|
|||
Построение маршрута как важный этап создания экскурсии в городской среде (на примере экскурсии «Пространство художественного образования Санкт-Петербурга»).
Первая часть: Построение маршрута как важный этап создания экскурсии в городской среде (на примере экскурсии «Пространство художественного образования Санкт-Петербурга»). В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. В экскурсии «Пространство художественного образования Санкт-Петербурга» используется тематическое построение маршрута, где выделяются определенные объекты окружающей среды, это обусловлено целью экскурсии: познакомить будущих абитуриентов с особенностями вузов, предоставляющих услуги в области профессионального художественного образования, через рассмотрение архитектурных памятников, в которых они находятся, а также посещения тематических мастер-классов. Последнее обусловлено видом тематической экскурсии — учебная экскурсия, которая рассматриваться как форма учебной работы для экскурсантов-абитуриентов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории). Маршрут экскурсии – это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы. Именно поэтому экскурсионный маршрут «Пространство художественного образования Санкт-Петербурга» начинается с архитектуры здания «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» и посещения в нем образовательной программы «Путь в изобразительное искусство», именно это точка маршрута и его программа задают тематическую канву экскурсии и способствуют погружению в неё. На этапе построения маршрута необходимо учитывать следующие обязательные требования: 1) экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10 - 15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса; 2) переход от одного объекта экскурсии до другого обуславливался общей логикой маршрута. К моменту проведения экскурсии, наряду с основным маршрутам, целесообразно иметь несколько запасных вариантов движения группы на случай возможных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства. Также необходимо учитывать ситуацию на дорогах, и по возможности планировать маршрут таким образом, чтобы не задействовать, при переезде к другом объекту, время пика загруженности дорог. В данной экскурсии пешим является переход от «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» до «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица»; и от «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» до «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». Автобусным от «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица» до «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; и от «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» до «Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств» и от него до профориентационного центра «Атлас Таланта». После «канвы» («Российский центр музейной педагогики и детского творчества») идут объекты составляющие «тело» экскурсии. Затем объект, помогающий логично завершить экскурсию, провести рефлексию — профориентационный центр «Атлас Таланта». Не следует пренебрегать таким «бытовым» моментом как разработка экскурсионного маршрута, так как именно его непродуманность, неорганизованность влияет на восприятие экскурсионного материала, на создание гармоничного образа, замасленного составителем программы.
|
|||
|