|
|||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. к проекту федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации Необходимость подготовки законопроекта обусловлена следующим. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Для исполнения государством этой обязанности и создания безопасных, благоприятных условий жизни людей необходимо эффективное законодательство об административных правонарушениях, обеспечивающее выявление, предупреждение и профилактику противоправных деяний. По прошествии 17 лет после вступления КоАП в силу назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований. Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принято более 650 федеральных законов, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений. При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Кроме того, продолжающийся процесс развития современной системы федерального законодательства в различных областях (природопользование и экология, транспорт и связь, образование Поэтапная реализация административной реформы отражается также на системе и компетенции федеральных органов исполнительной власти, что приводит к необходимости постоянного уточнения и корректировки полномочий отдельных органов в лице их должностных лиц Практика формирования и применения регионального законодательства об административной ответственности также не является единообразной и устойчивой в силу несовершенства действующих федеральных норм, разграничивающих компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере административной ответственности. Все это обуславливает необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях, и главным результатом такой работы должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности. С учетом того, что совершенствование законодательства В представленной редакции нормы КоАП претерпели изменения, соответствующие целям указанной реформы, что, повлекло, в частности, Однако такое реформирование института административной ответственности было бы неполным и незавершенным В этом свете предлагается выделить из действующего В свою очередь в новый КоАП законопроектом предлагается включить три раздела: раздел I «Общая часть», раздел II «Особенная часть», раздел III «Субъекты административной юрисдикции». В Общей части нового КоАП отражены вопросы, касающиеся: общих положений законодательства об административных правонарушениях (глава 1); административного правонарушения и административной ответственности (глава 2); административных наказаний и правил их назначения (глава 3); освобождения от административной ответственности административной ответственности несовершеннолетних В Особенную часть нового КоАП законопроектом предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства, а именно: глава 6 «Административные правонарушения, посягающие глава 7 «Административные правонарушения, посягающие глава 8 «Административные правонарушения, посягающие глава 9 «Административные правонарушения, посягающие глава 10 «Административные правонарушения, посягающие глава 11 «Административные правонарушения, посягающие глава 12 «Административные правонарушения, посягающие глава 13 «Административные правонарушения, посягающие глава 14 «Административные правонарушения, посягающие глава 15 «Административные правонарушения в области культуры, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), обращения культурных ценностей»; глава 16 «Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания многоквартирных домов и жилых помещений, благоустройства территории»; глава 17 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»; глава 18 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике»; глава 19 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, при обращении с животными»; глава 20 «Административные правонарушения на транспорте»; глава 21 «Административные правонарушения в области дорожного движения»; глава 22 «Административные правонарушения в области связи»; глава 23 «Административные правонарушения в области предпринимательской, профессиональной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций»; глава 24 «Административные правонарушения в области технического регулирования, обеспечения единства измерений, геодезии и картографии, а также в области аккредитации в национальной системе аккредитации»; глава 25 «Административные правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей»; глава 26 «Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов глава 27 «Административные правонарушения, посягающие глава 28 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также государственного оборонного заказа»; глава 29 «Административные правонарушения в области публичных финансов и денежного обращения вне банковской системы»; глава 30 «Административные правонарушения в сфере финансового рынка»; глава 31 «Административные правонарушения в области валютного регулирования и валютного контроля, а также в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней»; глава 32 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)»; глава 33 «Административные правонарушения в области сбора, обработки, распространения и защиты информации»; глава 34 «Административные правонарушения, посягающие глава 35 «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; глава 36 «Административные правонарушения в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации»; глава 37 «Административные правонарушения, посягающие глава 38 «Административные правонарушения, посягающие глава 39 «Административные правонарушения, посягающие глава 40 «Административные правонарушения в области воинского учета и мобилизационных обязанностей»; глава 41 «Административные правонарушения в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной или охранной деятельности». При подготовке данной части нового КоАП проанализированы многочисленные и зачастую необоснованные коррективы Особенной части действующего КоАП, реализованные за прошедшие годы В Разделе III нового КоАП перечислены субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных новым КоАП, в пределах полномочий, вправе возбуждать: 1) прокуроры; 2) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов 3) должностные лица иных федеральных государственных органов и государственных учреждений, подведомственных или находящихся 4) должностные лица Банка России; 5) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок; 6) должностные лица государственных внебюджетных фондов; 7) должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации 8) члены избирательных комиссий, комиссий референдума 9) капитаны морских судов, капитаны судов внутреннего плавания, капитаны судов смешанного (река-море) плавания, капитаны морских портов, капитаны бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации; 10) должностные лица органов ведомственной охраны 11) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, подведомственными 12) должностные лица органов местного самоуправления 13) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий, определенных такими законами субъектов Российской Федерации, вправе возбуждать: 1) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации в соответствии 2) должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, осуществляющие переданные 3) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите Дела об административных правонарушениях, предусмотренных новым КоАП, рассматриваются в пределах компетенции: 1) судами; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и (или) структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 4) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами; 5) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы; 6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор, внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 44 настоящего Кодекса; 7) государственными учреждениями, подведомственными 8) административными комиссиями; 9) главным государственным жилищным инспектором Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; 5) государственными учреждениями, подведомственными К основным новеллам законодательства об административных правонарушениях, вводимых законопроектом, можно отнести следующие. 