки тяжелоатлета является укрепление здоровья и на этой основе повышение результатов в рывке и в толчке. Поэтому, основная нагрузка должна приходиться на узкоспецифичные упражнения, необходимые для повышения результатов в классических упражнениях. Количество дополнительных упражнений может быть неограниченным и разнообразным в зависимости от того, какую цель они преследуют.

Все тренировочные упражнения, применяемые в тяжелой атлетике, можно разделить на две группы: основные и дополнительные. Для удобства записей тренировок предлагается использовать сокращенное обозначение.

- формула 80-85%/2х30 мин означает, что вес штанги составляет 80-85% от лучшего результата в данном упражнении, выполняется 2 повторения в каждом подходе на протяжении 30-ти минут. Отдых между подходами составляет 2-3 минуты. Учитывая, что на выполнение упражнения (подход к штанге, настройка, захват, подъем) может уйти 1-1,5 минуты, получается что за 30 минут можно выполнить в среднем от 7 до 9 подходов.

- формула мах/1х30 мин означает, что работа идет с максимальным весом по 1-му повторению в каждом подходе. Вес штанги от 90 (и >) процентов от лучшего результата. Отдых между подходами, психологическая настройка на максимальные веса может добавить 1-2 минуты к тем интервалам, которые были рассмотрены выше. Таким образом, за 30 минут при работе с предельными весами выполняется в среднем 5-6 подходов

 

4. Перечислить основные группы мышц и упражнения на их развития.

 

1). Мышцы шеи – эти мышцы работают при всех гимнастических упражнениях, связанных с движением головы.

2). Мышцы спины – подтягивание на перекладине (широким и средним хватом), тяга штанги в наклоне к поясу, тяга нижнего блока к животу сидя, тяга верхнего блока вниз (за голову, к груди), тяга гантели в наклоне одной рукой, гиперэкстензии (разгибания туловища), наклоны вперед со штангой на спине, пуловеры (лежа на горизонтальной скамье и удерживая двумя руками гантель медленное отведение ее за голову)

3). Грудные мышцы – жим штанги (гантелей) лежа на горизонтальной и наклонной скамье, разведения рук лежа на горизонтальной и наклонной скамье, сведение рук на блоках (кроссоверы).

4). Мышцы живота – подъем туловища на наклонной (горизонтальной) доске, подъем ног (коленей) в висе на перекладине, то же на наклонной скамье, «скручивания» на скамье с наклоном вниз, то же на полу, наклоны в стороны с гантелями и «скручивания» сидя со штангой на плечах (проработка косых мышц).

5). Мышцы плечевого пояса – тяга штанги к подбородку стоя, жим штанги из-за головы (с груди), разведение рук в стороны стоя и в наклоне, подъем рук с гантелями (штангой) вперед стоя, подъемы плеч со штангой в опущенных руках (шраги), жим штанги (гантелей) лежа на горизонтальной и наклонной скамье, разведение рук с гантелями на наклонной и горизонтальной скамье, отжимания на параллельных брусьях (локти отведены в стороны), жим гантелей (штанги) на наклонной скамье головой вниз, сведение рук на блоках (кроссоверы).

6). Мышцы рук (бицепсы, трицепсы и предплечья) – сгибания рук со штангой стоя, сгибания рук с гантелями сидя (стоя), концентрированные сгибания рук, поочередное сгибание рук с гантелями сидя (стоя), сгибание рук сидя на наклонной или лежа на горизонтальной скамье (руки в исходном положении опущены вниз), подтягивания на перекладине узким обратным хватом, французский жим штанги, жим лежа на скамье узким хватом, разгибания рук на верхнем блоке, отжимания на параллельных брусьях, разгибания руки с гантелью в наклоне, то же из-за головы сидя, сгибания рук в запястьях хватом грифа штанги (гантелей) сверху и снизу предплечья на бедрах, сжимание кистевого экспандера.

