Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рай Татьяна Ивановна. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА. Автореферат. АВТОРЕФЕРАТ



 

 

Рай Татьяна Ивановна

 

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Автореферат

 

выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки 37.04.01 Психология

 

 

Магистерская программа

«Психология семьи и семейное консультирование»

 

Научный руководитель:

Веденеева Екатерина Владимировна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВО ЧелГУ

 

Челябинск, 2020г.


АВТОРЕФЕРАТ

выпускной квалификационной работы «Экзистенциальная исполненность и родительское отношение у лиц зрелого возраста»

 

Выпускная квалификационная работа содержит 81 страницу текстового материала, 7 иллюстраций, 12 таблиц, 100 литературных источников, состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Ключевые слова: ЭКЗИСТЕНЦИЯ, ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ, ЭКЗИСТВЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ, РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДАННОСТИ

Актуальность исследования: семья – это первичная социальная среда человека, которая имеет значительное влияние на его становление как личности: его мотивационно-смысловую сферу, адаптивный потенциал, тип мировоззрения и личностные ресурсы. Нарушения в системе семьи представляют собой значимый фактор риска развития аномальной личности, проблем социальной адаптации, формирования дисфункциональных отношений «я» - «мир». Детско-родительские отношения является одной из форм взаимодействие в семье. Родительское отношение — это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Это понятие исследовали такие ученые как А.Я. Варга, В.В. Столин, О.А. Карабанова, Л.И. Божович, А.К. Осницкий, В.Э. Пахальян, И.В. Пономарева, Д.А. Циринг, В.Н. Дружини, И.С. Кон, Н.Л. Москвичева, Р.В. Овчарова, М. К. Мамардашвили, С.А. Спиваковская и другие. В нашем исследовании мы опираемся на концепцию А.Я. Варги и В.В. Столина. Родители сталкиваются с немалым количеством проблем на пути созидания благополучных отношений со своим ребенком. К ним можно отнести проблемы социально-экономического характера, проблемы психологического роста и развития, прохождения возрастных кризисов и т.д. В.В. Знаков отводит ключевую роль эффективного решения задач личности и ее отношений качеству экзистенциального опыта, который приобретается через осмысление жизненного опыта в системе координат экзистенциальных данностей. Л.Д. Леонтьев видит решение проблемы благополучия в выработке экзистенциального мировоззрения. Е.В. Юдина указывает на актуальность рассмотрения глубинных проблем для решения межличностных конфликтов. В нашей исследовательской работе особым предметом рассмотрения является экзистенциальная сфера человека. Для формирования представления об экзистенциальном уровне личности в рамках логотерапии В. Франкла и экзистенциально-аналитической психотерапии А. Лэнгле ключевым является понятие экзистенциальной исполненности, как характеристики свободного и полного проживания жизни через аутентичные установки и актуализацию личной ответственности. Это понятие было также освещено такими авторами, как К. Орглер, A. Нидл, И.Н. Ефимова и другие. В качестве опорной в нашей исследовательской работе выбрана экзистенциально-аналитическая теория А. Лэнгле, включающая процессуальный, структурный и операциональный набор знаний. Если В. Франкл полагал, что личность приводится в движение стремлением к смыслу то, по мнению А. Лэнгле, мотивации к смыслу предшествуют три другие экзистенциальные мотивации: 1) мотивация к тому, чтобы выдержать и принять фактические условия существования; 2) мотивация к переживанию ценностей как духовных ориентиров бытия; 3) мотивация к автономности и аутентичности. Реализация этих 4 мотиваций позволяет человеку полностью актуализировать свое личностное начало. Особую ценность для нашей исследовательской работы представляет рассмотрение в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле феномена отношений как предпосылки реализации второй базовой экзистенциальной мотивации – «самотранценденции» и участника (вместе с двумя другими предпосылками: близостью и временем) в ценностном обмене с миром. Для эмпирического исследования в нашей работе был использован операциональный набор знаний, где конструкт «экзистенциальная исполненность» представлен в Шкале экзистенции, разработанной Лэнгле, К. Орглер, и рассматривается как психометрический фактор, демонстрирующий, в какой степени личность проживает свою жизнь осмысленно, представляет собой степень реализации всех 4 экзистенциальных мотиваций, отраженных в Шкале Экзистенции как субшкалы: самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, ответственность.

Объект исследования: экзистенциальная сфера личности.

Предмет исследования: взаимосвязь экзистенциальной исполненности и родительского отношения у лиц зрелого возраста.

Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязи экзистенциальной сферы личности и родительского отношения у лиц зрелого возраста

Гипотезы исследования:

1. Существуют различия в родительском отношении респондентов зрелого возраста с разными уровнями экзистенциальной исполненности.

