|
||||||||||||||
Основные неисправности систем зажигания и способы их устранения
Министерство образования и науки Российской Федерации Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республик «Ижевский политехнический колледж» (АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «МДК.01.05 Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей» на тему: « ТО и ремонт микропроцессорной системы зажигания»
Выполнил студент 2 курс, Т-181з шифр 1808 Дружинин А. С.
Проверил преподаватель Ижовкин А.П. Дата __________ Оценка__________ Подпись__________
Ижевск В современных двигателях широко применяют системы с цифровым способом управления работой системы зажигания (с применением сначала 8-, затем 16- и в настоящее время 32-разрядных процессоров). Их называют микропроцессорными системами управления (МПСУ). Система может использовать как механические регуляторы, так и электронное управление.
Компоновка микропроцессорной системы зажигания. Для управления двигателем микропроцессор (МП) должен получить сигналы от следующих датчиков : значение угла поворота коленчатого вала — от датчика-формирователя импульсов (датчик синхронизации) (ДС); в.м.т. первого цилиндра — от датчика начала отсчета (НО); значение нагрузки — от датчиков расхода воздуха (ДР), положения дроссельной заслонки (ДЗ), температуры охлаждающей жидкости (TQ ж), а также от датчика детонации (ДД). При работе с нейтрализатором в системе должен быть еще датчик, определяющий количество свободного кислорода в отработавших газах, — А,-датчик (или А,-зонд). Он обеспечивает работу двигателя при а = 1.
Микропроцессор (МП, но очень часто обозначается как электронный блок управления — ЭБУ, контроллер и т.д.) получает сигналы от датчиков через интерфейс.
Интерфейс — ряд устройств, которые служат для согласования входных сигналов с работой МП и выходных сигналов с работой исполнительных механизмов. Получив и обработав сигналы датчиков, МП уточняет по программе, заложенной в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), величины управляющих сигналов и отдает команду в коммутатор.
Коммутатор выполняет следующие функции: • формирует импульс тока. Амплитуда и длительность его должны обеспечить необходимое вторичное напряжение и энергию искры; • обеспечивает момент искрообразования в соответствии с характером управляющего импульса, поступающего на вход коммутатора; • стабилизирует параметры выходного импульса при колебаниях напряжения бортовой сети и воздействии других внешних факторов. К дополнительным функциям коммутатора относятся: предотвращение возможности прохождения тока через первичную обмотку при включенном зажигании и неработающем двигателе; защита от импульсов перенапряжения при ошибках в работе датчика Холла; ограничение амплитуды вторичного напряжения в аномальных условиях (режим открытой цепи).
Двухканальный коммутатор имеет два выходных транзистора, которые попеременно коммутируют ток в первичной обмотке катушек зажигания с электронным распределением. В России выпускается двухканальный коммутатор 64.3734—20 на базе интегральных схем. Все каскады смонтированы в одном блоке. Коммутатор выдает сигналы управления на катушки зажигания.
У четырехцилиндровых двигателей применяют две 2-выводные или одну 4-выводную катушки зажигания. Одна катушка обеспечивает одновременно создание искры в первом и четвертом цилиндрах, а вторая — во втором и третьем. Когда в первом цилиндре конец сжатия и свеча работает на воспламенение, то в четвертом цилиндре в это время конец выпуска, поэтому искра проскакивает вхолостую. Аналогично через пол-оборота работает вторая катушка на второй и третий цилиндры. Такая система исключает механический распределитель.
Электронное управление зажиганием. Коммутатор работает совместно с контроллером — электронным устройством для управления углом опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя (частоты вращения, разрежения, нагрузки, теплового режима, токсичности газов и т.д.). Его также используют для управления ЭПХХ. Контроллер может быть отдельным устройством или в одном блоке с коммутатором. Серийно выпускаются контроллеры (в одном блоке с коммутатором) серии МС2715.03 (для ВАЗ и др.), МС2713.01 (для ЗИЛ-431410).
Эти контроллеры имеют определенную зависимость тока разрыва от частоты вращения. Время накопления энергии в первичной обмотке катушки зажигания в зависимости от частоты вращения где авкл — угол включенного состояния транзистора; лд — частота вращения коленчатого вала.
С уменьшением частоты вращения увеличиваются время накопления энергии, ток разрыва и ток рассеивания в катушке, коммутаторе и добавочных сопротивлениях. Поэтому появились системы с нормируемым временем накопления энергии, в которых контроль ведется по минимальному времени, необходимому для достижения заданного значения тока разрыва. Для этого в коммутатор вводят специальный электронный регулятор времени накопления.
Обычно ток управления от датчиков достаточно мал, поэтому в схему вводят схему предварительного усиления и формирования сигнала. Для получения определенного значения вторичного напряжения независимо от режима работы двигателя применяют программные регуляторы адаптивного, а затем и программируемого типа. Они представляют интеграторы, определяющие для каждого режима значение опорного управляющего напряжения, и компараторы, обеспечивающие независимо от продолжительности сигнала датчика на входе в выходной транзистор сигнал определенной длительности, что обеспечивает заданные значения вторичного напряжения и энергии искры.
Адаптивный регулятор позволяет за счет введения специальной обратной связи поддерживать постоянство уровня тока в катушке. Он приспосабливается к изменению внешних факторов (например, изменению напряжения питания). Этот тип регулятора обеспечивает «жесткую» логику математических моделей, определяющих зависимости характеристик двигателя от различных факторов. Это означает, что для каждой модификации двигателя нужно разрабатывать свою модель логики. Математически можно вывести достаточно простые (относительно) зависимости. Система не гибкая.
Системы управления с памятью имеют программное построение — в них заложена функциональная связь между различными устройствами других систем управления, характеристики которых хранятся в памяти (ПЗУ) в виде комбинации чисел (очень большой объем информации).
Микропроцессорные системы на базе 16- и 32-разрядных процессоров — системы IV поколения. Это уже мини-ЭВМ с широким спектром задач управления системой зажигания, системой питания, с учетом многих факторов и параметров, влиянием на все показатели двигателя и всех других агрегатов и автомобиля в целом.
Основные неисправности систем зажигания и способы их устранения
|
||||||||||||||
|