Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

1. Основной метод сбора материала – запись устных рассказов с помощью беседы(интервью).

2. Беседа по возможности должна иметь непринужденный характер. Информантам (респондентам) можно сказать, что вы участвуете в конкурсе, важном для сохранения памяти о славных и трагических событиях войны, что вам самим это не только интересно, но и небезразлично, важно для лучшего понимания истории своей страны.

3. Если информант не против, то после получения согласия следует включить видео.

4. В случае если информант вспоминает с показом семейных фотографий, то попросите сделать их видеозапись.

5. Кто может быть информантом. Конечно, это будут люди старшего поколения, которые сами в детстве или ранней юности пережили войну. Но вашими рассказчиками могут быть и их дети и даже внуки, которые помнят рассказы старших членов семьи.

6. Сведения об информанте. Если рассказчик не против, попросите его представиться в микрофон. Следует обязательно записать (можно себе на бумаге): фамилию, имя и отчество информанта, год рождения (или возраст), кем работал (или работает).

7. Сведения о месте сбора информациинеобходимо записать. 

8. Тематика бесед. Возможная тематика разработана в вопроснике. Следует понимать, что все вопросы – наводящие. Если информант охотно рассказывает, не обязательно «засыпать» его вопросами.

9. Выберите для интервью наиболее подходящие темы – в зависимости от личности рассказчика, общей ситуации. Желательно по каждой теме узнать как можно больше сведений.

10. Не следует перебивать рассказчика, если беседа неожиданно повернет в сторону от темы.

11. В ходе разговора может возникнуть какая-нибудь другая тема. Записывайте все, что возникает в памяти рассказчика. Ассоциативные связи в памяти тоже важны.

12. Старайтесь проявлять деликатность и уважительное отношение к собеседнику. Помните, что воспоминания о войне связаны с трагическими событиями в жизни человека.

13. Укажите сведения о собирателе (о самом себе): фамилия, имя, отчество; год сбора информации, место/места сбора материалов.

14. Приложите список собранных материалов: номер записи, тема/темы, дата, место записи, информант, вид/форма информации (видео).

15. Видеозапись (ссылку на размещенный видеоролик) следует выслать на адрес электронной почты:

 

 

ПРОГРАММА-ВОПРОСНИК

 

Тема (некоторые темы пересекаются) Вопросы  (вопросы являются наводящими, примерными; используйте их для интервью в форме беседы, не задавайте вопросы «в лоб», не превращайте разговор в «допрос»)

Поскольку на свои вопросы вы рассчитываете получить развернутые рассказы, воспоминания, то и форма вопроса должна к этому располагать.

Для всех тем лучше избирать такие формулы, как: Расскажите/вспомните, пожалуйста,…

 

Не следует задавать вопрос так, что на него предполагается односложный или отрицательный ответ (например: Не знаете лиНе помните лиНе было ли у вас так… и под.).

 

