Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Харатян Анна 3Ф21



Харатян Анна 3Ф21

1. Правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Система правового регулирования государственного финансового контроля состоит из следующих уровней:
1 уровень – законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам финансового контроля (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила);
2 уровень – профессиональные стандарты и этический кодекс финансового контроля (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы финансового контроля, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);
3 уровень – разъяснении к актам 1 и 2-го уровней, инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие  разъясняющий и уточняющий характер);
4 уровень – внутренние документы (регламенты) органов финансового контроля.
К основным актам финансового права, регулирующим различные виды финансового контроля, относятся: Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате», «О центральном банке Российской федерации (Банке России)», Указы Президента, утвержденные Правительством Российской Федерации положения о Министерстве финансов РФ, о Федеральной налоговой службе, о Федеральной службе страхового надзора, о Федеральной службе финнсово0бюджетного надзора, о Федеральной таможенной службе, о Федеральной службе по финансовым рынкам, о Федеральной антимонопольной службе

2. Международные правовые акты как источник регулирования государственного финансового контроля в России.
Международный финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению мировым хозяйством, поскольку усиливается экономическая взаимозависимость стран всего.
Назначение контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государств, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях международного хозяйства.
Контролю подлежат международные и многонациональные организации, организации, субсидируемых государством, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, государственные контракты и государственные работы, государственные органы и другие организации, находящихся за границей, уплата налогов.
Важнейшими международными контролирующими органами являются Международная организация высших контрольных органов (МОВСО), Международная ассоциация бухгалтеров (МАБ). Признанная как одна из важнейших организаций в сфере контроля государственных финансов ИНТОСАИ издает международные директивы в сфере финансового управления, разрабатывает методологические подходы, связанные с этой сферой, осуществляет учебные мероприятия и способствует обмену информацией между своими членами.
Этими органами на основе нормативно-правовых баз развитых стран мира формируется нормативно-правовая база внешнего международного финансово-экономического контроля.

3. Основные методы государственного финансового контроля: предварительный, текущий, последующий финансовый контроль, ревизия, проверка, обследование.
В зависимости от времени проведения финансового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий финансовый контроль.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.
Текущий контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом.
Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля.
К основным методам финансового контроля можно отнести: обследование, проверку, ревизию.
Обследование – один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования – общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.
Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета;
Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

4. Система органов государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль осуществляют органы законодательной, исполнительной власти (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство), Счетная палата, Центральный Банк РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.
Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет (основные функции):
– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Прежде всего, Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный финансовый контроль в рамках министерства финансов осуществляет Федеральное казначейство РФ. Единая система федерального казначейства включает Главное управление и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе Федерации, краям, областям, городам, районам и районов в городах. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы власти РФ об исполнении бюджета, иных финансовых операциях.
Основная задача федерального казначейства - контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств - поступление, целевое и экономное расходование государственных средств.
Поэтому казначейство имеет право получать соответствующие справки от банков, других финансово- кредитных учреждений о состоянии счетов предприятий, производить проверки различных денежных документов, счетов, смет и представлять правительству информацию о состоянии бюджетной системы.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, находящаяся в ведении Минфина России осуществляет следующие функции:
1. проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;
2. проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;
3. осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
4. осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
5. организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
6. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Основные функции:
– контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
– контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);
– разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности и др.
Центральный банк РФ (Банк России) контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляется надзор за деятельностью коммерческих банков.

5. Негосударственный финансовый контроль: аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Негосударственный финконтроль (НФК) осуществляется независимыми аудиторскими организациями либо аудиторами и общественными организациями, объединениями, а также должностными лицами с целью проверки целесообразности и законности внутрихозяйственных финансовых потоков.
К видам НФК относят:
- внутрихозяйственный контроль – проверка деятельности предприятия в целом, его отдельных подразделений, осуществляемая бухгалтерией, финотделом и экономическими службами организации;
- аудиторский контроль – независимая экспертиза бухотчетности, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств, и требований предприятия;
- общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, осуществляющих отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.