Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПАМЯТЬ СЕРДЦА.



ПАМЯТЬ СЕРДЦА.

 К 275-летию ФЁДОРА ФЁДОРОВИЧА УШАКОВА:

Сколько славных имён помнит Херсон и Херсонская земля: Александр Григорьевич Потёмкин, Александр Васильевич Суворов, Иван Абрамович Ганнибал, Джон Говард, Джон-Пол Джонс, Николай Иванович Корсаков… Но особое место в этом списке радетелей и основателей города занимает Фёдор Фёдорович Ушаков, юбилей которого отмечается в нынешнем году. Сегодня любой школьник ответит на вопрос: кто такой Ушаков! А буквально сто лет назад…

    Начинать наше повествование, наверное, следует с 1913 года, когда в Морской генеральный штаб пришло письмо от некой А.Ф.Ушаковой, которая проживала в Петербурге на Васильевском острове, улица 23, дом №18. «Вынуждена крайне тяжелыми материальными обстоятельствами, я намерена в ближайшее время подать прошение о даровании мне пенсии. Приближающийся 100- летний юбилей со дня смерти деда вряд ли застанет меня в живых. Я обращаюсь к вам с горячей просьбой – поддержите моё всеподданнейшее прошение и дайте мне единственной, из оставшихся в живых внучке адмирала, дожить свои дни безбедно, достойно памяти деда». Просьба Апполинарии Фёдоровны Ушаковой была удовлетворена. А морской министр адмирал И.К.Григорович, как теперь бы сказали: поднял волну!

    Обществу в целом, и Морскому генеральному штабу в частности, во что бы то ни было, захотелось вернуть и увековечить славную память Ушакова. К императору Николаю ІІ, было подано прошение, подписанное высшими офицерами штаба о том, чтобы разыскать могилу славного адмирала, издать его «жизнеописание» (биографию) и возвести памятник.

    Про памятники, устанавливаемые в честь Фёдора Фёдоровича Ушакова можно написать целый детективный роман!

1. Впервые Ушаков оказался обделённым исторической справедливостью в 1862 году, когда в Новгороде был открыт памятник, посвящённый тысячелетию России. Автором этого грандиозного сооружения был Михаил Микешин, в проекте которого, по окружности монумента были изображены военачальники и другие известные деятели, прославившие Россию. Однако, имя Ушакова, было «вычеркнуто из списков самим Александром ІІІ».

2.  Второй раз, после письма внучки Апполинарии Ушаковой был создан целый комитет, состоящий из ряда крупных прославленных деятелей: великого князя Кирилла Владимировича, вице-адмирала Сорновского, контр-адмирала Гейдена, генерал-майоров Кладо и Степанова, и заручившись поддержкой самого императора, была объявлена добровольная подписка по флоту для сбора средств на памятник, который планировалось установить в 1917 году. Даже место было выбрано интересное: возле зимнего катка, напротив памятника Суворову (военачальники как бы продолжали общение друг с другом). Однако события 1917 года помешали реализации и этого плана, а сами немалые средства, собранные на памятник, и архивные данные о них были бесследно утеряны.

3. А вот, в Херсоне, памятник, был установлен дважды в 1947 и в 1970 годах, последний, говорят, не соответствует исторической правдивости и имеет множество нарушений(от внешности адмирала до его регалий).

Кстати и сама смерть адмирала прошла очень незаметно для высокого общества. 2 октября 1817 года в империи вышли всего две небольшие заметки об этом событии в газете «Северная почта» и в журнале «Русский вестник». Деяния его были надолго незаслуженно забыты и заменены именем адмирала Горацио Нельсона, который лишь повторял нововведения Ушакова. Так чем же сегодня славен Ушаков?

