Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



 

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Политические науки и философия»

 

Доклад на тему: «Теория права Дональда Блэка»

 

Выполнил:

Студент группы: И/Б-18-2-о

Лазукин Вадим Михайлович

Проверил:

Ассистент кафедры

«Политические науки и философия»

Демешко Н.Э.

 

 

Севастополь

2020 г.

Перед тем как начать говорить о теории права д.Блэка, следовало бы сказать несколько слов о том кто такой Дональде Блэк.

Дональд Блэк (род. 1941) - профессор социальных наук в Университете Вирджинии. Блэк получил степень доктора социологии в Мичиганском университете в 1968 году, и он преподавал в Йеле и Гарварде, прежде чем переехать в Вирджинию в 1985 году.

Блэк-автор книг "поведение закона", "нравы и обычаи полиции" и "социологическая справедливость", в которых представлены различные аспекты его теории права. В последнее время социальная структура добра и зла расширяет теорию, чтобы рассматривать управление конфликтами более широко. Таким образом, она фокусируется на случаях, когда люди справляются с конфликтами с помощью средств, отличных от закона, таких как сплетни, избегание, самоубийство или вражда. Последняя книга Блэка, "моральное время", определяет причины морального конфликта во всех человеческих отношениях.

Блэк также является основателем чистой социологии, особого теоретического подхода, который объясняет поведение человека с его социальной геометрией. Поскольку чистая социология является общей социологической парадигмой, она может быть применена и к другим предметам, помимо права, конфликтов и управления конфликтами—например, к искусству, религии и идеям.

  Идея его теории заключается в том, что присутствие государственного социального контроля в конкретных ситуациях можно измерить количественно с помощью учета действий людей, обращающихся к праву или использующих его. По Д. Блэку, количество права зависит от социальной структуры, оно неразрывно связано с обществом.

Теория Д. Блэка представляет собой частный случай «чистой социологии» — парадигмы, в рамках которой реализован отказ от индивида как значимой социологической категории.

Он пишет о разных аспектах социальной жизни, один из которых— право. Блэк выделяет пять измерений социального пространства, репрезентирующих аспекты социальной жизни, от которых зависит поведение права. Вертикальное измерение (стратификация) отсылает к разнице в благосостоянии. Горизонтальное (морфология) — к межличностным отношениям. Корпоративное (организация) — к коллективным действиям. Символическое (культура) — к идеям и ценностям. Нормативное (альтернативный социальный контроль) — к запретам и санкциям за исключением предусмотренных правом.

 

Дональд определяет право, как государственный социальный контроль. Согласно его теории, право — это количественная переменная, которую можно рассматривать как зависимую. Изменения, происходящие с правом в связи с влиянием независимых переменных (пяти аспектов социальной жизни), выражаются в увеличении или уменьшении его количества— поведении права.

Влияние факторов, изменяющих количество права, опосредовано мобилизацией права. Этот термин введён для обозначения процесса, посредством которого правовая машина приводится в действие.

Мобилизация права— двусторонний процесс. Д. Блэк, с одной стороны, говорит о реактивной мобилизации, осуществляемой через действия граждан, обращающихся к государственным органам, затем реагирующим на эти обращения. С другой стороны, речь идет о проактивной мобилизации, которая осуществляется через инициативные действия государственных служащих, производимые в отсутствие предшествовавших им и повлекших их обращений граждан.

Характер мобилизации права связан с четырьмя аспектами правовой системы.

1) под осведомленностью о правонарушениях Д. Блэк понимает объем сведений о нарушениях закона, имеющихся у правовой системы в ее юрисдикции. В первом случае ответственность за оперативную

информацию о нарушениях и, следовательно, за потенциальную возможность их устранения лежит на гражданах, во втором случае— на государстве.

2) доступность права для граждан влияет на характер и объемы его мобилизации с их стороны. В понятие доступности права входят те ожидаемые издержки (к примеру, оплата адвоката), которые гражданин понесет при обращении к праву.

3) с мобилизацией права связана организация дискреции. Дискреция (то есть свобода в принятии решений по собственному усмотрению), которой обладают государственные право применители в отношении квалификации явлений реальности, иногда настолько широка, что приходится говорить о том, что решение принимается человеком почти произвольно и в некотором отрыве от писаного закона.

4) Д. Блэк говорит о правовых изменениях. За проактивной мобилизацией видится некий единый источник планируемых изменений в правоприменительной практике, а за реактивной— децентрализованный источник изменений, по аналогии с невидимой рукой рынка.

Таким образом, главная идея довольно проста. Правовая система не способна функционировать без людей, мобилизующих ее функции. Социальные характеристики этих людей влияют на их поведение и поведение их контрагентов, а все вместе это влияет на поведение права.

Теория мобилизации права направлена на то, чтобы объяснить вполне определенный феномен социальной жизни. Не каждое исследование феномена мобилизации права использует теорию Д. Блэка.

Подход от действия позволяет производить выводы в отношении только одной стороны или одной фазы мобилизации права.

По Д. Блэку, вероятность мобилизации права зависит от социального статуса вовлеченных в ситуацию факторов. Например, от благосостояния обратившегося в полицию человека, его включенности в общество, уровня культуры и других факторов, а также аналогичных переменных для сотрудников полиции, с которыми он взаимодействует.