7). Мышцы ног – приседания со штангой, гакк-приседания, сгибания (разгибания) ног в тренажере, жим ногами в тренажере, выпады вперед с гантелями (штангой), подъемы на носки стоя, (сидя) в тренажере.

 

5. Перечислить методические положения и дать им краткую характеристику.

 

1. Отдельное тренировочное занятие, является элементарной структурной единицей тренировочного процесса в целом. Его цель и задачи определяют выбор необходимых упражнений, величины нагрузки, режима работы и отдыха.

2. Количество прорабатываемых групп мышц не должно быть более двух-трех. Нецелесообразно применять на каждую мышечную группу более трех упражнений.

3. В начале тренировки, после разминки, выполняются соревновательные или близкие к ним по структуре и величине отягощении упражнения. Принцип повторного максимума должен быть определяющим.

4. После основных соревновательных упражнений необходимо применять вспомогательные локальные упражнения, направленные на увеличение мышечной массы и улучшение трофики мышц. Для более эффективного прироста максимальной силы, упражнения с отягощениями необходимо выполнять в среднем и медленном темпе.

5. Для повышения эффективности тренировки необходимо поэтапное увеличение максимальной силы.

6. На любом этапе подготовки спортсмен должен осуществить такое количество подходов, которое позволило бы ему сохранить заданную технику упражнения, темп, количество повторений, вес отягощения и интервалы отдыха.

7. Тренировочный процесс необходимо соотносить с фазой суперкомпенсации нагружаемых мышц. Соревновательные упражнения следует включать в тренировку три - четыре раза в неделю. Причем, один раз нагрузка должна быть предельной или околопредельной с использованием принципа повторного максимума. Через два-три дня необходимо провести легкую тренировку, в которой вес отягощения уменьшается на 20-30%, а количество подходов и повторений не изменяется.

8. Наиболее оптимальным по продолжительности является 7-дневный тренировочный микроцикл.

9. Недельные тренировочные микроциклы должны быть стандартными на протяжении всего мезоцикла. Изменению подвергаются только вес отягощений (во всех упражнениях), количество повторений и подходов (в соревновательных упражнениях) и интервалы отдыха.

10. Количество повторных максимумов в одном подходе соревновательного упражнения изменяется плавно или ступенчато в сторону уменьшения от одного недельного тренировочного микроцикла к другому (или через несколько) с увеличением веса отягощения, соответственно.

11. Одной из составных частей тренировки является растяжка мышц после физической нагрузки. Упражнения на растяжку мышц содействуют развитию подвижности в суставах, увеличивают амплитуду движений.

12.Оперативным показателем эффективности тренировочного процесса может быть динамика увеличения уровня тренированности во всех, особенно соревновательных, упражнениях с периодичностью 1-2 недельных тренировочных микроциклов.

13. Продолжительность предсоревновательного тренировочного мезоцикла определяется индивидуальными сроками вхождения в спортивную форму. Улучшение спортивных результатов в тяжелой атлетике должно сопровождаться специальным высококалорийным питанием.

14. В процессе занятий силовыми упражнениями не следует сидеть, отдыхая между подходами, а необходимо спокойно ходить, потряхивая вовлеченными в работу мышцами и расслабляя их. Самостоятельно можно тренироваться в любое время дня, но не раньше чем через 1—1,5 ч после приема пищи и не позднее чем за 1,5—2 ч до сна.

Так как мышцы готовы к последующей работе не ранее, чем через 48 часов после тренировки, начинающим тяжелоатлетом следует тренироваться три раза в неделю. Для более опытных спортсменов эффективна, так называемая, раздельная тренировка, где количество занятий увеличивается до четырех в неделю. В этом случае появляется возможность усилить тренировочное воздействие на мышцы за счет увеличения количества упражнений и подходов. Целью данного действия является проработка каждой мышечной группы

 

6. Организация рационального питания как фактор, определяющий эффективность подготовки.

 

Основная задача питания – обеспечение организма энергообразующими веществами, витаминами и минеральными веществами (для тренировки и для восстановления).

