Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольная работа № 3.



                                                    Контрольная работа № 3.

                                                 Синтаксис. Пунктуация.

Цель: осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация», развивать умение мыслить, анализировать языковые явления, проверить навык выполнения тестовых заданий, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, внимательность.

                                                                       Вариант 2.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. (2)… ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. (3)Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Хотя идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов, она изменила законы механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями.

2)Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.

3)Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.

4)Доказано, что теория относительности возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.

5)Ошеломляющая идея теории относительности, возникшая как следствие развития науки и опиравшаяся на прочный фундамент завоеваний прошлого, была категорическим переворотом в науке.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Даже, потому что, естественно, только, именно

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и; ж.

1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого-л. народа). Войти в историю (оставить след в истории, сохраниться в человеческой памяти как знаменательное событие).

2. Последовательный ход развития, изменения чего-л. И. земной коры. И. нашего города.

3. Отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. Документы истории. Отойти в историю (перестать существовать).

4. Наука, изучающая прошлое человеческого общества. И. средних веков. Предмет преподавания в средней и высшей школе. Учитель истории. Оценка по истории. Пособие, учебник по истории.

5. Наука, изучающая развитие какой-л. области природы, культуры, знания. И. естествознания. И. музыки, театра. Военная и. Изучать историю литературы.

6. Рассказ, повествование. Поучительная и. И. о любви. Рассказать смешную, страшную историю.

4.банты

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять КИЛОГРАММОВ

ОБЕИХ девушек

ШЕСТИСТА страниц

ОБГРЫЗЕННАЯ груша

более ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ

7. Установите соответствие между предложениями с допущенными в них грамматическими ошибками (в левом столбце) и соответствующими видами грамматических ошибок из правого столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

А) Нужно запомнить важное условие:

 

составляя модель сборника

 

«Тригонометрических функций», важно

 

использовать математический язык. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

Б) В советском сериале Т. Лиозновой

 

«Семнадцать мгновений весны» заняты

 

талантливые актёры кино и театра,

 

которых мы любим и гордимся. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

В) К.Г. Паустовский очень любил

 

Мещёрский край, посвятивший природе

 

своё творчество. 3) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

Г) Желая отправиться на отдых в 4) нарушение в построении

 

санаторий «Горный дуб», путёвки приобретались заранее. предложения с несогласованным приложением

 

Д) С 1 июля началась выдача новых

 

паспортов согласно установленного

 

порядка. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Ответ: А-6, Б-4, В-3, Г-5, Д-1

 

8.Укажите вариант (ы) ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная. Запишите номера ответов.

 

1) распл..влять (сыр), подр..сти, сл..дковатый;

 

2) л..жбина, г..реть, пл..вец;

 

3) зап..раться, пром..кать, приск..кать;

 

4) разр..внять, сч..тать, м..кать;

 

5) п..рина, зат..рать, пол..скать.

 

9. Укажите вариант (ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) пр..бывать (на родину), пр..тендовать, пр..кращать;

 

2) пред..стория, вз..мать, пред..инфарктный;

 

3) пров..зглашать ть, р..ссыпать, под..йти;

 

4) об..езд, двух..ядерный, об..ятия;

 

5) ра..шифровать, чере..чур, не..добровать.

 

10. Укажите вариант(ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) лидир..вать, развед..вать;

 

2)заносч..вый,подмиг..вать;

 

3) эмал..вый, продл..вать;

 

4)перепонч..тый, (сидеть) справ..);

 

5)недоум..вать, син..ватый.

 

11. Укажите вариант(ы) ответов, в которых в словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) понаде..вшись, стрел..ный (воробей);

 

2) (орехи) кол..тся, (травы) стел..тся;

 

3) скач..щий (всадник), кле..щий карандаш;

 

4) (коты) мурлыч..т, (пятки) щекоч..т;

 

5) бре..шься, невид..мый

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(Не)желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.

 

(Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.

 

Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются.

 

Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова, а понятые по губам.

 

(Не) решённый вопрос снова включён в повестку дня.

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Я ТОТ(ЧАС), черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплывал на лодке (НА)ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.

 

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

 

И(ТАК) лирический герой Пастернака чувствует каждый прожитый миг, что любовь помогает ему преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ он вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

 

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

 

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппо Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 

Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с деревя(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.

 

Ответ; 1, 2.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны, но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний, как по астрономии, так и по химии.

2) На улице весь декабрь шёл мокрый снег и моросил мелкий дождь.

3) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью, на шёлковых или бумажных свитках.

4) Дом к празднику убирали шиповником, украшали белою ромашкою.

5) Крупный дождь полился ручьями и один за другим раскатились удары грома.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берёзы(1) накинув нарядные уборы (2)первыми вступили в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.

Ответ; 1,2,3.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Критическая статья (1) может быть (2) размером от нескольких строк до двух-трёх страниц. Во-первых (3) в статье даётся сжатая характеристика и оценка творчества писателя, во-вторых (4) определяется новизна произведения, наконец(5) говорится о его связи с литературной традицией

Ответ; 3,4,5.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

Ответ; 2.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) обратную дорогу придётся искать с трудом.

Ответ; 1,2,3,4.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь получишь эффект обратного бумеранга.

Ответ; Обратного.

Прочитайте текст и выполните задания 21–25.

(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён – возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость – всё ещё не ясно.

(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям – одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!

(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей – бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость.

(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

 

(20)Справедливость поэтому – искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним. (По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) – известный русский философ, литературный критик, публицист.

21.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) О несправедливости только сейчас начали много говорить и писать, пытаясь понять ее сущность.

2) Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.

3) Главная трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.

4) Люди склонны понимать справедливость как выгодное для себя лично действие, считая других несправедливыми.

5) Справедливость – искусство равенства, и она присуща лишь благородным душам.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3 – 6 текста содержат повествование.

2) В предложениях 14 – 16 представлено рассуждение.

3) В 12 предложении текста содержится описательный фрагмент.

4) В предложениях 21 – 23 содержится повествование.

5) Предложение 19 – вывод суждений, высказанных в предложениях 14 – 18.

23. Из предложений 11 – 12 выпишите антонимы.

Ответ; Одинаковую, поровну.

24. Среди предложений 3 – 7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ; 7.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

25. И.А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А) ___ (предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б) ___ (предложение 13) и (В)___ (например, предложения 14, 15, 23), придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)___ («проблема ... окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7).

Список терминов:

1) устаревшие слова; 2) термины; 3) метафора; 4) эпитеты; 5) риторический вопрос; 6) противопоставление; 7) ряды однородных членов; 8) восклицательное предложение; 9) парцелляция

Ответ: А-6; Б-8;Г-7;Д-3



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.