|
|||
Рис. 3.9. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу для некачественного благаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Микроэкономика 34-37 Вопрос 34 Определение: Предметы потребления представляют собой результаты производственной деятельности, продукты труда, предназначенные в первую очередь для личного потребления, то есть для удовлетворения личных потребностей. К предметам потребления, выступающим объектом потребительского спроса, относятся продукты питания, одежда, мебель, газ, электричество, транспортные услуги, здравоохранение и пр. Условно предметы потребления делятся на две категории: · потребительские товары; · потребительские услуги. Потребительские товары, в свою очередь, могут быть двух типов – длительного и немедленного пользования. К потребительским товарам длительного пользования относится все то, что потребляется либо изнашивается в течение ряда лет. Потребительские же товары немедленного использования потребляются сразу. Выбор в пользу тех или иных потребительских товаров и услуг формирует потребительский спрос. Потребительский спрос характеризуется определенной величиной (объемом) и ценой. Объем спроса представляет собой количество потребительских товаров и услуг, который покупатели готовы в течение определённого периода времени приобрести по определённой цене. Под ценой потребительского спроса понимается максимальный уровень цен, при котором покупатели готовы приобрести определённое количество экономических благ. Замечание 1 Между ценой потребительского спроса и его объемом существует обратная зависимость. При росте цен объемы спроса снижаются и наоборот, при снижении цен величина спроса растет. Характерной особенностью потребительского спроса выступает его формирование. В его основе лежит потребительское поведение, определяющее конечный выбор покупателей в пользу приобретения каких-либо товаров и услуг либо отказа от него. Потребительский спрос как результат потребительского поведения формируется под воздействием множества факторов. Все они могут приобретать лишь две формы – быть ценовыми либо неценовыми. Ценовые факторы определяются, в первую очередь, уровнем отпускных цен на предметы потребления, а также их товары-заменители. Считается, что они играют ключевую роль в изменении величины спроса. Неценовые факторы не связаны с уровнем рыночных цен на потребительские товары и услуги. Прежде всего, они определяются предпочтениями и ожиданиями потребителей, а также уровнем их дохода. Все вместе ценовые и неценовые факторы предопределяют величину, характер и структуру потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист украинского происхождения Xарви Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный. Функциональный потребительский спрос обусловлен потребительскими свойствами, которые присущи экономическим благам (товарам или услугам). Спрос нефункционального типа определяется факторами, напрямую не связанными с качествами, присущими экономическим благам. Нефункциональный спрос, согласно Х. Лейбенстайну, может принимать три формы, а именно быть социальным, спекулятивным и нерациональным. Социальный потребительский спрос формируется под воздействием отношения потребителей к товару. Одни люди стремятся к исключительности и неповторимости, другие стремятся выдерживать общий стиль, а третьи и вовсе ориентированы на демонстративное потребление. Соответственно, справедливо говорить о трех случаях взаимного влияния: · эффект сноба; · эффект присоединения к большинству; · эффект Веблена. В первом случае речь идет об изменении спроса на потребительские товары под воздействием того фактора, что другие люди активно потребляют определённый продукт. Эффект сноба предполагает, что реакция индивида будет направлена в сторону, противоположную большинству – если потребители будут активно наращивать потребление данного товара, сноб будет его сокращать. Во втором случае, согласно эффекту присоединения к большинству, изменения потребительского спроса обусловлены стремлением индивида следовать общепринятым нормам, то есть приобретать тот же товар, которые покупают другие. Третий случай предполагает демонстративное или престижное потребление. Согласно эффекту Веблена потребительский спрос может расти в связи с тем, что товар имеет более высокую цену на рынке по сравнению с аналогами. В целом справедливо говорить о том, что социальный спрос на потребительские товары обусловлен внешним воздействием отдельных индивидов и их групп на общую полезность экономических благ. Вопрос 35 Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими. Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ?Y и наращивает потребление товара X на ?Х, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (рисунок ниже). Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим. Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом: где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество товара X; QY — количество товара Y. Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия — получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y: Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия: • кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон; • кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине; • абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения; • кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься; • возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя. Вопрос 36 В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению вопроса потребительского поведения (выбора): с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория) и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория). Рассмотрим оpдиналистский подход в теории потребительского поведения (выбора). Как рациональный экономический субъект потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления – основа теории потребительского выбора. Для определения состава потребительской корзины, экономический субъект всегда обращает внимание на современную рыночную ситуацию, руководствуясь следующими факторами. · Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выборе прежде всего опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания, поскольку именно они в первую очередь определяют состав его потребительской корзины. Однако реклама способна вызывать искусственные потребности. · Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ. · Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. · Относительность цен. Цены являются определяющим фактором осуществления потребительского выбора, поэтому оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен: потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене – более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор. Два товара по-разному удовлетворяют потребности, поэтому их всевозможные комбинации (одинаково полезные) формируют кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ (рисунок 1). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ Наклон кривой безразличия показывает предельную норму замещения (субституции) – MRS – количество одного товара, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от некоторого количества другого товара: MRS = - ∆Y/∆X. Отметим, что потребительский выбор всегда осуществляется в рамках ресурсных, или бюджетных ограничений. Бюджетные ограничения показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах. Для графического изображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (рисунок 2). Рисунок 2 - Линия бюджетного Бюджетная линия может сдвигаться со своего места вверх или вниз и занимать положение параллельное первоначальному. Сдвиг вверх происходит в том случае, если пропорционально уменьшаются цены всех товаров или растет доход потребителя. Тогда количество приобретаемых благ увеличивается. Сдвиг вниз произойдет в противоположном случае, когда пропорционально возрастут цены товаров или уменьшится доход потребителя, что приведет к сокращению потребляемых благ. Бюджетная линия может изменить свой наклон. Это происходит в случае изменения цен только на одну группу товаров. Бюджетные ограничения потребителя можно рассчитать по следующей формуле: Если бюджетная линия отражает - что может приобрести домохозяйство, а кривая безразличия – что оно хотело бы иметь, то совмещение бюджетной линии и кривых безразличия позволяет определить какие рыночные наборы действительно выберет потребитель. Объединив два графика (рисунок 3), можно найти геометрически решение рационального потребителя. При заданном бюджетном ограничении потребитель достигнет максимальной полезности, если выберет комбинацию благ в точке Е. Этот набор лежит на самой высокой и, поэтому, самой предпочтительной кривой безразличия, которая только может быть достигнута при движении вдоль бюджетной линии (U2). В точке Е бюджетная линия касается кривой безразличия. В точках С,Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности. Рисунок 3 - Равновесие потребителя Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при заданной величине дохода и рыночных цен потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров (благ). Вопрос 37
Изменение цены влияет на потребление товара двумя различными путями: во-первых, через эффект дохода; во-вторых через эффект замещения. Эффект дохода– это изменение спроса (потребления), вызванное изменением покупательной способности. Когда цена товара, например, падает, то реальный доход покупателя возрастает – на ту же денежную сумму он может купить большее количество данного товара и/или других товаров. Так, если бутылка пива стоит 20 руб., а пакетик леденцов – 10 руб., то потребитель, имея доход в 60 руб., может купить 2 бутылки пива и 2 пакетика леденцов. При снижении цены пива до 10 руб. он может по-прежнему потреблять 2 бутылки и 2 пакетика леденцов, и у него ещё остаются 20 руб., которые он может использовать для покупки дополнительного количества леденцов и пива. Эффект замещения – изменение спроса (потребления), вызванное изменением относительных цен. Когда цена товара, к примеру, падает, то другие товары становятся относительно более дорогими. Потребитель тогда имеет стимул увеличить потребление данного товара за счёт других. Так, если цена бутылки пива падает с 20 руб. до 10 руб., то относительная цена другого товара – леденцов возрастает с 0,5 бутылки пива за пакетик до 1 бутылки пива. Рациональный потребитель тогда перераспределяет свой доход в пользу пива. Общий эффект изменения цены складывается из суммы двух эффектов: Общий эффект = Эффект замещения + эффект дохода Некачественное благо (низшее благо) – это такой товар, потребление которого сокращается с ростом дохода потребителя. Для низших товаров – товаров, которым отдают предпочтение беднейшие покупатели, – ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Примером некачественного блага может служить поездка в общественном транспорте по сравнению с поездкой в собственном автомобиле. Товар Гиффена – это такое низшее благо, потребление которою растет с сокращением реального дохода потребителя. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, то кривая спроса будет иметь положительный наклон. Такую ситуацию экономисты называют "парадокс Гиффена". В конце 19 в в условиях войны Гиффен опсал ситуацию, когда при повышении цен на хлеб объем спроса на него увеличивался, т.е кривая спроса имеет положительный угол наклона. Этот эф-т проявляется в экстремальных ситуациях, когда происходит массовое обнищание и прояв-ся только на Т первой необходимости, не имеющие практически товаров субститутов – хлеб, картофель… Проявление этого эф-та б/зафиксировано в 1992г. Парадокс Гиффена Если при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс Гиффена».5 Он показан на рис. 3.13, на котором благо С является некачественным. Рис. 3.13. Парадокс Гиффена Исходное равновесное состояние потребителя представлено точкой F. Повышение цены блага С увеличивает наклон бюджетной линии, и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение некачественного блага по мере снижения благосостояния потребителя. Эффект замены в данном случае состоит в сокращении потребления подорожавшего блага на величину CF - CG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину АG - АF. Эффект дохода выражается в росте потребления «некачественного» блага на величину CH - CG и сокращении потребления нормального блага на величину АG - АH. В результате того что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину CH - CF. Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских благ. В целом рассуждения в этом случае аналогичны случаю снижения цен качественного блага. Отличия связаны с тем, что благо X является некачественным. Определим характер взаимосвязи (знак) между изменением цены и изменением объема спроса на некачественный товар (рис. 3.9 и 3.10). Снижение РX (цены блага X) привело и к снижению его относительной цены РX/РY и увеличению спроса на него: Рис. 3.9. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу для некачественного блага
|
|||
|