  Живые свидетели войны Есть ли в вашей деревне ветераны войны? Сколько сейчас им лет? Кто из Ваших родных / односельчан / знакомых был участником Великой Отечественной войны? Какими воспоминаниями о войне делились с Вами родные / односельчане / знакомые? Охотно ли рассказывали о военных годах Ваши родные / односельчане / знакомые? Как Вы думаете, почему? Как сложилась судьба Ваших родных / односельчан / знакомых после войны? Где воевал Ваш дед / родственник / односельчанин / знакомый? Помните ли, как узнали о том, что началась война? Что испытали при этом известии? Сколько было лет? Чем занимались на тот момент? Скоро ли ушли на фронт или трудились вне фронта? В каких частях страны воевали? В каких боях принимали участие? Где трудились, пришлось ли покинуть место жительства? Как узнали о победе? Что испытали при этом известии? Когда возвратились домой с фронта?
  Как началась война Какую жизнь вели до объявления войны? Чем занимались в деревне? Кто из ваших родных рассказывал вам о начале войны? Что рассказывали о начале войны? Как себя вели люди, узнав, что началась война? Помните, как проснулись в этот день? Как приняли тот факт, что началась война? Где жили, когда началась война? Пришлось ли покинуть место жительства? Что забрали с собой? Быстро ли пришли немцы в деревню? Сохранилась ли деревня после освобождения? Много ли людей ушли на фронт из вашей деревни в первые дни? Помните ли, как уходили родные на фронт? Что чувствовали при расставании? Была ли возможность заниматься хозяйством (сад, огород, домашние животные)? Что приходилось есть? Какую одежду носили? Как помогали друг другу? Как о начале войны вспоминали Ваши родные / односельчане / знакомые? Была ли в момент начала войны у Ваших родных / односельчан / знакомых семья? Как проходил призыв в армию? Как провожали на войну Ваших родных / односельчан / знакомых? Была ли в Вашей деревне / Вашем поселке / городке церковь?
  Праздник Победы в моей деревне Как узнали об окончании войны? Кто сообщил? Было ли радио? Какие чувства испытали? Кому передали эту новость? В какой части страны получили известие о победе, где находились в тот момент? Сохранился ли дом, где жили до войны? Как встречали победителей в деревне? Помните самый первый праздник Победы над фашистами? Как сейчас встречаете (празднуете) День Победы? Какие проводятся мероприятия? Если есть в семье участники войны? Есть ли погибшие, как живет память о нем в семье/в деревне? Как отмечали День Победы в Вашей деревне раньше? Есть ли в Вашей деревне молодежь? Отмечают ли День Победы в Вашей деревне сейчас? Есть ли какие-то особые традиции? Помните ли Вы фронтовиков, которые жили в Вашей деревне? Что Вы можете рассказать о них (что рассказывали о них Ваши родные)? Какие это были люди? Как они отмечали День Победы? Принято ли было их чествовать в деревне? Как администрация участвует в организации празднования День Победы? Устраивают ли встречи с фронтовиками в школе? Какие торжественные мероприятия проходят в этот день (линейка в школе, возложение венков, праздник в клубе, другое)?
  Что хранит семейный альбом Есть ли семейный альбом, в котором хранятся фотографии о войне? Кто его собрал? Когда в Вашей семье стали оформлять семейный альбом? Покажите фотографии и расскажите, при каких событиях они сделаны? Кого, кто есть на фотографиях, уже нет в живых? Кто изображен на фотографии еще (кроме Вас)? Все ли фотографии сохранились? Помните ли те фотографии, которые не сохранились? Как фотография оказалась в альбоме? Были ли фотографии с войны? Какие надписи есть на фотографиях, на страницах альбома? Что это за надписи? Какая фотография наиболее дорога? Фотографии кого из самых старших родственников там сохранились? Фотографии хранились только в фотоальбомах или висели на стене / были фотопортреты бабушки / дедушки? Было ли принято в Вашей семье делать семейное фото, когда все собирались вместе (например, когда дети с внуками приезжали летом в отпуск или собирались вместе по случаю праздника)? Есть ли в Вашем семейном альбоме фотографии похорон родных (момента прощания с усопшим)? Показываете ли вы эти фотографии своим детям, внукам? Интересуется ли молодое поколение историей вашей семьи, часто ли они смотрят военные фотографии, знают ли их историю?
  Семейная память о войне Семейные предания о войне Как живет память о событиях войны и героизме людей в семье? Говорите ли об этом? Всегда или только накануне Дня Победы? Храните ли фронтовые письма, награды, статьи в газетах, личные вещи? Покажите, расскажите о них. Как передаются они из поколения в поколение? Как передается память о тех страшных днях войны? Что значит для Вашей семьи День Победы? Какие ритуалы (действия) совершаете в этот день? Что Вы рассказываете о войне Вашим детям / внукам сейчас? От кого Вы знаете о подвиге / о военных годах Вашего (пра)деда / родного / Вашей (пра)бабушки? Когда в Вашей семье вспоминают о военных подвиге / о военных годах Вашего (пра)деда? Знаете ли Вы, где похоронены Ваши родные – участники Великой Отечественной войны? Есть ли в Вашей семье пропавшие без вести родственники – участники Великой Отечественной войны? Хранятся ли письма с войны? Сохранились ли награды ваших родственников? Воевали ли ваши родственники на войне? Знаете ли Вы их военный путь: где воевали? Где встретили победу? Где погибли (похоронены)? Сохранились ли записи их воспоминаний? Как сейчас Вы чтите их память? Принимаете ли участие в акции «Бессмертный полк»?
