Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные роли ведущего группы.»



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психология»

 

 

Реферат на тему:

«Основные роли ведущего группы.»

 

 

Студента 3 курса ПСД/с-17-1-о группы

Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»

Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»

Кобец Я.Н.

 Руководитель: доцент кафедры «Психология»                 

Чабаненко С.В.

 

г. Севастополь – 2020 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Анализ литературы.. 4

2 . Основные роли ведущего группы.. 5

Заключение. 10

Список использованных источников. 11

 

 


 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том , что существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.На первый взгляд может показаться, что ведение группового тренинга по соответствующей программе не требует никакой подготовки ведущего. Собственный опыт показывает, что в простых, казалось бы, стандартных ситуациях участники группы ведут себя по-разному (от радости и удовольствия до обиды и слез), что обусловлено, очевидно, их внутренним миром, индивидуальными нерешенными проблемами, психическими травмами, негативными чувствами и тому подобное.

Целью данного реферата является изучить литературу об основных ролях ведущего группы.

Так же предстоит ряд задач: описать основные роли ведущего группы, проанализировать литературу по данной теме.

 

1. Анализ литературы

Конечно, какую стратегию ведения группы не выбрал руководитель, значение его роли ничуть не уменьшается. Понятие "роль" отражает "положение, которое занимает тренер в структуре группы; с ним связаны ожидания относительно его поведения у членов группы" [1, с. 160].

С. Ледер и Високінська-Гонсер [1] выделяют шесть ролей (технический эксперт, инициатор, дирижер, опекун, товарищ, доверенный), предлагая в качестве критерия этой классификации следующие параметры: способ воздействия руководителя на участников, уровень его директивности и активности, способность к самораскрытию и передачи позитивных эмоций, а также его профессиональную подготовку.

Мы солидарны с А. Адлером, что эффективность лечения часто определяется не профессиональной подготовкой терапевта, а качествами его личности, хотя сама по себе подготовка также играет определенную роль в ведении ПТ. Если совместить личностный потенциал руководителя с его соответствующей профессиональной подготовкой, то ведение тренингов будет сопровождаться минимальным количеством возможных ошибок.

Много авторов (И. Ялом, Л.А. Петровская, С. Кратохвілл, Т.С. Яценко, И.В. Вачков, С.В. Петрушин и другие) придают большое значение исследованию стилей поведения, функций и ролей руководителей групп. По мнению И. Ялома [7], психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

1) технического эксперта (комментирует процессы, которые происходят в группе, акты поведения отдельных участников, высказывает соображения и предоставляет информацию, которая помогает группе двигаться в нужном направления);

2) эталонного участника (в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение групповой независимости и сплоченности).

 

2 . Основные роли ведущего группы

 

По мнению К. Рудестама [4], в тренинговых группах руководители обычно играют четыре ведущие роли: эксперта, катализатора, дирижера, образца участника.

Роль экспертаруководитель группы реализует через комментирование групповых процессов, поведения отдельных участников или группы в целом. Его комментарии помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как она действует на других, и, в конечном варианте, увидеть, как она влияет на содержание их образа "Я" и на обстоятельства, которые сложились. Однако, руководителю не стоит слишком увлекаться ролью эксперта, поскольку это приводит к торможению групповых процессов.

Роль катализатораспособствует развитию событий. Руководитель-катализатор использует свое умение действовать в межличностном общении в теплой, искренней и емпатійній манере, создавать в группе положительную обратную связь и проявлять способность быстро реагировать на ситуации, которые возникают.

Выполняя роль дирижерагрупповой поведения, руководитель пытается облегчить группе решения проблемы и достижения цели. Мастерство дирижера состоит в регулировании возможных вариантов внутригруппового поведения, в поддержке намерений участников исследовать проблемы и обсудить мысли и чувства, возникающие в них, в защите участников от воздействия нежелательных для данной группы форм поведения и выравнивании взносов участников в групповое взаимодействие. Руководитель регулирует уровень приватности, которая при определенных условиях может быть полезной в обучении.

Роль образцового участника.в Зависимости от группового метода руководитель проводит четкую грань между пребыванием в группе и за ее пределами. Активное участие и помощь руководителя дает членам группы возможность почувствовать уважение и заботу. Именно искренность и аутентичность при саморозкритті и вмешательстве в групповую ситуацию косвенно дают возможность членам группы наблюдать высокий уровень межличностного функционирования и обучаться ему.

Роли, которыми наделен руководитель тренинга, предложенные Н.А. Чуркіною и Н.В. Жадько [6], перекликаются с вышеперечисленными ролями К. Рудестама, поэтому представим их характеристику сокращенно.

Эксперт.Тренер должен заранее знать проблемные ситуации в тренинге, которые требуют экспертного заключения. Экспертиза на тренинге строго ограничено во времени. Слушатели, как правило, хотят быстро получить ответ на наиболее сложные вопросы, что заставляет тренера анализировать и давать экспертную мысль в режиме реального времени.

Преподаватель.Тренер и преподаватель - публичные профессии, требующие навыков презентации, эрудиции, умения планировать учебную нагрузку, содержание обучения и, конечно, контактировать с аудиторией.