1. К ведению Российской Федерации в области законодательства 2. Отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности. 3. Расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве, а именно предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности 4. К числу принципов законодательства об административных правонарушениях отнесены принципы законности, равенства перед законом, презумпция невиновности, принципы справедливости, гуманизма. 5. Выделена категория грубых административных правонарушений, к которым законопроектом предлагается отнести: 1) административные правонарушения, состоящие в нарушении норм законодательства Российской Федерации о противодействии экстремизму; 2) административные правонарушения, состоящие в нарушении норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; 3) административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ; 4) административные правонарушения в сфере оборота оружия; 5) административные правонарушения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и обороту таких материалов или предметов; 6) административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения, а равно сопряженные с невыполнением водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или требования о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия; 7) административные правонарушения, посягающие на конкуренцию; 8) административные правонарушения, выражающиеся в нарушении требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа, повлекшие завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу; 9) административные правонарушения, состоящие в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего и (или) лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, сотрудника органов федеральной службы безопасности, военнослужащего военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащего и (или) лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, должностного лица органа принудительного исполнения Российской Федерации, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы; 10) административные правонарушения, выражающиеся в нарушении (неисполнении) правил и норм, устанавливающих обязательные требования, содержащиеся в документах, принятых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также правил и норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых в соответствии с федеральными законами или в установленном ими порядке иными нормативными правовыми актами считается грубым; 11) административные правонарушения, совершенные повторно, если санкциями соответствующих статей (частей статей) Раздела II настоящего Кодекса в качестве административного наказания предусмотрены конфискация, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет деятельности, либо если предметы и (или) орудия административного правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат изъятию и последующему уничтожению; 12) административные правонарушения, в результате совершения которых потерпевшим является несовершеннолетнее лицо, а равно связанные с вовлечением несовершеннолетнего лица в совершение административного правонарушения; 13) административные правонарушения, совершение которых создало угрозу причинения или причинило вред жизни и здоровью людей, в том числе при возникновении пожара, а равно создало угрозу возникновения или привело к возникновению эпидемии, эпизоотии, создало угрозу заражения или привело к заражению (засорению) подкарантинных объектов карантинными объектами, создало угрозу наступления или привело к наступлению радиационной аварии или чрезвычайной ситуации, создало угрозу причинения или привело к причинению существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды; 14) административные правонарушения, совершенные юридическими лицами, выражающиеся в совершении действий (бездействия), за совершение которых физические лица подлежат уголовной ответственности; 15) административные правонарушения, выражающиеся в совершении действий (бездействия), повторное совершение которых влечет уголовную ответственность. 6. Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные. Так, длящимся административным правонарушением признается действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административное правонарушение, выражающееся в невыполнении предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку, не является длящимся правонарушением. Продолжаемым – единое административное правонарушение, которое состоит из ряда тождественных по направленности Однородными – административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей Повторным – однородное административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение срока, когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию. 7. Наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами 8. Закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица 9. Исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Раздела II нового КоАП. 10. В целях сокращения числа граждан, привлекаемых Кроме того, при отсутствии отягчающих обстоятельств предупреждением подлежит замене административное наказание в виде штрафа за впервые совершенное лицом административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, В соответствии с действующим КоАП административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено 11. Исключены с учетом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения. 12. Возможность конфискации распространена не только 13. Расширена сфера применения административного запрета 14. Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции. При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, родителям (или лицам их заменяющим), воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет 15. Арест, в свою очередь, не будет применяться как 16. Предусмотрена возможность неназначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и замены его на административное наказание другого вида. 17. Переименован с учетом его сутевого наполнения такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности. В новом КоАП этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток. 18. Объединены в отдельной главе и детально прописаны 19. Вопросы административной ответственности несовершеннолетних также урегулированы в отдельной главе нового КоАП. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел
|
|||
|