Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уважаемая Ольга Юрьевна!



 

Направлено: электронным обращением (общественная приёмная)   Правительство Российской Федерации Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец

Уважаемая Ольга Юрьевна!

 

Сегодня демографическая политика, меры по сохранению жизни и здоровья граждан являются одним из наиболее важных направлений социальной политики в Российской Федерации, Для меня, как практика в сфере охраны труда, особый интерес представляет решение вопросов сохранения жизни и здоровья работающих граждан. Именно они находятся в активном возрасте, обеспечивают производство экономических и материальных благ, стремятся к пополнению и укреплению семьи.

Вместе с тем, в нормативных правовых актах, регламентирующих мероприятия охраны труда, всё еще остается множество неточностей и противоречий, а также отдельных неурегулированных направлений. К числу таких, безусловно, следует отнести комплекс вопросов по обеспечению оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве и мероприятий по сохранению здоровья работающих. Своевременная и правильно оказанная первая помощь спасает и может еще спасти много жизней. Нерешенные же проблемы нормативного характера в этой сфере, находясь на стыке компетенций двух ведомств – Минтруда и Минздрава России, продолжают оказывать негативное влияние на организацию работы по охране труда у каждого работодателя, а также способствуют принятию усмотренческих решений, злоупотреблениям на местах со стороны представителей органов государственного надзора и контроля.

Я обратился в указанные ведомства за разъяснениями в пределах их компетенции по обеспечению оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве (вопросы и ответы Минтруда и Минздрава России прилагаются). Ответы ведомств вызвали недоумение - формальные отписки, сделанные типичным бюрократическим языком, в которых отсутствует как конкретика, так и соответствие заданным вопросам.

Прошу Вас, уважаемая Ольга Юрьевна, оказать содействие в подготовке согласованных между двумя ведомствами разъяснений по заданным мною вопросам, которые смогут реально помочь работодателям, службам охраны труда предприятий и, в конечном итоге – работающим гражданам нашей страны.

 

ВОПРОСЫ К ВЕДОМСТВАМ

 

1. В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, ведомство (ранее – Минздравсоцразвития России) устанавливает требования:

- к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи;

- к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» требования к комплектации лекарственными препаратами не установлены. В связи с этим, работодатель не уполномочен дополнять утверждённый комплект аптечки первой помощи лекарственными средствами.

Однако, в производственной деятельности многих организаций имеется необходимость длительной работы персонала в удалённых и труднодоступных районах. В процессе работе могут происходить различные травмы (несчастные случаи), ухудшения состояния здоровья, в том числе укусы змей и насекомых, отравления и проч. неблагоприятные события. Зачастую доставка пострадавших в медицинскую организацию невозможна в течение времени, необходимого для оказания помощи. Каким образом работодатель должен обеспечить возможность оказания первой помощи работникам в данных условиях (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации)? Возможно ли предъявление дополнительных требований к укомплектованию бригад аптечками, включающими в себя и лекарственные средства?

 

2. На какое количество работников и (или) производственных подразделений рассчитана аптечка, регламентированная Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н?

 

3. Какими нормативными правовыми актами определено понятие «санитарный пост», примененное законодателем в статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации и регламентированы нормы его оборудования? Необходима ли лицензия (статья 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») для работодателей, укомплектовавших аптечку лекарственными средствами (не осуществляющих ни медицинскую, ни фармацевтическую деятельность)?

Каковы нормы комплектования лекарственными средствами здравпунктов предприятий, созданных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13.11.2012 № 911н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» (приказом не регламентированы).

Кроме того, рядом нормативных правовых актов и нормативных документов различной легитимности устанавливаются требования к аптечкам с медикаментами (лекарственными средствами), предназначенным для специфических аварийных ситуаций, например:

- СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней», пункт 3.1;

- Правила устройства, техники безопасности, производственной санитарии, противоэпидемического режима и личной гигиены при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений системы Министерства здравоохранения СССР (Минздравом СССР 20.10.1981 № 2455-81);

- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, пункт 1.7.15.

Каким образом и следует ли применять такие требования к аптечкам дополнительно к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н?

 

4. В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 21.11.2011               № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «…первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку…».

Что в контексте настоящей статьи является специальным правилом? Может ли в качестве специального правила применяться законодательная обязанность работников участвовать в ликвидации аварии на опасном производственном объекте (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»)?

Является ли оказание первой помощи пострадавшим на производственных объектах, объектах социальной сферы, объектах транспорта и других услуг населению обязанностью или правом работников этих объектов?

 

5. Имеются ли в настоящее время примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи, разработанные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ? Должны ли образовательные учреждения согласовывать данные программы с уполномоченными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения при лицензировании образовательной деятельности?

 

6. В некоторых нормативных правовых актах (правилах по охране труда, Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей) предусматривается выдача работникам инструкций по оказанию первой помощи.

Вместе с тем, ранее применяемая Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве В.Г.Бубнова (согласованная письмо Департамента научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений Минздрава России от 28.06.1999 № 16-16/68) отозвана письмом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 № 14-8/10/2-1759. Этим же письмом рекомендовано при оказании первой помощи руководствоваться учебным пособием «Алгоритмы первой помощи» и учебником «Первая помощь».

Данные материалы имеют огромный объем и неприменимы в практических условиях реального производства. Следует ли работодателю до утверждения новой инструкции по оказанию первой помощи и во избежание претензий органов государственного надзора временно выдавать работникам в качестве мобильной памятки приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»?

 

7. Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя по разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников. При этом Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утверждены постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80), рекомендуют в разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» инструкции по охране труда рекомендуют излагать действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмирование, отравлении и других повреждениях здоровья. Имеет ли работодатель право разработать общую инструкцию о первой помощи с включением в конкретные инструкции по охране труда только ссылок на общую инструкцию? Обязан ли работодатель привлекать медицинских работников к разработке такой инструкции, или достаточно учесть требования приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н?

 

8. Обязан ли работодатель получать лицензию на деятельность, направленную исключительно для внутренних нужд (без оказания медицинских услуг сторонним потребителям) по направлениям:

- функционирование собственного здравпункта в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13.11.2012 № 911н;

- проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно. По мнению некоторых судов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 по делу                      № А31-6296/2007-1 и др.), иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной. Транспортные организации, принимающие в штат медработников для медосмотров своих водителей, получать эту лицензию не обязаны, а должны организовать процесс с учётом рекомендаций Письма Минздрава России от 23.08.2003 № 2510/9468-03-02 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

 

 

МИНТРУД РФ

 

 

 

МИНЗДРАВ РФ




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.