2. Существует связь между феноменами экзистенциальной исполненности и родительским отношением у лиц зрелого возраста с разными уровнями экзистенциальной исполненности.

Задачи исследования:

1. Реализовать теоретический анализ современных теорий личности, включающих экзистенциальный уровень личности.

2. Осуществить теоретический анализ проблемы связи двух феноменов экзистенциальной исполненности и родительских отношений.

3. Подобрать методы исследования двух феноменов экзистенциальной исполненности и родительских отношений.

4. Осуществить сравнительный анализ особенностей родительских отношений респондентов зрелого возраста с разными типами экзистенциальной исполненности.

5. Провести эмпирическое исследование по определению картины различий и связей исследуемых феноменов: экзистенциальной исполненности, родительское отношение у лиц зрелого возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие теории и идеи: экзистенциально-аналитическая концепция личности А. Лэнгле, логотерапия В. Франкла, теория понимания В.В. Знакова, теория трехкомпонентной структуры родительского отношения А.Я. Варги, теория пяти типов детско-родительских отношений В.В. Столина, теория трех интегративных элементов детско-родительских отношений О.А. Карабановой.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;

2. Шкала экзистенции А. Лэнгле, опросник родительского отношения В.В. Столин, А.Я. Варга).

3. Методы математической статистики: проверка на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ Спирмена, анализ различий с помощью U-критерия Манна-Витни.

Эмпирическая база исследования: Общая численность участников эксперимента составила 61 человек. В исследовании принимали участие лица в возрасте от 35 до 55 лет, состоящие в детско-родительских отношениях.

Научная новизна:

1. Определены особенности экзистенциальной исполненности у лиц зрелого возраста;

2. Выявлены отличительные особенности родительского отношения в группах с разным уровнем экзистенциальной исполненности.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы консультирующими психологами, психотерапевтами, семейными психологами и психологами, которые работают в рамках экзистенциального подхода для консультаций и сопровождения лиц зрелого возраста при решении внутрисемейных проблем, проблем в взаимоотношениях с детьми.

    На защиту выносятся следующие положения и результаты:

1. Существуют статистически значимые различия феномена родительское отношение для групп с разным уровнем экзистенциальной исполненности.

2. Существуют статистически значимые корреляционные связи в группах с разными уровнями экзистенциальной исполненности между феноменами родительское отношение и экзистенциальная исполненность для лиц зрелого возраста

3. Тип родительского отношения имеет связь с уровнем экзистенциальной исполненности.

4. Шкала «экзистенциальная исполненность» шкалы экзистенции имеет отрицательную корреляционную связь с шкалой «симбиоз» опросника родительского отношения для группы с показателями экзистенциальной исполненности ниже среднего. В этой группе респондентов чем выше уровень диалогичности обмена с собой и миром, через который человек приходит к исполнению своей сущностной структуры, тем большая психологическая дистанция прослеживается в родительском отношении.

5. Шкала «экзистенциальная исполненность» шкалы экзистенции имеет отрицательную корреляционную связь со шкалой «контроль» опросника родительского отношения для группы с показателями экзистенциальной исполненности выше среднего. В этой группе респондентов чем выше уровень диалогичности обмена с собой и миром, через который человек приходит к исполнению своей сущностной структуры, тем в меньшей степени родителю свойственно контролирующее отношение к ребенку

6. Шкала опросника родительского отношения «симбиоз» имеет отрицательные корреляционные связи со шкалами «свобода», «ответственность», «экзистенциальность» и «экзистенциальная исполненность» шкалы экзистенции для группы с показателями экзистенциальной исполненности ниже среднего. Чем яснее чувство личной ответственности, выше уровень самоопределения респондента, его способность ориентироваться в мире и находиться в диалогическом обмене с собой и миром и тем самым приходить к исполнению своей сущностной структуры, тем больше психологическая дистанция в родительском отношении.

7. Шкала опросника родительского отношения «контроль» имеет отрицательные корреляционные связи со шкалами «самотранценденция», «свобода», «экзистентность» и «экзистенциальная исполненность» шкалы экзистенции для группы с показателями экзистенциальной исполненности выше среднего. Чем больший уровень ясности в чувствах, cпособность ощущать ценности и быть затронутым эмоционально, выше уровень самоопределения респондента, его способность ориентироваться в мире и находиться в диалогическом обмене с миром и тем самым приходить к исполнению своей сущностной структуры, тем в меньше степени проявляется контролирующее отношение у родителей.

