|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
КОНСПЕКТ. Тема: Пластичная глина.. Ход занятия.
КОНСПЕКТ ОД в старшей группе «Пластичная глина» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)
Составила: воспитатель Курносова Н.В.
Тема: Пластичная глина. Цель: 1.Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения. Методы: экспериментирование, мозговой штурм, моделирование, работа в парах. Средства: глина, песок, камни, материал и оборудование для проведения опытов, карточки – схемы, сводная таблица. Связь с другими видами деятельности: знакомство с дымковской игрушкой, лепка и роспись игрушек из глины, работа с глиной в плоскостных техниках.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам рассмотреть и сравнить между собой камни, песок и глину. Как вы думаете, какой материал прочнее? Дети: Камень самый прочный. Глину можно разорвать, размять. Песок рассыпается на мелкие песчинки. Воспитатель надавливает пальцем на камень, потом на кусок глины. Что вы видите? Д: В глине получилась яма. На камне ничего не осталось. В сухом песке тоже получилась яма, но она засыпается песчинками, не держит свою форму. В: Что прочнее? Д: Камень. В: Можем мы сравнивать камень, песок и глину по прочности? Д: Нет. Камень не мнется, если на него пальцем нажимать, а глина мнется. Глина мягкая, а камень твердый. Песок рассыпается на мелкие твердые песчинки. В: Молодцы. Вот вы как уже хорошо разобрались в свойствах разных веществ. Да, камень тверже глины. Зато глина пластичная. Какое слово похожее вы знаете? Д: Пластилин. В: Да. Пластичность, пластика означает лепка. И из глины, и из пластилина можно лепить. Как вы лепите из глины? Д: Мы берем мокрую глину и мнем ее руками. Потом лепим, что хотим. В: А что потом с вашими поделками происходит? Д: Они засыхают и становятся твердыми. Их можно раскрашивать. В: А если вам не понравилась поделка, можно ее сломать и слепить новую? Д: Нет. Глина стала твердой как камень. Ее можно только расколоть. Она хрупкая становится. В: Молодцы. Все правильно. Но чтобы глина не засыхала, в нее добавляют другое пластичное вещество – воск. Получается пластилин. В: Как вы думаете, если мы сделаем 2 поделки – из глины и из песка - какая из них окажется прочнее? (предположения детей). Воспитатель предлагает детям слепить 2 кирпичика из глины и песка (в спичечных коробках), высушить, сравнить, какой быстрее высох, какой прочнее – что случилось с кирпичиком из песка? Дети формулируют вывод: из сырой глины, в отличие от песка, можно лепить. Поделки получаются прочными, держат форму. Камень – непластичный материал, из него лепить нельзя, можно только создавать поделки способом склеивания или вытачивания из целого куска. Воспитатель подводит итог занятия, обобщает выводы детей. Итоги экспериментирования заносятся в таблицу.
Игра «скажи наоборот» (свойства веществ): Мягкий – твердый Холодный – горячий Гладкий – шершавый Цветной – бесцветный Вкусный – безвкусный (невкусный) Легкий – тяжелый Громкий – тихий Звонкий - глухой
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|