  Дети войны Какие события пришлись на Ваше детство? Сколько было Вам лет? Понимали ли, что такое война? Что было с учебой? Учились ли в школе? Как помогали в условиях войны взрослым? Что делали родители? Была ли деревня оккупирована фашистами? Что приходилось делать под их давлением? Помните ли День Победы? Что Вам рассказывала (пра)бабушка / мама о годах войны? Сколько детей было у Ваших (пра)дедушки / (пра)бабушки? Родился ли кто-то из них / Вас в годы войны? Что собирали в лесу, будучи детьми, чтобы найти пропитание? Какую работу по дому / по хозяйству выполняли старшие дети в Вашей семье / семье родственников / односельчан / знакомых в годы войны? Во что играли дети? В какие игры? Что рассказывала (пра)бабушка / мама о Ваших детских годах? У кого из ваших родственников детство совпало с войной? В каком году они родились? Как проходило их детство? Что они рассказывают о войне? Какова война глазами детей? Где они находились во время войны? Что они помнят о своих родителях во время войны? Есть ли среди них узники концлагерей? Как трудились в тылу дети войны? Что вы знаете о работе в тылу? Поздравляют ли их в День Победы?
  Судьба женщины в военные годы Что рассказывала (пра)бабушка / мама о войне? Вернулся ли Ваш (пра)дед / отец с войны? Сколько детей было в семье Вашей (пра)бабушки / Вашей семье, когда началась война? Все ли из детей выжили в военные годы? Чем приходилось питаться, во что одеваться во время войны? Отмечали ли религиозные праздники во время войны? Как отмечали Рождество / Пасху в военное время в Вашей семье? А в деревне?
  Школьный музей о войне Есть ли в школе (при школе) музей о войне? Кому принадлежит идея его открытия? Что он собой представляет? Какие экспонаты представлены в музее? Есть ли в школьном музее материалы о детях-героях войны? Кто принимает участие в наполнении музея экспонатами? Знаете ли Вы, кто занимается в школе организацией работы музея сейчас? Может быть, в Вашей деревне кто-то писал стихи о войне? Есть ли записи воспоминаний о войне? Какие мероприятия проводит музей (уроки мужества, экскурсии, встречи с ветеранами и под.)? Приглашают на подобные мероприятия ветеранов? Сохранились ли какие-то памятные вещи участников Великой Отечественной войны в Вашей семье, о которых Вы могли бы рассказать?
  Наш местный музей (в клубе, в доме культуры, при библиотеке) Есть ли в деревне музей? Кто его открыл? Где (в каком здании) он расположен? Кто является его хранителем в настоящее время? Что значит для жителей деревни музей? Какие экспонаты здесь представлены? Кто передал эти экспонаты? Обновляется ли музей? Создаются ли экспедиции по местам боевой славы, благодаря которым музей может пополняться? Какая находка запомнилась больше всего? Проводятся ли встречи в музее, необходимые для патриотического воспитания? Экспонаты какого периода составляют основную коллекцию музея? Много ли людей посещает ваш музей? Это местные жители или гости деревни? Проводятся ли в музее какие-либо встречи? Ходят ли молодежь и дети в музей?
  Первые послевоенные годы Сравните деревню, жизнь до войны и после. Сколько было жителей, домов, построек, общественных зданий? Уцелела деревня или была разрушена? Устоял ли дом и хозяйственные постройки Ваших родных / односельчан / знакомых в годы войны? Что осталось? Кто остался? Много ли мужчин вернулось в вашу деревню после войны? Куда вернулись после войны: на свое прежнее место жительства или остались в другом месте? Как возвращались к мирной жизни? Кто строился первым? Кто приехал позже? Чем занимались? Где трудились? Была ли работа? Какие изменения были в общественной жизни, в политике государства? Где и кем работали Ваши (пра)дед / родные / Вашей (пра)бабушка в первые послевоенные годы? Что помогло людям выжить в деревне / поселке / городке в послевоенные годы? Были ли дети в деревне после войны? Рождались ли дети после войны?
  Мемориал памяти в нашей деревне Есть ли в деревне мемориал памяти? Что он собой представляет, из чего сделан? Опишите его. Есть ли на нем надписи, списки погибших? Чему (кому) он посвящен? Какова идея создания мемориала? Где он установлен? И почему именно на этом месте? Кто принимал участие в его создании? Может быть, назовете фамилию его архитектора или художника? В каком году он создан? Как местные жители заботятся о мемориале, чтобы он не разрушался? Проводятся ли митинги у мемориала памяти в Вашей деревне / Вашем поселке / городке? Какие памятные даты отмечают у мемориала? Как это обычно происходит? Участвуют ли школьники в мероприятиях, посвященных памятным датам? Организует ли школа возложение цветов, выступления школьников? Приезжают ли на могилу родственники погибших воинов?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.