Основные выводы по результатам исследования. Был проведен теоретический обзор современных отечественных и зарубежных концепций личности, среди них рассмотрены взгляды Д.А. Леонтьева, А.Г. Шмелева, описаны нравственно-духовная концепция личности Б.С. Братуся и Святоотечественный подход к человеку М.Я. Дворецкой, особое внимание было уделено экзистенцально-аналитической концепции А.Лэнгле. Все авторы проявляют несомненный интерес к экзистенциальной сфере человека, называя духовный мир в качестве уровня самоуправления и саморегуляции, актуализации и осуществления аутентичных решений. Одновременно с большим количеством теоретических выкладок и практических работ по изучению феномена экзистенциальной исполненности, нами было отмечено небольшое количество эмпирических исследований, направленных на изучение взаимосвязей этого явления с другими доменами человеческого знания: социальным и эмпирическим; механизмов внутреннего взаимирегулирования и управления этих сфер.

Был представлен анализ задач и структуры семейной системы который показал, что семья, характеризуясь многомерностью и многоуровневостью, представляет собой в конечных единицах двухмерное пространство дилемм, решение которых обуславливается свободным выбором ее членов. Проблема дисфункциональных семей, таким образом, сводится к проблеме персональных оснований для осуществления оптимального выбора, что обуславливается персональным доменом знания, который примущественно связан с экзистенциальной реальностью.

С целью проверки гипотез, проведено эмпирическое исследование. В результате качественной и количественной обработки результатов гипотезы получили свое подтверждение. Установлены особенности взаимосвязи экзистенциальной исполненности и родительского отношения у лиц зрелого возраста для разных уровней экзистенциальной исполненности. Для этого выборка была разделена на две группы: группу 1 с уровнем экзистенциальной исполненности ниже среднего и группу 2 с уровнем экзистенциальной исполненности выше среднего. Анализ указанных групп респондентов показал, что:

- уровням экзистенциальной исполненности ниже среднего (группа 1) соответствует более «ранний» тип родительского отношения – «симбиоз», который формируется на оральной стадии развития человека и представляет собой форму отношений с ярко выраженной склонностью формировать эмоционально-смысловое и психологическое единство.

- уровням экзистенциальной исполненности выше среднего (группа 2) соответствует тип родительского отношения – «контроль», который формируется в следующую за оральной анальную фазу развития человека и представляет собой форму отношений с ярко выраженной тенденцией к разъединению мира на «Я» и «не Я», «хорошее» и «плохое», проявлению волевых качеств.

В группе 1 реализация 3 и 4 базовой мотивации (принятие и реализация аутентичных решений), приводят к увеличению психологической дистанции в детско-родительских отношениях. В группе 2 реализация 2 и 3 базовой мотивации (ясность в чувствах, резонирование с ценностями и принятие на основе персональных ценностей аутентичных решений), приводят к снижению доли контролирующего отношения в детско-родительских отношениях.

Основные положения исследования отражены в публикациях:

1. Рай, Т.И. Восточные оздоровительные технологии как особый вид ведущей деятельности на развитии субъектности «универсализация» [Текст] / Т.И. Рай // Мир сегодня: молодежь и современное общество: материалы XII Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых факультета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук (с международным участием) (11 декабря 2018) - Челябинск: УралГУФК, 2018. – 332с, С. 267-272.

2. Рай, Т.И. Синтаксис и семантика экзистенциальных способностей [Текст] / Т.И. Рай // Психологическое благополучие современного человека [ Электронный ресурс] : материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019) / Урал.гос.пед.ун-т; отв.ред. С.А. Водяха. – 721с, С. 33-40.

3. Рай, Т.И. Аутотелические переживания и представление детско-родительских отношений [Текст] / Т.И. Рай // Вестник факультета психологии и педагогики: Выпуск 23 «Студент и научно-технический прогресс» / под общ. Ред. Е.А. Евстафеевой, М.В. Овчинникова. – Челябинск: Сити Принт, 2019. – 284с, - С. 115-120.

4. Рай, Т.И. Экзистенциальные способности и актуализация смысло-жизненных ориентаций [Текст] / Т.И. Рай // Образование магистров: проблемы и перспективы развития : тезисы докладов III Всероссийской конференции «Образование магистров: проблемы и перспективы развития» (21-27 ноября 2019 г., Челябинск) / отв. за вып. О.И. Саломатова. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. 210 с., С172-175.

5. Рай, Т.И. Synthesis as a psychological method: evidence of using a semantic differential method [Текст] / Т.И. Рай // Russian journal of education and psychology. Красноярск, 2019 Научно-Инновационный Центр - Том 10, № 12, 2019г, с 54, С. 18-28.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.