Второй подход, который учитывает не обращение, а реакцию на него, можно назвать подходом «от результата». В соответствии с теорией Д. Блэка, реакция правовой системы зависит, как и в случае с первой фазой мобилизации, от социальной структуры. Проще говоря, реакция полиции на обращение человека будет варьироваться в зависимости от его статуса (а также статусов конкретных полицейских): от игнорирования и отказа от формальной фиксации события до принятия немедленных мер и формальной фиксации всех деталей.

Теория Д. Блэка вызвала ряд дискуссий, которые с самого начала были связаны с эмпирическими исследованиями. В 1979 г. М. Готтфредсон и М. Хинделанг опубликовали первое полноценное тестирование утверждений Д. Блэка о мобилизации права, где не подтвердились почти никакие гипотезы. Из этого авторы делают вывод, что теория Блэка несостоятельна. Однако на эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны, если предположить, что теория не может «не работать», но способна указать на недостаточность или несовместимость имеющихся данных. Иными словами, проблема может находиться не в теории, а в ее применении.

Далее следует раскрыть индикаторы социальной структуры, упомянутые мною ранее:

1) Стратификация

Согласно Д. Блэку, стратификация представляет собой вертикальное измерение социального пространства, это «вертикальный аспект социальной жизни».

Отображает существующее неравенство в распределении материальных ресурсов, их аналогов или средств их получения, например, денег. Влияние вертикального измерения предполагает, что «право изменяется прямо пропорционально стратификации».

Д. Блэк отмечает, что механизмы распределения благосостояния различаются, потому что его индикаторы в разнообразных контекстах могут быть разными, от возраста и принадлежности к определенному роду до вида занятости.

2) Морфология

Предпологает горизонтальное измерение социального пространства. Она может быть выражена, с одной стороны, вовлеченностью человека в социальный мир: чем больше человек объединен в общество, тем больше права появляется в ситуациях с его участием при прочих равных условиях. Она выражается через межличностные отношения, а именно степень близости людей друг к другу (например, жертвы и обидчика).

3) Культура

— символическое измерение социального пространства, у которого есть 2 главных аспекта.

1. это понимаемое широко количество культуры (например, количество потенциальных или реализованных идей), которое варьируется прямо пропорционально количеству права.

2. это конвенциональность. По Д. Блэку, право видоизменяется прямо пропорционально конвенциональности, то есть близости к направлению внутри измерения культуры.

Конвенциональность — своего рода культурный статус, у всех людей он разный. В качестве примеров Блэк приводит религию (католик более конвенционален, чем иудей, поскольку католиков в данном обществе больше), политические взгляды (демократ более конвенционален, чем коммунист). Также относят в качестве примера порядочность, благопристойность, уровень культуры и образования.

Очень редко в качестве индикатора культуры используют брачный статус.

4)Организация

Это обособленное измерение социального пространства, которое выражает «способность к коллективному действию», в основном предполагающему централизацию принятия решений, объединение многих единиц принятия решения в одну (классический пример — фирма).

Д. Блэк полагал, что одна группа людей может быть более организована, чем другая, и один человек может быть более организован, чем другой, что можно измерить с помощью подсчета его членств в различных группах. Блэк делает контринтуитивное предположение, что любая группа более организована по определению, чем один человек.

Индикатором организации для жертв-фирм в исследовании мошенничества на рабочем месте является сектор экономики, в котором работает фирма (государственный или частный), а также число работников в фирме.

5)(Альтернативный) Социальный контроль

Право по Д. Блэку является одним из типов социального контроля — государственным. Существует и негосударственный, или альтернативный социальный контроль. Право меняется обратно пропорционально альтернативному социальному контролю.

Индикаторами социального контроля обычно выбирают время дня и локацию или местность, ориентируясь на примеры, приводимые самим Д. Блэком. Что касается локации, то она может учитываться как место жительства жертвы (город, сельская местность) либо как место происшествия (дом жертвы, общественное помещение, коммерческое помещение, офис или производство, рядом с домом, на улице, в школе, другое).

Способы социального контроля, с помощью которых люди принуждают других людей оставаться в рамках определённого поведения без привлечения закона (например, вызова полиции).

Блэк не принимал во внимание теоретическое наследие классической социологии права. По мнению критиков, хотя Блэк стремился исключить из своего анализа какие-либо ценностные суждения, в действительности ему это

не удалось. Попытки эмпирической проверки отдельных положений его концепции также столкнулись с определенными трудностями. Тем не менее, сам факт дискуссии свидетельствовал о том, что данная концепция была серьезно воспринята многими исследователями.

Заключение

После вышеперечисленного можно говорить о теории право Дональда Блэка следующее:

Эта теория за счёт использования различных индикаторов одних и тех же параметров социальной структуры в рамках одного и более общества, является универсальной.

Она также допускает достаточно широкую дискрецию при выборе эмпирических индикаторов и не навязывает никаких однозначных примеров. Обычно подобное плохо осуществимо из-за ограничений данных.

Список изпользованных Источников и Литературы:

1) Блэк Д. Поведение закона. Глава 1. Введение, Глава 2. Стратификация, Часть 1 // Право и правоприменение в зеркале социальных наук: хрестоматия современных текстов / под ред. Э.Л. Панеях. М. : Статут, 2014. С. 131—144

2) Кузнецов Д. Концепция «поведения закона» Дональда Блэка: рождение чистой социологии из духа криминальной статистики // Социология власти. 2015. Т. 27. № 2. С. 16—47. https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-povedeniya-zakona-donalda-bleka-rozhdenie-chistoy-sotsiologii-iz-duha-kriminalnoy-statistiki/viewer

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.