Однако задачи, стоящие перед профессиональным образованием и тренером, разные. Так, традиционное преподавание, прежде всего, строится на передаче накопленного объема знаний и решает задачи ознакомления с профессией и расширения профессионального кругозора. В то же время, тренинг предназначен для решения задач быстрого освоения широкого диапазона навыков: от производственных до управленческих.

Психолог.М.А. Чуркина и Н.В. Жадько [6, с. 13] пишут: "Может показаться, что лучшим кандидатом для проведения бизнес-тренинга являются специалисты с психологическим образованием: сама профессия требует навыков доверительного контакта с личностью и группой. В профессиональной прессе много дискуссий, основной пафос которых сводится к тому, как смогли "психологи" заниматься групповой работой. их опыт показал, что изучение групповой динамики и межличностных отношений, остаются серьезным предметом психологических исследований, не является приоритетом интенсивного обучения, поскольку психология решает проблемы личности, а не структуры".

Консультант.Это две наиболее близкие профессии. И консультант, и тренер должны предложить варианты решения. Каждый из них должен ответить на вопрос: "Почему не получается?". Но делают это консультант и тренер по-разному. Консультант работает индивидуально, а тренер "ведет" группу. Консультант рекомендует, а тренер учит.

Тренинг-менеджер(устар. методист). Тренинг-менеджеру необходимо знать предмет, владеть методикой оценки эффективности обучения, определять приоритеты в обучении.

Руководитель.Отличия тренера от руководителя наиболее значимы. В рамках тренинга полномочия тренера необычайно широкие. Тренер может "наказывать", "радовать", расставлять приоритеты, комментировать, делать выводы и подводить итоги. Единственное, что тренер не сможет, - это окончательно решить о внедрении того или иного подхода в деятельность организации.

Сочетание управленческих и тренерских качеств в одном человеке на практике встречается, но очень редко. К тому же, всем известно, что решать проблемы обучения персонала организации, являясь сотрудником организации, очень трудно.

С. Кратохвілл [2] в книге "Групповая психотерапия неврозов" описывает пять основных ролей руководителя группы1.

1. Активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун). Руководитель проявляет свою активность и постоянно влияет на участников группы, выполняя при этом вышеперечисленные роли. Как правило, руководителю приходится делать это корректно и ненавязчиво в начале тренинга. Важно, чтобы это не стало нормой, поскольку может привести к тому, что группа будет лишена активности, креативности и постоянно ждать помощи от руководителя. Вследствие этого группа не получит конечного результата, который предполагался тренингом.

2. Аналитик (чаще всего - психоаналитик, который сохраняет дистанцию и личный нейтралитет в отношении членов группы). Руководитель ведет себя индифферентно, слушает пассивно, не проявляет себя, ничего не советует, не выражает свои чувства и оценки. Аналитик должен оставаться для пациентов незнакомой, загадочной и незворушливою личностью, которая участникам группы совершенно неизвестна.

3. Комментатор, как и аналитик, позволяет группе быть самой собой, не управляет и не направляет ее деятельность слишком активно. Через небольшие интервалы времени он собирает группу, обобщает и комментирует все, что произошло за определенный отрезок времени. Руководитель помогает группе подвести итоги, сделать резюме группового обсуждения любой игры. Иногда он может высказать свое мнение как участник группы или может обратить внимание участников на те моменты, которые при обсуждении остались без внимания членов группы.

4. Посредник - эксперт, который не берет на себя ответственности за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляет его так, чтобы она эффективно продвигалась к намеченной цели. Сам посредник в тренинге особого участия не принимает, о своих чувствах не говорит, но иногда рекомендует, что нужно сделать, подсказывает смысл того или иного мероприятия. Он следит за участниками и координирует обсуждение.

Группа воспринимает его как эксперта, который разбирается во многих вопросах и может предоставить информацию, что-то растолковать. Он не навязывает определенные решения авторитарно, даже, как правило, будто не замечает и принимает решения, предложенные целой группой; своими замечаниями он помогает подойти к любому вопросу или вещи с разных сторон.

Предпочтительно тренер выступает во вспомогательной роли. Он вмешивается в групповой процесс тогда, когда это нужно.

5. Член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Руководитель должен быть естественным, без маски выполнять свою основную роль. Это означает, что тренер всей своей вербальной и невербальной поведением демонстрирует свою искренность и откровенность в отношениях.Ему также присущи те или иные особенности и жизненные переживания, трудности и проблемы [5]

 

Заключение

 

Итак, можно сказать, что во время ПТ учит в первую очередь не руководитель, а группа, но чтобы ее влияние достигал соответствующего эффекта, руководителю необходимо вывести ее на определенный уровень. Роль руководителя заключается в том, чтобы задать, а потом подкрепить необходимые нормы группового общения. Он при этом выполняет функцию "пускового механизма" и "страхователя" группового процесса, поскольку последний в значительной степени происходит потом по принципу саморазвития [3]. Поэтому общая задача руководителя состоит в том, чтобы непосредственно влиять на параметры группового процесса и лишь опосредованно - на отдельных его участников.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.