Конечно же, для большинства он – адмирал, который прослужил 44 года на флоте, провел на море 40 кампаний, участвовал в трех войнах, в двух последних командовал Черноморским флотом и при этом, он не знал поражений, был требователен и суров. Для херсонцев же, этот легендарный человек запомнился как выдающийся боевой командир, с 1790 года – глава Черноморского корабельного флота, стратег и хозяйственник! В своё время местная газета «Гривна» большое внимание уделяла прошлому Ушакова: «На этом посту (главнокомандующего) он проявлял высокую требовательность к качеству судостроительных работ и снабжению флота. Об этом свидетельствует его деятельность в Черноморском адмиралтейском правлении в Херсоне и Николаеве в начале 90-х годов XVIII века... Более двухсот лет прошло со времени пребывания Ф. Ф. Ушакова в Херсоне. В августе 2001 г. сердца херсонцев тронуло известие о том, что Русская Православная Церковь причислила славного адмирала к Лику Святых. Праведная жизнь простого человека, глубоко верующего православного христианина, благородного, человеколюбивого и мужественного защитника своего Отечества, вошедшего в историю непобедимым флотоводцем, оценена Церковью как высокий подвиг святости. Жители Херсона уверены, что этот подвиг начинался на херсонской земле».

Малоизвестно, что в Херсоне Фёдор Фёдорович проявил себя и как прекрасный администратор и организатор, особенно в процессе борьбы с чумой. Вот печальные странички истории Херсона: «Страшная болезнь уносила тысячи жизней первых жителей, строителей города и флота. Особенно беззащитными перед «моровой язвой» оказались солдаты и матросы, скученно жившие в казармах и экипажах, а также мастеровые и каторжане, занятые на работах в крепости и адмиралтействе. Несмотря на распространение болезни, некоторое время продолжалась деятельность верфи. 16 сентября 1783 г. состоялось торжество спуска на воду корабля «Слава Екатерины», а 7 ноября от чумы умер командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф. А. Клокачев» .

13 июня 1783 г. генерал-адмирал Адмиралтейской коллегии Великий князь Павел Петрович, в соответствии с указом Екатерины II, предписал «отправить в Херсон 3878 лучших офицеров и нижних чинов флотских, солдатских и артиллерийских команд для семи кораблей. Команду корабля «№1», состоявшую из 700 человек, возглавил капитан 2-го ранга Федор Ушаков». Прибыв на место, Федор Федорович незамедлительно провел надлежащие меры и приложил немало усилий, чтобы спасти свою команду. В то время, когда в Херсоне выжило только 10% жителей, команда Ушакова (около 4 тысяч) не потеряла ни одного человека!

Вот как он описал свои действия в рапорте вице-адмиралу Я. Ф. Сухотину: «Во время свирепствующей здесь заразительной болезни, минувшего 1783 г., генеральными главной команды в разные месяцы и числа приказами частным командирам предписано употребить всекрайние старания и расторопность в прекращении между служителями оной болезни, что исполнял я наиприлежнейше с неусыпным старанием. К пресечению оной и предохранению вверенных мне служителей употреблял следующие способы:

- всех команд служители из покоев выведены в степь со всем экипажем, где для вверенной мне корабля № 1 команды служителей, сделав я из камыша для каждой артели особые палатки, расположил лагерем.

- около каждой артельной палатки – маленькие земляночки, покрытые камышом.

- к отделению на первый случай больных служителей от здоровых сделаны маленькие палаточки в стороне лагеря.

- для пользования больных, перед лагерем, в довольном от оного расстоянии, две большие и несколько маленьких землянок.

- перед палатками курился беспрестанно огонь для очистки, и служители над оным каждое утро окуривали все свое платье, кое на них во употреблении, а сами после окурки обмывались уксусом.

- в палатках потом делана подлежащая окурка и очистка, постели все из палаток выношены на ветер.

- люди из одной палатки с другою отнюдь не соединялись, а других команд служителей к лагерю никто допущен не был.

За покупкою съестных припасов и за водою посыланы с крепким присмотром при офицере в назначенный от меня поутру час, с наблюдением, чтоб со сторонними отнюдь никто не сталкивались… Даже ни один больной человек не только без бытности моей при осмотре лекарском не отсылан в госпиталь или в карантин, но из одной в другую палатку без меня переведены не были… Даже лекарства лекарем каждому определяемы были всегда при моем свидетельстве, причем, исполняя я с точностью все сии предосторожности, не только не допустил между вверенными мне служителями усилиться опасной болезни, в самой скорости пресек оную…»

Сегодня, когда весь мир переживает пандемию, эти строки Ушакова читаются с особым трепетом. И кроме удачливого стратега и опытного офицера, непобедимого адмирала и авторитетного главнокомандующего, в Фёдоре Фёдоровиче видятся черты передового человека, ответственного за жизнь тысяч людей, неравнодушного и дальновидного. Как нам сегодня его не хватает!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.