При организации рационального питания необходимо учитывать следующие функции организма:

1) создания запаса энергии, обеспечения обмена веществ и строительства клеток и тканей;

2) напряженная мышечная работа вызывает усиленный белковый обмен в мышцах, а их синтез растягивается обычно на 2-3 суток, но не более чем на 96 часов.

3) длительность процесса восстановления энергетических затрат зависит от величины нагрузки и структурных особенностей мышц, поэтому он вариативен.

Ориентировочная калорийность суточного рациона питания примерно следующая: при весе занимающегося 70 кг. общая калорийность питания должна составить 5000 - 5500 ккал, т.е. в пределах 75 ккал. на один кг. веса тела. При этом соотношение питательных веществ определяется их процентным соотношением к общей калорийности пищи: белки – 20, жиры – 28, углеводы – 52, плюс естественные (натуральные) витамины, минеральные вещества и 2,5-3 литра жидкости.

 

7. Предупреждение травматизма во время занятий (тренировок) по тяжелой атлетике.

 

Профилактика травматизма

Основами профилактики спортивных травм являются:

- выполнение всех требований общей методики занятий физическими упражнениями;

- составление планов и выбор методики тренировок (занятий) в соответствии не только с программой, но и с состоянием здоровья, с уровнем физического развития и собственной тренированности;

- умение быстро перестраивать методику занятия в соответствии с изменением самочувствия, климатическими условиями и состоянием мест занятий;

- строгая последовательность расположения материала в планах, подготовка к сложным упражнениям и нормативам, широкое использование подводящих упражнений;

- полноценная разминка;

- исключение перегрузки;

- обеспечение страховки и соблюдением правил техники безопасности.

Профилактика повреждений

- специальная подготовка мышечного и связочного аппаратов к выполнению спортивных движений;

- обучение технически сложным упражнениям с использованием необходимого числа подводящих упражнений и страховки;

- строгое распределение занимающихся в группе по весовым категориям;

- тщательное выполнение полноценной разминки;

- контроль над состоянием инвентаря, оборудования и мест занятий

 

8. Самоконтроль с применением ортостатической пробы

 

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных проб. Из них наиболее доступна ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и вертикальном положении). Эта проба дает важную информацию т.к. изменение положения тела в пространстве являются элементами физической деятельности. У здорового человека эта разность не должна превышать 20 ударов/мин., у спортсменов 8 – 12 ударов/мин.

 

9. Общие требования безопасности на занятиях по тяжелой атлетике.

 

Правильной организации врачебно-педагогического контроля в процессе тренировочных занятий тяжелой атлетикой помогают исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, определения уровня функциональной готовности. На основании этого происходит совершенствование учебно-тренировочного процесса

Все занимающиеся должны в обязательном порядке не менее одного раза в год пройти медосмотр перед учебным годом или тренировками. Дополнительно перед спортивными соревнованиями, а также после перенесенных заболеваний и травм. Это необходимо для выявления людей, которым противопоказан тренинг с максимальным мышечным напряжением. Особое внимание необходимо уделять изучению и оценке реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, особенно быстроте восстановления ЧСС после нагрузки.

 

10. Какие виды измерений можно отнести к самоконтролю?

 

К объективным показателям самоконтроля относят следующие измерения:

1) пульс - прощупывается тремя пальцами правой руки на левой лучевой артерии до занятия (тренировки);

2) вес – рекомендуется определять ежедневно утром натощак на одних и тех же весах;

3) рост – измеряется с помощью ростомера;

4) сила – (мышц спины) измеряется с помощью станового динамометра;

5) сила – (мышц кисти) измеряется ручным динамометром;

6) ЖЕЛ – определяется с помощью водяного или сухого спирометра;

7) количество повторений в разных упражнениях.

Все эти даны необходимо записывать в дневник самоконтроля, который необходимо вести с целью получения информации о влиянии занятий тяжелой атлетикой на организм занимающегося. Достоверность субъективных оценок переносимости нагрузок повышается при подкреплении их данными объективного самоконтроля.

