|
|||
Тема. Административное право и административные правоотношенияТема. Административное право и административные правоотношения Лекция 6.7. Учебная цель: охарактеризовать сущность административного права и правонарушений, виды административных взысканий за их нарушение.
План лекции: 1. Административное право. Состав административного правонарушения. 2. Сущность, цели, принципы административных взысканий.
I Административное право как наука изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Административное право как отрасль права состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации. Орган исполнительной власти – это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера. Государственные должности подразделяются на три категории. 1. Государственные должности категории А. Это должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, высшие судьи и др.). 2. Государственные должности категории Б. Это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А. 3. Государственные должности категории В. Это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Статус лиц, занимающих должности категории А, регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этими лицами к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В. Законодательство устанавливает принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Допускаются лишь требования к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Способом замещения государственной должности служит назначение. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет. При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными федеральным законом о государственной службе. Так, например, этот закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Другая особенность – расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Органы исполнительной власти вынуждены в своей деятельности применять меры административного принуждения с целью заставить обязанных лиц выполнить предписанные законом действия. Выделяют административно-предупредительные меры, цель которых – предупреждение возможных правонарушений. Они в основном носят профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). Применяются также меры административного пересечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.). Административно-восстановительные меры связаны с восстановлением в правах, возмещением ущерба (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.). Основную роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Документом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, служит Кодекс об административных правонарушениях. Основанием административной ответственности считается административное правонарушение. Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: 1) Деяние, выраженное в виде действия или бездействия; мысли и убеждения не считаются правонарушением; 2) Антисоциальное деяние; административное правонарушение наносит вред общественным отношениям, от преступления оно отличается лишь характером и степенью общественной опасности и в некоторых случаях может перерасти в преступление; 3) Противоправное деяние, так как оно нарушает нормы права; 4) Виновное деяние, предполагающее наличие вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Прежде чем привлечь лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии состава правонарушения. Состав административного правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранцам и лицам без гражданства. Возраст для административной ответственности установлен в 16 лет. Не несут ответственность лица, находившиеся в момент совершения правонарушения в состоянии невменяемости, т.е. те, кто не могли отдавать отчет в своих действиях, а также лица, обладающие иммунитетом (неприкосновенностью), – депутаты, судьи, прокуроры, дипломаты и др. Законодательство выделяет различные виды административных правонарушений: 1) посягающие на права и здоровье граждан (проведение агитации в день выборов, нарушение норм по охране труда, нарушение санитарных норм и др.); 2) посягающие на собственность (мелкое хищение); 3) правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, засорение лесов, нарушение правил противопожарной безопасности в лесах и др.); 4) посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство). Большую группу составляют административные правонарушения против государства: 1) правонарушения в области использования тепловой и электрической энергии (например, нарушение правил пользования газом); 2) правонарушения на транспорте (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте и др.); 3) правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства (например, самовольное строительство); 4) правонарушения в области торговли (нарушение правил торговли); 5) правонарушения, посягающие на порядок управления (неповиновение сотруднику милиции, проведение несанкционированных митингов, проживание без регистрации и др.). Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут дополнять установленный законом перечень административных правонарушений.
II За совершение административного правонарушения налагается административное взыскание — мера государственного принуждения, применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности. Целями административного взыскания служат: а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение; б) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем; в) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (на примере наказуемого). За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, права управления транспортным средством, права охоты), исправительные работы, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Принципы наложения административного взыскания следующие: 1) административное взыскание может быть наложено только на лицо, совершившее административное правонарушение; 2) при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности, т.е. взыскание применяется в соответствии с законом; 3) при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания, т. е. нужно учитывать все конкретные обстоятельства, личность нарушителя, причиненный вред и другие факторы. В последнем случае целесообразно учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также возможность освобождения от ответственности. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года. Могут учитываться и другие смягчающие обстоятельства. Отягчающими обстоятельствами служат: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию незначительности правонарушения. Обстоятельством, препятствующим наложению административного взыскания, является истечение срока давности, который составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Кроме того, административное взыскание не налагается в случае объявления амнистии или помилования. Вопросы и задания для контроля знаний: 1. Дайте определение административного права. 2. Какие меры административного принуждения существуют? 3. Каковы определение и признаки административного правонарушения? 4. Что такое административная ответственность? Какие виды административных взысканий существуют? 5. В каких случаях говорят о смягчающих и отягчающих обстоятельствах? В каких случаях возможно освобождение от административной ответственности?
Рекомендованная литература: 1. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ (КоАП) 2015. 2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей СПО. Стр. 382-388.
|
|||
|