Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопедическая служба. КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?



Логопедическая служба

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

 

       Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

• неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

• изменение по падежам несклоняемых имен существи­тельных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

• незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;

• ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;

• неправильная форма сравнительной степени прилага­тельных: хужее, твердее, близее;

• неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;

• отсутствие в личных местоимениях начального «н» в кос­венных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.

 

       Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что ко­гда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового зна­чения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.

       Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошиб­ки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начина­ют коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нуж­но доброжелательно, тактично.

       Например. В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматри­вает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок ус­покоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо бы­ло сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно».

       В данном случае отец оказался чутким к речи ребенка. Кро­ме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребенок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повто­рять ошибку ребенка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил ребенка повторить.

       Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику на­бор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он поставил перед ним задачу вспомнить животных, которых он видел в зоопарке, назвать их в форме мн. числа, а затем найти их на открытках. Сын с большим удо­вольствием отвечал отцу: «Я видел в зоопарке тигров, зайцев, верблюдов...» Он не подозревал, что отец придумал такую игру для того, чтобы научить его произносить названия животных во мн. числе.                                                     Логопед



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.