 

11. Основные формы врачебно-педагогического контроля.

 

Правильной организации врачебно-педагогического контроля в процессе тренировочных занятий тяжелой атлетикой помогают исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, определения уровня функциональной готовности. На основании этого происходит совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Все занимающиеся должны в обязательном порядке не менее одного раза в год пройти медосмотр перед учебным годом или тренировками. Дополнительно перед спортивными соревнованиями, а также после перенесенных заболеваний и травм. Это необходимо для выявления людей, которым противопоказан тренинг с максимальным мышечным напряжением. Особое внимание необходимо уделять изучению и оценке реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, особенно быстроте восстановления ЧСС после нагрузки. 

 

12. Средства восстановления после тренировочных занятий.

 

Восстановительные средства делятся на три основные группы: педагогические, психологические и медицинские:

1) педагогические – это рациональное сочетание и последовательность нагрузок; правильное сочетание нагрузки и отдыха на всех этапах подготовки; переключение на другие виды мышечной деятельности; вариативность средств подготовки упражнения; их ритма, чередования, продолжительности отдыха; сочетания статических и динамических нагрузок и т.д.;

2) психологические средства восстановления включают в себя умения занимающихся создать хороший моральный климат в группе (команде), наличие музыкальных пауз;

3) медицинские средства – механизм действий связан как с повышением защитных свойств организма, устойчивости к различным неблагоприятным факторам среды и стрессовым ситуациям так и с быстрым снятием общего и локального утомления.

Помимо методически грамотного и рационального построения занятия и адекватного питания для быстрого восстановления положительную роль играют и вспомогательные средства восстановления:

1) массаж – необходим и эффективен для ускорения восстановительных процессов в мышцах и для профилактики травматизма. Общий массаж может до 60 мин. локальный до 15. Массаж рекомендуется проводить за 5-10 мин. до занятия и через 20-30 мин. после него. Не исключен массаж и между подходами (при предельных нагрузках). Особое внимание следует уделять местам прикрепления мышц и мышцам, участвующим в акте дыхания;

2) тепловые процедуры – суховоздушные бани, сауны, парные, ванны, душ. Механизм их воздействия основан на повышении температуры тела, тканей и крови – что ускоряет биохимические процессы, способствует раскрытию пор кожи и выведению через них продуктов метаболизма и т.д. Парная (русская) и суховоздушная (финская) бани различаются по температуре и влажности воздуха. Парная – высокая влажность (70-100 0С) и низкой температуре воздуха (40-60 0С) , суховоздушная – наоборот. В спортивной практике особой популярностью пользуются сауны, время пребывания в которых в день тренировки до 7 мин. а в последующие дни до 25 мин. и более;

3) ультрафиолетовое облучение способствует улучшению фосфорно-кальциевого обмена, выработке витамина ,,Д”, очищает кожу и повышает уровень функциональных возможностей организма, восстанавливая его дееспособность. Наибольшую популярность имеют солнечные ванны и специальные физиотерапевтические процедуры, применяемые по строгой методике. Менее популярны, но иногда используются такие дополнительные средства восстановления как баровоздействие, аэронизация, электростимуляция, биомеханическая стимуляция

 

13. Воздействие активного отдыха на организм тяжелоатлета.

 

Активный отдых (восстановление) – это постепенное возращение работоспособности и функционирования организма к дорабочему уровню либо близкому к нему.

Восстановление на учебных занятиях (тренировках) включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на пополнения энергетического потенциала, реабилитацию состояния функциональных систем и обеспечение высокого уровня психической дееспособности, следствием чего является повышение уровня общей и специальной работоспособности, предупреждение перетренированности и хорошее самочувствие.

Восстановление – это неотъемлемая часть правильно организованной системы учебных занятий и спортивной тренировки, которой предшествует утомление. Пренебрежение восстановлением может привести к перетренировке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.